«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».
материал на тему

Даниленко Ольга Валерьевна

          Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, бесспорно, интересная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_po_ekologii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9  г. Тара»

Тарского муниципального района Омской области.

«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».

        

Выступление из опыта работы.

        

                

                                                                  Музыкальный руководитель

                                                              Даниленко О.В.

        

2012 г.

          Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования  у дошкольников основ культуры рационального природопользования, основ экологической культуры.

Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.

            Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, бесспорно, интересная.

          Народное искусство в детском возрасте имеет великую эмоциональную силу, а выразительность его образов определяет место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Фольклор обладает мощной побудительной силой. Влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам,  и  деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

 В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально-экологического материала;

- недостаточно конкретного материала, разработок  занятий,  сценариев праздников, вечеров развлечений, методики их проведения.

Отсюда, дети недостаточно знакомы с экологией родного края, с русским календарным фольклором, народными традициями, приметами и явлениями природы.

Главной целью моей работы является: максимально заинтересовать ребенка жизнью своих предков, показать взаимосвязь явлений природы с трудовой  и обрядовой деятельностью через знакомство с произведениями детского музыкального фольклора.    

           Реализуя на практике поставленную перед собой цель, мною была создана система кружковой работы в этом направлении, которая включила в себя раздел детского календарного фольклора. А также был подобран музыкальный репертуар, соответствующий народной традиции нашего региона, приметам и явлениям природы экологической направленности. В специально разработанный комплекс тематических занятий познавательного цикла, вошли произведения, имеющие сезонный характер: это календарные народные пени и игры, танцы и хороводы, обрядовые действия, которые обогащают знания воспитанников народными приметами календарно-земледельческого круга.

      На таких тематических занятиях как «Экскурсия в огород», «На деревенском дворе», «В гостях у Мухи-Цокотухи», «Война грибов с ягодами», «Русская берёзонька» дети узнают много интересного из окружающего их мира насекомых, зверей, птиц и растений, впитывая свойственные только им особенности, сопереживая всем тем трудностям, с которыми сталкивается окружающая нас природа и её жители.

      Опираясь на сведения народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять такие темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелётные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Злаки», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Многие песни полюбились и хранятся в памяти детей - про комара, солнышко, дождик, берёзку. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряженья, подражания тому или иному персонажу, образу.

       Собственно, детский календарный фольклор – это заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, они не носят магического характера, являясь для детей скорее элементами игры, в той или иной степени они связаны только с природой.

        Наиболее распространенным и активно бытующим жанром на моих занятиях с детьми являются заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции. А так же близкий к закличкам, жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к зверям, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рожки; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, а так же интонировать говорком.

       Результатом моей практической деятельности в экологическом направлении является проведение фольклорных праздников, связанных с явлениями природы («Осенины на Руси», «Масленица», «Светит солнышко для всех», «Праздник зонтика», «В гости к рябинке», «У природы нет плохой погоды…»), на которых дети обобщают свои знания о сезонных явлениях природы. Благодаря таким фольклорным праздникам и развлечениям дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы.

      Детям очень импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой в любое время года. Фольклор также воспитывает у детей и эстетическое отношение к природе, обусловленность сельскохозяйственного труда природными явлениями, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем

В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками...

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение их к природе

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении лю...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.

В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....