Духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского.
тест

Лопандина Надежда Павловна

Статья предсталявляет духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lopandina_n.p.statya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского.

                                                                      Лопандина Надежда Павловна,

преподаватель православной культуры МБДОУ №3,

МАДОУ №7 г.Лебедянь,директор воскресной школы

 Казанского собора г.Лебедянь

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                               А.С. МАКАРЕНКО

  Патриотическое воспитание дошкольников – одна из самых актуальных задач нашего времени. Возрождение духовно-патриотического воспитания -это шаг к возрождению России.

  Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

  Воспитать патриота своей Родины – одна из важных задач современного образования. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, любви к своему дому, улице, городу, к героям Отечества.

  Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

  На примере героев Отечества, у детей воспитывается интерес к историческому прошлому страны, героическим подвигам  национальных героев.

 Образ великого русского полководца Александра Невского – яркий пример защитника Отечества, горячо любящего  свой народ и свою Родину.

  Знакомство  дошкольников с житием  святого благоверного князя Александра Невского, его ролью в истории нашей Родины, формирует  чувство гордости к верному сыну Отечества –, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос.

 Подвиги русского полководца способствуют  формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству; воспитывать навыки дружелюбного общения.

  Художественный образ Александра Невского, сложившийся веками, обладает всеми качествами для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Многообразие произведений, посвященных Александру Невскому, свидетельствует, о том, что общество имеет духовно-нравственную потребность в художественном образе «христианина, гражданина и семьянина», каким был Александр Невский. 

  Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

  Работу по данному направлению в дошкольных учреждениях мы представили как интеграцию различных видов детской деятельностей. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей на основе определенной проблемы. Для ее решения мы использовали проектный метод деятельности.

  Одним из таких методов является метод проектной деятельности.

  Для знакомства с житием святого Александра Невского в дошкольном учреждении реализуется проект «Александр невский – душа России». Проект  творческий и познавательный. С целью реализации поставленных перед собой задач мы разработали план, где предусматривалось обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний; формирование умения организовать деятельность и обеспечить ее разнообразие, развить творческий потенциал и привлечь родителей к осуществлению проекта. Вся проектная деятельность была направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.

В ходе проектной деятельности используются разнообразные методические приемы и средства:

-  просмотр фильма «Александр Невский», просмотр мультимедийных презентаций и видеороликов,  озвучивание детьми фильмов, составление рассказов, беседы,  заучивание стихотворений, отгадывание загадок,  рассказывание поговорок и пословиц о Родине;

- проведение  конкурса чтецов «Александр Невский – герой России»;
- рассматривание книг о древнерусских защитниках Отечества, о военной форме, обмундировании, оружии ;Хочу такой сайт

- рисование, аппликация, лепка древнего города, древних воинов;  

Александра Невского прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях.

 На занятиях дети слушают мелодии «Моя Россия», кантаты В.В Мусоргского «Вставайте люди русские…»; кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», музыка Мусоргского « Рассвет на Москва-реке»,  слушание песни «Богатырская наша сила»  С. Прокофьева.

    Детям интересно рассматривать иллюстрации, знакомиться с небольшими отрывками из  книг. Основная деятельность дошкольников – игровая, и поэтому новые знания о Руси, о детстве княжича Александра и его обучении военному делу находят свое отражение в сюжетах игр «Древняя Русь», «Собери дружинника в поход», «Назови и передай следующему», «Готовимся к бою», в создании крепостных построек из строительного материала.

  Задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом, в котором он живет, своим народом.

  История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Список литературы:

Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - : Мозаика-Синтез; Москва; 2010.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. Методиче- ское пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и мето- дические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.