"Что такое деньги" ( НОД по финансовой грамотности в старшей группе )
учебно-методический материал (старшая группа)

Формирование основ финансовой грамонтности у детей старшего возраста 
-  познакомить с понятием "деньги", "монета", "банкнота", "пластиковая карта" , с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека . 
- развивать умение анализировать , сравнивать , обобщать, делать выводы . 
- закрепить представление о составе числа 5 
- воспитывать у детей интерес к экономике
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_finansovoy_gramotnosti.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Полянка»

Воспитатель: Шабалина Л.В.

«Что такое деньги»

(НОД по финансовой грамотности в старшей группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Яшкино

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста

Задачи:

- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- закрепить представление о составе числа 5

- воспитывать у детей интерес к экономике.

Оборудование: костюм для персонажа Кот учёный, игровой набор «Маленький банкир», мяч, копилка, большие картинки: купюры и монеты, видеофильм «Прошлое денег», монеты, листы бумаги и вода для экспериментирования поделки из бумаги-кошельки для подарков детям.

Организация детей: свободная, удобная для восприятия изучаемого материала, на стульчиках.

Виды деятельности: ознакомление с окружающим и предметным миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи

Методы обучения: рассказ, беседа, диалог, логические рассуждения, игра. наблюдение, экспериментирование.

Ход НОД 

1 Организационный момент

Ребят встречает Кот Учёный: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я снова пришёл к вам в гости, чтобы позвать вас сегодня поиграть в увлекательную квест-игру «Найди клад». Как вы думаете, кто такие кладоискатели?

Дети: Это люди, которые ищут клад.

Кот Учёный: У меня есть карта-схема, которая поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим её. Чтобы найти клад на карте-схеме изображены станции, нам придётся выполнять задания, которые есть на каждых станциях, Выполняя задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу. За каждое выполненное задание вы будите получать ключ от сундука в котором находится клад. Один из них должен открыть сундук. Вы готовы?

Дети: Да.

Кот Учёный: Ну, а справиться с заданиями нам поможет наш девиз, давайте дружно вместе произнесём его: «Мы ребята просто класс – всё получится у нас»

2 Основная часть

Первая станция «Деньги»

Дети предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать, что это за станция.

Загадка: «В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем».

 Дети: Деньги.

Кот Учёный: Правильно, ребята, это станция называется «Деньги».

Ребята, а кто знает из какого материала сделаны деньги? (из бумаги и металла). Давайте их рассмотрим.

 Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги?

Купюры бывают 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (показывает изображение на картинке) Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать.

А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Для чего нам нужны деньги».

Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте, для чего нужны деньги.

Кот учёный, по очереди бросает мяч детям. Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т.д.

Молодцы, ребята, вот вы и справились с первым заданием и получаете первый ключ от замка сундучка с кладом. 

Вторая станция «Историческая»

Кот Учёный: На этой станции вы узнаете, всегда ли существовали деньги? И как люди совершали покупки в то время, когда денег не было?

Давайте сядем на стульчики и посмотрим  небольшой видеофильм «Прошлое денег».  После просмотра видеофильма вы должны будите ответить на несколько моих вопросов. Ответите правильно заработаете второй ключ.

Кот Учёный: Какие они использовали вместо денег предметы? (соль, рис, ракушки, чай, орехи, мех и шкуры животных, сушеную рыбу, драгоценные камни). Как вы думаете, удобно было использовать эти предметы для покупок? (Нет). Конечно же, нет. Соль, рис, чай можно было рассыпать, сушеная рыба пропасть. И тогда люди придумали деньги.

Молодцы, ребята, вот вы и справились со вторым заданием и получаете второй ключ от замка сундучка с кладом. 

Третья станция «Экспериментальная»

Кот Учёный: Ребята, все вы видели, как выглядят деньги.  (Ответы детей: бумажные и из металла).  Нам на этой станции надо выяснить и сравнить какими деньгами удобнее пользоваться.

А вы, ребята, как думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить и как настоящие исследователи будем записывать результаты в карту.

Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? На карте, напротив монеты ставим плюс.

 Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Напротив, чего мы поставим плюс, монеты или купюры? (Монеты).

 Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Бумага легче и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей.

Теперь посмотрим на карту с записями, сколько плюсов вы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты. Но один существенный недостаток у таких денег — это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. (Показывает мешочек с монетами даёт подержать детям). Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет.

В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать.

 Молодцы и с этим заданием вы справились успешно, и я вам вручаю третий ключ.

 А сейчас давайте, ребята мы с вами отдохнём, поиграем в игру «Мы монетки»

Дети делятся на две группы поровну. Одна группа встает полукругом-это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах-это монетки.

Монетки: «Мы не детки, мы не детки,

А весёлые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Движутся в припрыжку.)

Жмёмся спинками друг к другу (Прижимаются спиной к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок…-(Прыгают на месте.)

И обратно в кошелёк.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелёк, пока он не захлопнулся-дети смыкают круг.)

Игра повторяется- дети меняются ролями.

Кот Учёный: Молодцы! Замечательно поиграли!

Четвёртая станция «Пословицы»

Кот Учёный: Ребята, послушайте задание. Вам нужно «Досказать пословицу «про деньги, выполнив это задание вы получите четвёртый ключ.

-Копейка рубль…  (бережёт.)

-Всех денег …  (не заработаешь.)

-Деньги приходят и… (уходят.)

-Дорог хлеб, коли… (денег нет.)

- Накопи – потом… (купи.)

Кот Учёный: Молодцы! Вы постарались, и получаете ключ. Посчитайте сколько ключей у вас сейчас. (Ответ детей: четыре). Сколько нам еще нужно заработать ключей, чтобы было их пять.

 Дети: Ещё один.

Пятая станция «Покупки»

Кот Учёный. Вот мы с вами и добрались до последней станции называется она «Покупки». Задание: вам нужно утвердительно ответить, что можно купить, а что нельзя. Если можно купить вы говорите, «Да» и хлопаете в ладоши, если «Нет» -купить нельзя топните ногой

 (Дом, Удача, конфеты, маму, книгу, счастье, цветы, солнце, молоко, здоровье, самолёт, воздух, смех, велосипед, телевизор, дружбу, мечту, куклу).

Кот Учёный. Молодцы, ребята, верно вы ответили мы не можем купить счастье, здоровье, мечту, дружбу, смех. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются. Вы зарабатываете еще один ключ. Посчитай те сколько у вас ключей.

Ответы детей: (пять ключей.)

3. Заключительная часть

Кот Учёный: А вот и сундук с кладом. Давайте с вами попробуем открыть замок на сундучке с кладом, какой ключ подойдёт к замку. (Дети подбирают ключ).

В сундуке красивые кошельки для игры в магазин, и копилка для группы.

Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Кот Учёный прощается с детьми. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по финансовой грамотности в старшей группе/ Тема: "Деньги как знак товарно - денежных отношений".

Цель: Дать детям понятие, что такое деньги. Формировать представление о деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, о процессе...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность по финансовой грамотности для старшей группы "Что такое деньги?"

Познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением. Рассказать, для чего нужны деньги, какого достоинства бывают и какие....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги и как они появились»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги и как они появились»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Что такое деньги? Откуда они берутся?"

Данный материал поможет сформировать первоначальные представления у детей по финансовой грамотности....