Экологическое воспитание старшего дошкольника через дидактические игры
статья (старшая группа)

Путинцева Нина Сергеевна

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности, дидактическим играм. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности, дидактическим играм. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений.

С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с растениями. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о жизни растений: учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений; понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам; узнают о некоторых особенностях ухода за растениями, способах их размножения, особенностях строения.

Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики: К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С. Выгодским, А. Н. Леонтьевым и другими. Дидактическая игра является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, растения). Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на это ветке», «Угадай на вкус» и т. д. в этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами, и в группе на материале собранных коллекций природных материалов и комнатных растений.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания. Развивать мыслительные процессы. Настольно — печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по сову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки или сочетается с ней) подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей. Словесные игры («Съедобное — несъедобное», «Дерево — плод», «Я — дерево» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции.

Использование в работе дидактических игр позволяет решать не только задачи по ознакомлению дошкольников с миром растений, но и по развитию речи. Детям нравятся словесные игры «Вершки — корешки», игры с мячом «Дерево — плод», «Съедобное — несъедобное», «Я знаю…». Все словесные игры активизируют словарь дошкольников. С помощью игр «Подбери словечко», «Сварим суп», «Испечем пироги», «Какое варенье» обогащается и активизируется словарь прилагательных. В игре «Я — дерево» я учу детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Игры «Ярмарка», «Магазин цветов», «Угадай по описанию» позволяют в интересной игровой форме упражнять детей в составлении описательного рассказа. Повторное обследование речи детей показало, что дети успешно овладевают знаниями о растительном мире, они стали понимать взаимозависимость явлений в живой и неживой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...

«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».

        Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые после...

Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».

Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним....