Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Мельникова Ольга Васильевна

Музейная педагогика. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melnikova_o.v._statya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Мельникова Ольга Васильевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с

«Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

В настоящее время актуальным является развитие интереса детей к изучению родного края. Обуславливается это рядом причин: желанием познать окружающий мир, новыми подходами к процессу воспитания и обучения, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого подхода в обучении и воспитании. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка основ познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.                                                                          

  В дошкольном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление формирования краеведческих знаний, которые направлены на развитие и формирование социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения дошкольников. Краеведение способно приобщить детей к общественно полезному труду, любви к своей Родине, культуре, преодолению любых форм национального эгоизма и ограниченности.                                                               Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением, она дает огромную платформу для всестороннего развития дошкольников. С.А. Жукова отмечает: «Важными объектами для формирования краеведческих знаний детей являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны».                                                          

 Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.    Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что несет человечество. Музейная деятельность тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением. Технология использования средств музейной педагогики в формировании краеведческих знаний дошкольников заключается во включении элементов музейной педагогики в учебную и воспитательную деятельность в определенной системе. Именно благодаря творчеству воспитателей, заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинство детей проявляют познавательный интерес к предмету, осваивают требования, предъявляемые образовательным стандартом.                                                                                                                 В процессе краеведческой деятельности педагогов и детей создаются мини-музеи, обладающие огромным образовательным потенциалом. Данные музеи ставят для себя ряд важных целей: активное вовлечение дошкольников в общественную и исследовательскую деятельность для изучения родного края, а также сохранения природного и историко-культурного наследия, формирования у дошкольников патриотизма, гражданского самосознания, трудолюбия, ответственности.                    

 Организация мини-музея предоставляет уникальную возможность проводить интересные дополнительные занятия, вовлекать дошкольников в поисковую деятельность, разнообразить словарный запас детей, а также формировать познавательные и творческие способности дошкольников.                                                                          

   Организуя мини -музей в группе, можно наблюдать, как дети с огромным интересом выбирают тематику будущих экспозиций, исходя из собственных интересов, подбирают экспонаты, оформляют свой мини-музей. Выбор темы для мини-музея является приоритетным вопросом. Это должно стать личной инициативой ребенка. Важно поддержать интерес к теме, показать ее значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, воспитателю нужно оказать ребенку всевозможную помощь.                                                                                                                                                          

 В ходе работы по организации мини-музея необходимо стремиться к достижению следующих задач: воспитывать патриотические чувства; реализовывать творческие способности детей; создать ситуацию успеха для конкретного ребенка; в процессе работы над различными темами развить у детей познавательные и мыслительные умения. Тематика музеев в детском саду, в первую очередь должна соответствовать специфике возраста, а также отвечать интересам и увлечениям каждого ребенка. Например, наиболее интересными для детей могут стать такие темы, как «Музей национального ремесла», «Музей новогодней игрушки», «Музей ретро-фотографий», «Музей героев сказок», «Музей матрешки», «Музей русской избы», «Игрушки наших родителей» и т.д. Основой экспозиции мини-музеев могут быть различные коллекции, альбомы с марками и фотографиями, открытки, детские рисунки, ретро-игрушки, символика государства, предметы истории, игровые макеты подготовленные детьми и родителями.                         Формы работы в мини-музее могут быть самые разнообразные:                                                

  - экскурсии с целью создания коллекции;                                                                                          

  - экскурсии  в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета;                      

 - выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;          

- викторины;                                                                                                                                                

  - проведение праздников, развлечений;                                                                                                        

- сбор экспонатов, поисковая работа;                                                                                                  

  - тематические вечера, занятия;                                                                                                              

- театрализованная деятельность;                                                                                                                         Оценивая роль мини-музея в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо особое внимание необходимо особое внимание уделить силе воздействия  представленных в нем материалов, ведь живой показ явлений и фактов средствами музейных экспонатов особо убеждает, остается в памяти, будит мысль дошкольников. Воспитатель оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, а также помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму-интересно не разрушать, а созидать.                                                                                                    

 Таким образом, место и роль музейной педагогики в формировании краеведческих знаний детей дошкольного возраста заключается в организации деятельности, способствующей решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития личности, формированию разносторонних интересов ребенка. Она значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников"

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченны...

Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе

В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...

Эффективность роли музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Эффективность роли музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников....

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

Роль музейной педагогики в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания, его места и роли в...