Организация работы детей раннего возраста в малых группах
статья

Луконина Ирина Николаевна

Организация работы детей раннего возраста в малых группах. Благоприятные условия для адаптации детей к детскому саду, Поддержка родителей через беседы, консультации и проведение дистанционной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Луконина Ирина Николаевна 

                                                                                                                  воспитатель

ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Тема : Организация работы детей раннего возраста в малых группах ( из опыта работы воспитателя )

1.         Характеристика возраста

  В раннем возрасте (от 1 до 3) ребёнок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функций. Именно в первые три года закладывается 80% физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития - от 2 до 3 лет. За это время ребенок проходит огромный путь в своем развитии. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребенок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни - чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека. С 2 до 3 лет ребёнок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Расширяется круг общения  за счёт менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребёнка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развивают восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др. Развитие предметной деятельности подготавливает ребёнка к игре. Он хочет всё делать сам – в своей самостоятельной сюжетно-отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

 К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. В игре впервые проявляется инициатива ребёнка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.

   2. Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:

 -сохранение здоровья ребенка,

-полноценное физическое развитие, 

-развитие речи, 

-игровой деятельности, 

-сенсорное развитие, 

-формирование основных психических процессов, 

-развитие умственных познавательных и творческих способностей. 

 Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.

 3. В нашем дошкольном учреждении организационная работа проводится в несколько этапов:

-подготовительный;

-этап наблюдения;

-этап анализа и выводов.

 

 Подготовительный этап: Задачи первого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Проблемы, связанные с поступлением ребёнка в группу раннего возраста, начинаем с организации и повышения педагогической компетентности родителей. Уже несколько лет в нашем детском саду проводятся для родителей  консультации «Наш малыш».

Основными функциями этих консультаций являются:

-облегчение адаптационного периода детей раннего возраста;

-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;

-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;

-сохранение и укрепление здоровья;

-содействие личностному развитию детей раннего возраста;

-оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;

-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.

 Планирование консультаций осуществляется с учетом запросов и пожеланий родителей. Это знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, режимом дня, консультации по вопросам питания, организации гигиенических процедур, игровой деятельности детей, развития речи. На родительских собраниях знакомим родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста, с особенностями адаптационного периода. Проводится анкетирование родителей. Проводим предварительное анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в дошкольное учреждение Результаты анкетирования обрабатываются, и на заседании психолого – медико-педагогического совещания даётся прогнозирование течения адаптации.

 Лучше всего предварительно прийти с ребенком и познакомиться с воспитателями, групповыми помещениями, выбрать себе шкафчик с понравившейся картинкой. Тогда ребенок будет чувствовать себя комфортнее при следующей встречи. 

 Этап наблюдения: Утренний осмотр проводит врач совместно с воспитателем; принимать не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить им максимум внимания. Время пребывания в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания ребенка к условиям детского сада. В период адаптации учитываются все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняются привычные для ребёнка воспитательные приёмы. Со дня поступления ребёнка в детский сад воспитателями ведётся лист наблюдений за ребёнком, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность в игровой деятельности и взаимодействие со взрослыми и детьми. На основании наблюдений за детьми, выявляются проблемы, которые решаются при активной работе с родителями, через консультирование, рекомендации, посещение родительских собраний, общение при помощи папок-передвижек для родителей «Полезная информация».

 Этап анализов и выводов: На последнем этапе происходит обработка результатов и анализ адаптационных листов и, если возникают вопросы, родителям ребёнка рекомендуем обратиться к психологу детского сада.

 4. Реализация общеобразовательной развивающей программы с детьми раннего возраста: 

 Исходя из программных задач, и в соответствии с требованиями, сетка занятий включает в себя в группе раннего возраста 2 занятия по физическому развитию, 2 - музыкальных занятия, 1 - по развитию познавательных способностей, 1 - по развитию речи, 1 - по формированию математических представлений, 1 - по лепке, 1 - по развитию изобразительной деятельности.   Разработали перспективное планирование на год. Организация работы с детьми включает игры - занятия, индивидуальную игровую деятельность, прогулки. Занятия проводим по подгруппам (так малыши лучше усваивают материал). Планирование индивидуальной и совместной деятельности в утренние и вечерние часы, происходит согласно циклограмме. При организации работы с детьми раннего возраста большое значение придаём соблюдению режима дня, смены видов деятельности, сна и прогулок.

  5. Организация предметно-развивающая среда: является одним из определяющих факторов воспитания малыша. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно.

 Для комфортного пребывания детей в детском саду созданы все необходимые условия: имеются групповые и спальные комнаты, стены которых покрашены в нежные цвета, комнаты для гигиенических процедур, имеется разнообразная детская мебель, диваны. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группах есть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

 Все виды деятельность крайне важны не столько для овладения умениями, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем во всех видах деятельности. Поэтому очень важно не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для этого. Педагоги создают условия для всех видов деятельности, оформляя в группе уголки для разностороннего развития детей. Наша цель на данном этапе закрепить интерес малыша к занятиям, поддержать его познавательные действия.

 Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходим высокий профессиональный уровень педагогов и младшего обслуживающего персонала групп раннего возраста. Поэтому постоянно совершенствуем свои знания и умения.

 Основными задачами работников  являются:

-научиться самим и обслуживающему персоналу находить подход к каждому ребёнку, уважать ребёнка как личность, быть внимательным, отзывчивым;

-научиться наблюдать и анализировать поведение детей, уровень их развития; 

-осуществлять грамотный контроль за нервно-психическим развитием детей;

-профессионально консультировать родителей по вопросам педагогики и психологии раннего детства.

  6.  Вывод: 

 По обработанным результатам адаптация у детей показывает, что большая часть группы детей со средней степенью адаптации. Малыши быстро привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты со взрослыми и сверстниками. Это позволяет нам судить о правильной организации работы всего педагогического процесса, связанного с адаптацией детей. Развивающая и, постоянно обновляющаяся предметная среда, позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребёнка. Родители детей, поступающих в детский сад, повышают свой уровень в вопросах воспитания детей раннего возраста, повышается количество родителей, доверяющих воспитателю, активность родителей в подготовке детей к детскому саду.

 Таким образом, чёткая, профессиональная слаженная работа педагогов, психолога, медицинского работника, логопеда, участие родителей, заинтересованность педагогов, является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду и даёт положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Организация работы детей раннего возраста в малых группах

Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на го...

Статья "Как организовать работу детей раннего возраста в малых группах"

Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на го...

Организация работы детей раннего возраста в малых группах

Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых действий. Малыш учится упр...

Работа детей раннего возраста в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...