Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
материал

Шустова Наталия Рифатовна

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой для развития детейИграя, ребёнок учится и развивается, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Авто статьи: Шустова Наталия

Игра для ребенка дошкольного возраста является основным и самым любимым видом деятельности. Через игру дети познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, общаться в социуме и готовятся к взрослой жизни. Помимо этого, игра также является и основой творческого развития ребёнка, помогает ему применять творческие навыки в реальной жизни. Игра предлагает ребенку взять на себя роль, подражая взрослым, «прожить» разные жизненные ситуации, узнать, как следует себя вести в разных предлагаемых обстоятельствах. Немаловажным является то, что игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. Благодаря общению друг с другом и комментированию тех или иных действий, происходит закрепление навыков пользования инициативной речью, совершенствование разговорной речи, формирование грамматического строя языка и словарного запаса. Именно поэтому так важно использовать игру в воспитательном процессе с целью развития речевой деятельности.

     Главная задача речи в психическом развитии ребенка заключается в освобождении его навязанных стереотипов и открытии возможностей действовать  не только с вещами, но и с их заместителями  – знаками, воплощенными в слове. Такая возможность помогает малышу задействовать временную перспективу, обращаться в прошлое и будущее.

     Речь  дает возможность представить мир предметов человеческой культуры, позволяет познакомиться с этим миром не только через личный опыт, но и с помощью слов. Общаясь со взрослыми ребенок начинает узнавать то, чего он сам непосредственно не воспринимал. Своевременная работа по развитию речи помогает расширять взаимопонимание как с близкими людьми, так и с посторонними, с которым так или иначе каждый ребенок взаимодействует в разных жизненных обстоятельствах. Речь расширяет рамки социального бытия ребенка. Через понимание того, что взрослый – это не только член семьи, но и образец и носитель человеческой культуры, ребенок выходит за рамки узкого семейного круга и начинает познавать более широкий мир человеческих взаимоотношений.

   Специалисты утверждают, что в первые две-три недели жизни дети не проявляют инициативы  по отношению к окружающим. Но, несмотря на это, взрослые постоянно разговаривают с малышом, проговаривают вслух все его действия, ловят его взгляд.

     С возрастом же у детей возникает настойчивая потребность в  общении. Ребенок хочет что-то получить, попросить, сделать и пытается разными способами выразить эти желания с помощью речи. Такие потребности и обуславливает возникновение непосредственно активной речи. Уже в дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка  к предстоящему обучению в школе. В этом возрасте важно научить детей связно и осмысленно описывать увиденное, передавать свои мысли, грамотно произносить слова и фразы. Примерно в 4 года ребенок уже имеет активный словарный запас, которые помогает ему свободно общаться с окружающими. В процессе пополнения словарного запаса ребенок все более интенсивно овладевает грамматическим строем языка. Он уже начинает отвечать на вопросы развернутыми фразами или предложениями, состоящими из четырех и более слов, использует в своей речи распространенные члены, глаголы и существительные во множественном числе, начинают осваивать сравнительную степень прилагательных и наречий, использует краткие причастия.

     К 5-6 годам детский словарный запах насчитывает уже примерно 3000 слов. В этом возрасте дети начинают задумываться над своей речью, могут создавать по аналогии новые слова.  Это говорит о стремлении ребенка понять принципы словообразования, но по причине  отсутствия достаточного речевого опыта он делает это неудачно.

     Таким образом, можно сказать, что фундамент  речевого развития ребенка закладывается  в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом  особой заботы со стороны взрослых.

       Игровая деятельность для дошкольника оказывает специфическое воздействие на становление речи. Следует регулярно побуждать ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, а также проводить небольшие игровые занятия, которые помогут лучше усвоить речевые основа. Содержание полезной для развития речи игры представляет собой инсценирование какого-либо сюжета. В них, за счет расширения словарного запаса, стимулируется активная речь и совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок пробует запоминать выразительные средства родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дети пытаются говорить четко, чтобы всем было понятно сказанное. В подобной игре формируется  эмоционально насыщенная, диалогическая речь. Дети лучше понимают содержание произведения, последовательность происходящих событий и логику, а также причинно-следственную  обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, поза, жест, интонация, модуляция голоса).

     Основная  цель, стоящая перед педагогом в процессе проведения игровых занятий с дошкольником - это побуждение к развитию творческих способностей обучающихся посредством и развитие навыков общения. Помимо всего прочего, игровая деятельность, основанная на сказках, пробуждает детский интерес к литературе и театру, помогает развивать артистические способности в момент, когда ребенок переживает чувства героев игры и воплощает на себе их образы. В театрализованных играх наиболее важным является репетиционный процесс, а не конечный результат. Важно сохранить детскую непосредственность,  способность к импровизации, поэтому не рекомендуется заставлять обучающихся точно запоминать текст и заучивать позы или жесты героев. Главное – развить способность понимания основного смысла, поэтому основа игры – сказка или рассказ – должна быть хорошо знакома детям, понятна и соответствовать возрасту.

Помимо театрализованных игр, наиболее полезными для  дошкольного возраста являются дидактические и сюжетно-ролевые игры.

В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Дети берут  на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят  их деятельность и отношение между  ними. При этом они комментируют свои действия, что также позволяет развивать речь и расширять словарный запас. В процессе игры взрослый много разговаривает с ребенком, в результате чего у малыша возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Взрослый всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

   Также важным инструментом развития речи может стать  дидактическая игра. Она имеет познавательное значение, способствует расширению кругозора ребенка, учит находить сходства и различия между предметами, а также выделять их свойства. Все дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память и сообразительность ребенка.

Таким образом, в процессе игровой деятельности ребенок получает многостороннее воспитание – его речь развивается и становится более осмысленной; пополняется его словарный запас; формируется правильное словоупотребление и звукопроизношение, а также происходит побуждение к общению со сверстниками и взрослыми с целью выражения своих желаний или передачи информации. Все это оказывается влияние как на развитие речевого аппарата и формирование грамматического строя языка, так и на становление личности дошкольника в целом.