Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
    консультация на тему

    Фомина Елена Александровна

    Методика проведения игр на сенсорное развитие:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx16.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для педагогов

    по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности  

    Дети в возрасте от 1 года до 3 лет чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

    В группе или на прогулке важно акцентировать внимание на сенсорных эталонах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.

    Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

    Методика проведения игр на сенсорное развитие:

    1. У детей от 1 года до 3 лет возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия.
    2. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
    3. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
    4. Учите детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
    5. С детьми раннего возраста необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, пирамидки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к игрушке, учить их играть с ним.
    6. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
    7. Известные детям игры становится более интересными, если в их содержание вводиться что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
    8. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
    9. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
    10. Подводя итоги игры с детьми, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
    11.  Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (например: посуда – игра «Детский сад», «Повар» и др.).
    12. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.
    13. Большое значение в этом возрасте имеют:
    • Игры с песком и водой, где ребенок пересыпает и переливает из одной емкости в другую.
    • Различные движущиеся игрушки; динамические игрушки.
    • Игрушки контрастных размеров для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т.д.  
    • Пластмассовые и деревянные конструкторы, конструкторы «Лего», настольная и напольная мозаика.
    • Игрушки различной формы (круглые, кубические), емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать.
    • Разрезные картинки, кубики с картинками; парные картинки.
    • Шнуровки, застегивающиеся коврики.
    • Игрушки различной величины (например: машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель).
    • Мячи разных размеров и в достаточном количестве.
    • Настольно – печатные игры по ФЭМП и другие.
    1. Правильно подобранные по цвету, форме, величине, звучанию, тактильным качествам игрушки и пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
    2. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

    Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

    (Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

    Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

    Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

    курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....

    Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

    Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

    Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

    Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

    Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...