Виды детского труда
учебно-методический материал (старшая группа)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды детского труда16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что детский труд и игра как бы «вырастают» из предметной деятельности. Трудовая активность не присуща ребенку изначально, но первоначальные ее предпосылки закладываются в раннем возрасте. Они связаны с развитием произвольных движений, формированием манипулятивных, орудийных действий, установлением связей между действием и результатом, стремлением ребенка к самостоятельности в решении простейших практических задач в самообслуживании.

 Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке группы детского сада, на участке, дома (накрыть на стол, подготовить необходимый материал для изготовления поделок и др.).

Труд в природе по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением гуманного отношения, актом помощи живому и требует от детей определенного круга представлений о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, проявления ответственности, поскольку он направлен на помощь живому.

Ручной труд предназначен для удовлетворения эстетических потребностей. В его содержание входит изготовление игрушек из бумаги, дерева, природного, бросового материала, ремонт книг, рукоделие и т. д. Он требует умений владеть ножницами, иглой, а также знания материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, развитию умения доводить начатое до конца. Результатами освоенного труда дети радуют других людей, создавая для них подарки, сюрпризы. Они учатся украшать своими изделиями пространство группы, детского сада к празднику, оформлять выставки и т. д.

Виды детского труда

Самообслуживание

— умывание;

— раздевание;

— одевание;

— уборка постели;

— подготовка рабочего места;

— забота о чистоте тела;

— забота о порядке в костюме;

— готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

— соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно — бытовой труд

— поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

— помогать взрослым при организации режимных процессов;

— замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

— устранять непорядок по собственной инициативе;

— отвечать за порядок на полке; содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

— мыть некоторые игрушки;

— протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

— стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т. п.;

— накрывать на стол, убирать посуду после еды;

— подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

— помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

— оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

— проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

— оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Труд в природе

— уход за растениями и животными;

— выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Ручной труд

— изготовление предметов из различных материалов;

— изготовление игрушек.

Формы труда:

— поручение;

— дежурство;

— коллективный труд.

Игры на самообслуживание

Игра: «Почистим туфли»

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми  они - раз, два, три!

Предлагает  детям самостоятельно почистить  свои туфли (ботинки).

Игра: «Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход игры: педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.

Игра хозяйственно — бытовой труд

Игра «Кому это нужно?»

Цель .  Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями

. Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды детского труда и их влияние на воспитание личности ребенка

                            Великий  педагог В.А. Сухомлинский писал, что «....труд становится великим воспитателем, к...

Организация различных видов детской деятельности ознакомления с трудом взрослых в системе комплексно - тематического планирования. Профессия - пожарный.

Одной  из задач образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед ...

Учебно-методическая разработка для педагогов ДОУ "Виды детского труда и формы его организации"

В УМР представлены материалы, которые способствуют повышению педагогической компетенции в вопросах трудового воспитания детей разных возрастных групп....

«Требования к организации детского труда. Труд детей в природе и трудовые поручения»

Формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитание  ценностного отношения  к собственному труду, труду других людей ...

Консультация учите детей видеть связь труда и денег

консультация для родителей по финансовой грамотности...