Проект " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через знакомство с народными праздниками "
проект (старшая группа)

Елена Анатольевна Степаненко

Именно традиции русских праздников помогают детей приобщить  миру родной культуре.Положительно влияют эстетически и развивают способности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duh_nrav_starsh_gr.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №48 «Незабудка»

 ПРОЕКТ

«Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников через знакомство с народными праздниками»

                                                                            Автор проекта: Степаненко Е.А.

 г. Невинномысск

2022г

Паспорт проекта:

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, родители, воспитатель

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта:  с января 2022 по апрель 2022 уч. год

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции праздники - это нить, связывающая нас с прошлым.

    Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.

Без знания своих традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с народными праздниками, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

   Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает способности каждого ребёнка, формирует духовную культуру.

ПРОБЛЕМА:

Современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов. Недостаточный уровень знаний детей о понимании смысла народных праздников, старинных традиций отражающих важные стороны жизни народа.

ЦЕЛЬ:  Формирование интереса и любви к народным праздникам, традициям и обрядам русского народа.

ЗАДАЧИ:

1.Знакомить детей с  народными праздниками, с историей их возникновения.

2. Воспитывать любовь и уважении к русской народной культуре.

3.Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

4.Привлекать родителей  к участию в конкурсах, акциях, воспитательных мероприятиях православной, патриотической и культурологической направленности; 

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Привлечение  родителей  к  сбору материалов, необходимых для реализации проекта;

2.Оформление выставок  детских работ совместно с родителями по теме проекта;

3.Участиюе в конкурсах, акциях, воспитательных мероприятиях православной, патриотической и культурологической направленности; 


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

- Дети знакомятся  с народными праздниками, понимают их смысл;

- Формирование у воспитанников представления о традиционных духовно-нравственных ценностях ;

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;

Знание истории русского народного костюма, головных уборов ;

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным

ценностям, обществу;

- воспитывают любовь и почтение к близким и окружающим

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может  воспитать в детях духовно – нравственные ценности;

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-

нравственных ценностей у воспитанников;

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

-  повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Методы исследования:

наглядно-действенный;

словесно-образный;

практический.

Наглядно-действенный метод:

используется во время чтения педагогом художественной литературы, наблюдений, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.

Словесно-образный: 

словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией, ответов на вопросы педагога, детей, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.), загадывания загадок, рассматривания наглядного материала, иллюстрациям, разбора житейских ситуаций, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

используется, когда необходимо организовать продуктивную

деятельность, провести игры: со строительным материалом, дидактические, подвижные, и др., сказок, литературных произведений, а так же конкурсы; изготовить с детьми наглядные пособия; организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Рождественская открытка и т.д.).

Этапы работы над проектом:

1 . Подготовительный этап: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП: проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (беседы, художественное творчество, праздники, чтение, и т.д.)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП: проведение  итоговых мероприятий по проекту; Презентация проекта.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«Познавательное развитие»; (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);

«Социально-коммуникативное развитие»;  (познавательные беседы, экскурсии, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры);

«Художественно-эстетическое развитие»; (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки, открытки к праздникам; развлечения, праздники, разучивание хороводов);

«Физическое развитие». (подвижные игры).

ПОКАЗАТЕЛИ духовно – нравственного развития дошкольников:

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле,

щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и

зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести,

благодарности, трудолюбии и др.

2. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми .

3. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность).

4. Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам,

соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

5. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим,

потребность и готовность проявлять сострадание .

6. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду.

7. Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности.

8. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и

позитивных взаимоотношений.

9. Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами

традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и

посильное участие в домашних делах.

10. Ответственность за свои дела и поступки.

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЯНВАРЬ

1. Беседа: «Рождество Христово»

Рассказ воспитателя -  «Рождество и Святки»

Дать детям расширенное представление о празднике Рождества Христова.                 

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки.

Знакомство и разучивание  колядок.

 2.Чтение К. Лукашевич «Рождественский праздник»,

 И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина «Святой вечер, добрый вечер!»,  Л. Пальмин «Рождественская звезда», А. Фет «Стихи о           Рождестве»,  С.Маршак. «Двенадцать месяцев».

3.Зимние игры на воздухе «Снежные круги», «Два Мороза», «Сбей колпак со снежной бабы».

4. Акция «Рождественская открытка»

5. Консультация для родителей «Как мы встречаем Рождество»

ФЕВРАЛЬ

1. Беседа «О народных традициях и обычаях»

2.Знакомствое детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками. 

Рассматривание альбома «Народные промыслы ».

3.Рисование: «Русский народный костюм».

4. Консультация для родителей  «Русские народные календарные - обрядовые праздники»

МАРТ

1.Беседа  «Масленица»;

Традиции, обряды, обычаи. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен.

Познакомить детей с последним зимним праздником (Масленица).

Масленица - один из самых веселых, шумных, озорных народных праздниках.

Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников.

Уточнить представление о гостеприимстве как отличительной черте   характера россиян.

2. Чтение  Д. Кузнецова «Блины».

3.Мастер класс «куклы – Масленица »;

4.Подвижные игры:  «Горелки»  «Перелет птиц»,

5.Досуг  на свежем воздухе  «Широкая Масленица

6.Информационный стенд для родителей  «Масленичная неделя»

АПРЕЛЬ

1.Беседа «Вербное воскресенье»;       

Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

2.Чтение: Стихотворения А. Блока «Вербочки», А. Майкова «Христос Воскрес», С. Есенина «Пасхальный благовест». 

3.Народные игры: «Верб –вербочка» и «Заря –зареница»

4.Выставка поделок с родителями «Вербочка »

5.Консультация для родителей  « Вербное воскресенье» 

МАЙ

1.ООД «Великая Пасха». Беседа: «Пасхальные традиции»  Цель:  рассказать детям о том, что Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры.

 (крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей).

2.Пальчиковая игра «Пасха». 

3Дидактическая игра. «Найди такое же яичко»

4. Рисование  «Расписное яичко»

5.Создание совместной выставки родители и дети: «Пасха Светлая»

6. Консультация для родителей  « Как рассказать ребёнку о светлом празднике «Пасха»

7.Фотоколлаж  «Как мы дома праздновали Пасху?».

Презентация проекта.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • обработка и оформление материалов проекта;
  • презентация проекта;
  • выявить динамику развития познавательных способностей у детей, усвоение материала повышения;
  • степень повышения компетентности родителей в вопросе духовно- нравственного воспитания детей.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенной работы был собран и систематизирован материал по теме проекта. У дошкольников появился интерес к данной теме, а так же они имеют представление:

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Панина С.М. Духовно-нравственное становление дошкольников;
  • Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду;
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду;
  • Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010;

                   

                           АНКЕТА для РОДИТЕЛЕЙ

1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских   праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.? (необходимое подчеркните).

а) да, это традиция нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время  это становится традицией нашей семьи

в) мы не празднуем эти праздников

г) другой ответ ____________________________________________________

2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования высоких духовно – нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания

детей

б) мы все больше в этом убеждаемся

в) с этим утверждением мы не согласны

г) другой ответ _________________________________________________

3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа

б) да, мы с этим согласны ) нет

г) другой ответ ______________________________________________

4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях

православной направленности, которые проводятся в детском саду?

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам

б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие

в) мы категорически с этим не согласны

г) другой ответ ________________________________________________

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Формирование патриотического воспитания у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой.

Из опыта работы педагога. Формирование патриотического воспитания  у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой....

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...