Главные вкладки

    Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
    презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) на тему

    Панина Олеся Александровна

    Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду в жизни ребёнка, в частности, к интеллектуальному, речевому и познавательному развитию маленьких детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznavatelno-rechevoe_razvitie.pptx919.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности. Выполнила: Панина О.А. воспитатель группы №1 МБДОУ д.с . №20 «Улыбка » г. Реутов

    Слайд 2

    Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последнее десятилетие во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду в жизни ребенка, в частности, к интеллектуальному, речевому и познавательному развитию маленьких детей.

    Слайд 3

    Известно, что ребенок овладевает речью за какие-нибудь 2-3 года. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года – 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже от 1500 и более слов. Малыш познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к более сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д.

    Слайд 4

    Таким образом, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания. Передаются умения и навыки. Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно. Само собой. Что бы он развивался. Необходимо общение со взрослым. Который способствует формированию речи малыша, развитию его познавательной активности.

    Слайд 5

    Работая с детьми раннего возраста, заметили, что в сад с каждым годом стало поступать все больше детей с задержкой речевого развития. На наш взгляд, о сновными причинами этого являются: частые заболевания ( что приводит к физическому и как следствие, к психическому ослаблению организма); о сложненная адаптация к новым условиям жизни в детском саду; р одительская некомпетентность (загруженность родителей и, как следствие, недостаток внимания со стороны родителей «домашняя запущенность»)

    Слайд 6

    Основной формой педагогического воздействия на процесс речевого развития детей являются игры-занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Но что бы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать содержательным и интересным. Вот здесь и приходит на выручку совместная игровая деятельность.

    Слайд 7

    Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель: развивать речь детей и расширять их представления об окружающем мире в процессе игровой деятельности.

    Слайд 8

    Исходя из цели , были определены следующие задачи : Вызвать интерес к познавательно-речевой деятельности посредством применения различных игр и игровых упражнений; Развивать понимание ребенком речи взрослого; Обогащать пассивный и активный словарь детей; Формировать активную речь ребенка путем использования сюжетно-дидактических игр; Учить пользоваться речью как средством общения с окружающими и как средством познания окружающей действительности;

    Слайд 9

    Формировать звуковую культуру речи, развивать голосовой аппарат и речевое дыхание в процессе д/и и упражнений; Расширять ориентировку в окружающем ; Учить действовать в воображаемой ситуации; Формировать способность к замещению предметов; развивать в процессе игры навыки самостоятельности

    Слайд 10

    Выделяются разные виды игр передающие детям определенные знания и умения: Дидактические; Сюжетно-дидактические; Подвижные; Игры драматизации; Музыкально-коммуникативные; Игры-забавы и др.

    Слайд 11

    Организовывая сюжетно-дидактическую игру необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребенком, продумать подбор игрушек так, что бы ребенку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребенка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Например в С.Д.И. «Научим куклу раздеваться» можно побудить детей к произношению названий предметов одежды, их частей, а так же действий (снять, повесить, положить, поставить.)

    Слайд 12

    Можно использовать чтение различных стихов и потешек , поскольку игры- потешки , забавы, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом, способствуют пассивной и активной речи, обогащению словаря. Например при укладывании куклы спать можно предложить спеть «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…», во время причесывания куклы Кати читаем потешку «Расти коса до пояса…» и т.д.

    Слайд 13

    Систематически проводится работа по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, такие как «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка» и т.д., различные мозаики, дидактические вкладыши, шнуровки, разнообразные конструкторы и пр., т.к. уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сфомированности тонких движений пальцев рук.

    Слайд 14

    В процессе игр и совместной деятельности с ребенком осуществляется поэтапно отработка произношения звуков: проговаривание изолированного звука (во время игры «Дочки-матери» предлагается убаюкать куклу: «а-а-а», «м-м-м», послушать на прогулке и повторить песенку ветра: «у-у-у», во время мытья рук услышать и спеть песенку водички: «с-с-с» и т.д.); произнесение несложных звукосочетаний Д.И. «Кто как кричит?» и т.п.;

    Слайд 15

    Дети нашей группы часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом, поэтому с целью развития голосового аппарата применяются игровые упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью, например: «Тихо-громко», «Эхо», «Мама и детки» и др.

    Слайд 16

    Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха во время д.и . «Напоим мишку чаем» вместе с ребятами остужаем слишком горячий чай и т.п.

    Слайд 17

    Организуя сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, используем разнообразные приёмы, направленные на развитие активной речи детей, например, приём речевого подражания «Как лает собачка? Скажи: «Не лай!», «Катя не хочет есть кашу? Попроси её «Катя, ешь!»; приём внезапного исчезновения объекта (ребёнка ставят перед необходимостью произнести нужное слово или предложение «Ляля ушла!»); разговор об игрушке в её отсутствие, беседа о событиях недавнего прошлого и т.п.

    Слайд 18

    В своей работе большое внимание уделяем обогащению сенсорного и сенсомоторного опыта детей. Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий, что позволяет ребёнку выделять широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон.

    Слайд 19

    Без дидактических игр здесь не обойтись. Такие игры, как «Что за форма?», « Весёлый паровозик», «Собери картинку» помогают значительно расширить чувственный опыт малышей. Процесс восприятия всегда нужно сопровождать словом, называя качества предметов и явлений (шарик круглый, гладкий, красный; музыка весёлая, грустная, тихая, громкая; звуки длинные, короткие, и т.п.). Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.

    Слайд 20

    Большую роль в познавательно-речевом развитии детей играют музыкально-дидактические, музыкально-коммуникативные игры, игры-драматизации, такие как «Кто в домике живёт?», «Музыкальная коробочка», «Весёлые матрёшки», «Три поросёнка», несущие в себе особый эмоциональный заряд. Проводим для детей различные праздники, развлечения, показываем сказки-драматизации, настольные, кукольные и теневые театры.

    Слайд 21

    В процессе игровой деятельности не ставится перед детьми задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных речевых задач в игре носит ситуативный характер; ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что запланировал педагог.

    Слайд 22

    Основная особенность игровой деятельности состоит в том, что ребёнок раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. У него формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.

    Слайд 23

    При этом особое место занимает предметно-развивающая среда. Поэтому, начиная работать по данной теме, мы поставили перед собой цель: создать такую среду в группе, которая, в первую очередь, была бы комфортной и, конечно же, способствовала полноценному, всестороннему развитию детей, побуждала их к речевой активности.

    Слайд 24

    В группе совместно с родителями создаются все условия для максимального раскрытия и удовлетворения интересов и желаний каждого малыша: имеется уголок уединения; новые , отвечающие современным требованиям сюжетно-игровые модули: « Уголок ряженья», «Кукольный уголок», «Природный уголок»; новые куклы, игрушки, настольные и дидактические игры, книжки для малышей и т.д.

    Слайд 25

    В группе имеется аудиотека детских песенок, колыбельных, русских народных сказок, звуков природы, музыки русских и зарубежных композиторов и др . несущие в себе познавательно-речевую нагрузку.

    Слайд 26

    Содержание работы выстраиваем на принципах доступности, последовательности, целесообразности, используя методы развивающего обучения с учётом регионального компонента в соответствии с Федеральными государственными стандартами.

    Слайд 27

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

    (Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

    Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

    курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....

    Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

    Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

    Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...