Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками
статья на тему

Клочкова Светлана Васильевна

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В.Жаркова

С.В.Клочкова

г.Арзамас

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками

Воспитание ребенка - одно из самых сложных и ответственных дел. Еще более сложная задача созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Желание воспитать нравственного человека - девиз педагогической деятельности.

Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребенок делает первые шаги в познании мира, приобретает опыт для жизни в обществе. В дошкольные годы начинают формироваться качество личности, привычки, отвечающие или противоречащие нормам, действующим в рамках данной культуры, система ценностей и традиций. К концу дошкольного детства складывается первичная система ценностей, качеств, ориентации ребенка, как психическое новообразование (Непомнящая Н. И.). Все это объясняет причину особого интереса к проблеме развития у ребенка духовно – нравственных качеств в современной дошкольной педагогике.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится ориентироваться в этом мире, учится явлениям общественности, собственной жизни и деятельности. И здесь важно педагогу привить духовно-нравственные качества, стремление к истине, добру, красоте.

Наиболее сложная и менее разработанная в современной педагогике проблема - приобщение ребенка к духовному миру, поскольку в условиях радикальных изменений произошла переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания.

Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней – является важной частью воспитательной работы с дошкольниками.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас   постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Праздники на основе православного календаря закрепляют знания детей о значении православных праздников в жизни русского народа.

Изучение традиций Православных праздников позволяет научить детей внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Воспитательно-оздоровительная работа в ДОО осуществляется через проведение тематических православных праздников, таких как: «Рождество Христово», «Пасха», «Яблоневый Спас» и др.

Реализация данного направления работы в полной мере становится возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Совместная деятельность воспитывает не только малышей, но и мобилизует взрослых, восполняя бреши своего воспитания, призывая к чуткости, уважительного отношения друг другу, народным традициям, гордости за свою Святую Русь.

Работа по ознакомлению детей с русскими народными праздниками ведётся с 4 лет. Работа проходит по нескольким этапам.

На первом этапе проводится беседа о русском народном творчестве, о русских народных обрядовых песнях, знакомятся с музыкальными инструментами, рассматривают иллюстрации с русским народным праздником - Рождеством, идёт просмотр видеозаписи.

На следующем этапе идёт работа по изготовлению различных костюмов. К данной работе привлекаются дети, сотрудники детского сада, в стороне не остаются и родители.

Далее идёт разучивание музыкального репертуара, который включает в себя обрядовые песни - колядки, игры, хороводы, дети учатся игре на музыкальных инструментах.

Пасха для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, знакомство с православными традициями   народа. В течении пасхальной недели   детям, как правило, рассказывают о празднике Пасха, об особенностях проведения праздничных дней этого светлого праздника. Интересно детям рассматривание   картин  русских художников, иллюстраций из детской Библии,  стихи о Пасхе. В ходе просмотра презентации «О великом празднике Пасха» ребята получают первичные представления о духовном наследии православного народа. Как правило, дети с воодушевлением изготавливают поделки к празднику «Укрась яичко к празднику», «Пасхальная картина».

Учитывая то, что старшие дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, необходимо разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. На Рождество можно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Алгоритм разработки сценариев православных праздников принципиально не отличается от традиционных подходов к составлению сценариев любых праздников. В их содержание включаем чтение стихотворений и исполнение песен, танцевальные номера и игры, разыгрывание сценок или небольших театрализованных представлений.

Особенностью содержания православных праздников в дошкольном учреждении является то, что лишь часть репертуара носит православную тематику – обычно это песни, стихи, сценки, игры. Остальной репертуар отражает календарную тематику - особенности того времени года, когда проходит праздник (в основном это касается танцев, частично песен и хороводов, которые используется на традиционных праздничных утренниках). Так, например, на празднике Рождества Христова, кроме рождественского репертуара «Песенка со свечами», «Рождественская песенка», можно использовать песни о зиме такие, как «Елочка-красавица» или «Эх, ты, зимушка-зима!», хороводные игры и хороводы «Ой, мороз-мороз» или «Белый снег, белешенький» и т. п.

Аналогично подбирается материал и к празднику Пасхи. Наряду с пасхальными песнями «Песенка про ангелов», «Вербочки», используем песни о весне, такие, как «Весна-красна», «Капельки весны», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», танцы «Цветов», «Ручейков» и др.

Такой подход к подбору материала позволяет совмещать традиционную в данный период работу с подготовкой к православному празднику. Так, празднование Рождества Христова, проходит сразу после традиционных новогодних утренников, да к тому же после длительных праздничных каникул, отдельного времени на подготовку совсем нет. Празднование Пасхи в большинстве своем в нашем детском саду совпадает с подготовкой к выпускным и весенним утренникам.

Таким образом, организация и проведение праздников способствует совместному проживанию детьми и взрослыми разнообразных событий, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, наполняет жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами.