Главные вкладки

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    статья (старшая группа) на тему

    МАНУКЯН ГАЛИНА НОРИКОВНА

     

    В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формирования экологических представлений старших дошкольников. Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, окружающая среда, игровая деятельность.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    На современном этапе экологическое образование рассматривается как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, и поэтому требует пересмотра объекта изучения, определения методологических подходов. Мы  должны подчеркнуть, что проблемы социальной экологии, включенные в структуру  экологического образования дошкольников, будут способствовать в дальнейшем тому, что ребенок осознает свое место в окружающем мире, выработает навыки экологически грамотного поведения.

    Природная и социальная окружающая среда, бывает достаточно агрессивна по отношению к здоровью и жизни ребенка. Поэтому воспитатель должен свою работу планировать с учетом того, что ребенка необходимо научить  основным правилам безопасности, приемам укрепления здоровья, навыкам благоустройства окружающей среды.

    Игра – это наиболее естественная и ведущая форма детской деятельности, которая глубоко отражается на эмоциональной сфере ребенка, активизирует эмпатийные переживания, укрепляет моральную мотивацию, содержит широкие возможности для формирования нравственного поведения и поступков в естественных условиях.

    Суть игры сводится не только к способности отражать мир, но и превращать его. Учитывая значение игровой деятельности в формировании старшего дошкольника, воспитателям целесообразно попытаться экологизировать игровую деятельность, то есть обогатить ее экологическим содержанием.  Воспитательный эффект достигается при максимальном приближении сюжета игры к задачам экологического воспитания, к образцам поведения в реальных условиях. Педагогам следует выбирать наиболее убедительные факты для сюжета игры, использовать для этого разнообразные приемы: объяснение, помощь, поощрение, заинтересованность, оценку действий и т. п.

    Проведение словесно-дидактических игр способствует формированию у детей экологических представлений, их систематизации («Кто и что делают из дерева», «Что делают из ткани», «Дерево-кустарник», «Узнаем, откуда берутся платья и костюмы»), уточнению знаний о взаимосвязи между объектами природы («Что вырастили люди», «Кормушка для птиц», «Птицы в природе»), ответственному отношению к природе, формированию умения экологически правильно выбирать форму поведения по отношению к живым существам («Выбери правильную дорогу», «Можно – нельзя»).

    Для экологического воспитания в современных условиях нужны новые игры, которые бы, с одной стороны, моделировали само творчество человека, а с другой – обеспечивали условия для совершенствования его интеллекта. Такими играми должны стать ребусы ботанического и зоологического содержания. Такие игры желательно объединять на основе общих, только им свойственных особенностей: каждая игра – комплекс заданий, которые ребенок решает с помощью различных картинок, в которых используется принцип парности. Поиск соответствий возникает перед детьми не в абстрактной форме, а виде рисунка или написанного слова-названия. Игры-ребусы дают возможность каждому ребенку самостоятельно искать решение в соответствии со своими возможностями, постоянно усовершенствуя их.

    Словесно-логические игры являются средством экологического воспитания детей. Ценность таких заданий в экологическом воспитании дошкольников состоит в том, что проблемный вопрос вызывает у детей активное познавательное отношение к природе; эти задания просты, легко запоминаются; нравственные ситуации, которые содержаться в их основе, побуждают гуманные чувства, учат детей сопереживать и бережно относиться ко всем живым и неживым предметам окружающего мира.

    Выводы. Таким образом, дидактическая игра является важным средством экологического воспитания. В дошкольном учреждении игровые ситуации используются в двух аспектах: как средство экологического воспитания и как метод выявления уровня воспитанности детей. Включение детей в игровые ситуации дает возможность увидеть, как они действуют, руководствуясь собственными представлениями о том, что «хорошо» и  что «плохо», определить уровень воспитанности детей, мотивы поведения в различных ситуациях.

    Использованная литература

    1. Алферова И.В. Компетентность в сфере экологии: семинар-практикум для педагогов / И.В. Алферова // Ребенок в детском саду.-2009.-№3.-С.58-61
    2. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание.-2010.-№1.-С.110-114.
    3. Соломенникова О.А. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду / О.А. Соломенникова // Современное дошкольное образование.-2010.-№2.-С.8-12.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

    Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

    «Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».

            Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые после...

    Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

    Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

    Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение их к природе

    Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении лю...

    Экологическое воспитание старшего дошкольника через дидактические игры

    Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частност...

    Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение к природе

    Представлен опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14» г. Городца Нижегородской области Татаринцевой Алены Павловны по нравственно-экологическому воспитанию детей старшего дошкольног...