мастер - класс : Организация театрализованных игр. Настольный театр
статья

Григорьева Виктория Юрьевна

Театральная деятельность - как предпосылка творческого развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_teatr.igram_.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме: Организация театрализованных игр. Настольный театр.

Цель:

  • Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с настольным театром.
  • Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для конусного настольного театра.
  • Привлечь педагогов к совместной деятельности с детьми: игре настольным театром в детском саду.

 

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б.М. Теплов)

Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Существует огромное множество разных видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, театр бибабо, театр на ложках и т.д.  Дети с удовольствием используют все виды театров в своей деятельности.   Но более подробно остановимся на настольном  театре.

История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней познакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не ошибемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах.  И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору –  будь то лавка, пенек или что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.

Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка и т.д.), главное в этом театре –  куклы: куклы-игрушки и куклы-картинки. 

Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. Это:

— Воспитание творчески активной личности, раскрытие новых талантов детей средствами театрального искусства.

-Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность.

-Овладение практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

-Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи.

-Создание творческой атмосферы в детском коллективе, взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.

В отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

В настольном театре чаще всего используют фабричные игрушки, но очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Поэтому  настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей. Детям очень интересно самим мастерить фигурки для настольного театра. Они с большим интересом рисуют, вырезают, лепят и конечно играют. Это для них как новые игрушки, только дороги они тем, что сделаны своими руками. Создавая настольный театр, мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью.

При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, необходимо соблюдать

1)принцип соразмерности:

для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой или ниже, учитывая соотношение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству
        2)
принцип однофактурности:

игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, пластилин, картон, природный материал).

Для инсценировки сказок необходимо использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т.д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от ваших возможностей и фантазии.

При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.

Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется — играя, а в ИГРЕ он познаёт МИР! Приятного Вам творчества!

Мастер-класс по изготовлению конусного театра

Этапы изготовления кукол для конусного театра:

  1. Заранее распечатанные шаблоны вырезаем.
  2. Одну сторону заготовки для конуса намазываем клеем, сворачиваем заготовку конусом и прижимаем.

3.На готовый конус приклеиваем голову куклы

4.Затем приклеиваем ручки, ножки, хвостики

5.Далее приклеиваются аксессуары (корзинка Красной шапочки, ружье для охотника, носок для бабушки).

Куклы готовы.

 

Рефлексия: Педагоги представляют свою работу в виде презентации сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Организация театрализованных игр в детском саду»

Наша главная цель – воспитание всесторонне развитого человека. И для достижения этой цели мало того, чтобы ребенок обладал знаниями, необходимо, чтобы он умел общаться, выражать эмоции, сопережи...

Мастер-класс для воспитателей «Использование настольного театра для всестороннего развития дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей «Использование настольного театра для всестороннего развития дошкольников»...

Мастер класс для родителей"Изготовление настольного театра «Театр своими руками»

Мастер класс для родителей " Изготовление настольного театра "Театр своими руками"...

Мастер-класс по изготовление конусного настольного театра из картона и бумаги

Мастер-класс по изготовление конусного настольного театра из картона и бумаги...

Мастер-класс по театрализованной деятельности Тема «Театр рук».

 Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов;    Задачи:...