Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Степаненко Наталья Геннадьевна

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Цель работы: выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста. Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста;  Рассмотреть специфику предметной игры, ее значение для сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение                               «Детский сад комбинированного вида №12 «Ладушки» г. Салаира

                                                                                                                                           

                                                         

Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

                                                                                 Исполнитель:

                                                                                 Степаненко Наталья Геннадьевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....

3

1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста……………..

4

2.Специфика предметной игры, ее значение для сенсорного воспитания детей раннего возраста………………………………………………………..

8

Заключение……………………………………………………………………

14

Список использованных источников…………………………………….…

16

Приложения А Конспект сенсорно - двигательного  занятия.                          Тема «Веселые мячи…………………………………………………………..

17

Приложения Б Игры для сенсорного развития детей……………………...

20

Введение

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Л. А. Венгер, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека"

Цель работы: выявить особенности сенсорного развития у детей раннего возраста.

Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

-   Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста;

- Рассмотреть специфику предметной игры, ее значение для сенсорного воспитания детей раннего возраста.

1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.  

Понятие "сенсорная культура" вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что воспитание ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем "социального наследования", которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Е.И. Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка...». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие.  Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития - внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

Другой видный исследователь Л. А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап - предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами, о круглых говорит, что они похожи на мячик т.е., при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап - средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре "Спрячь мышку" дети знакомятся с эталонами формы и т. д.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко - маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап - на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - "короткими" и "длинными". От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.  

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Истоками сенсорным способностям лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.

2. Специфика предметной игры, ее значение для сенсорного воспитания детей раннего возраста

В раннем детстве ведущей деятельностью является предметная. Предметные игры являются основным средством сенсорного воспитания. На них в педагогике почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Предметно-игровая деятельность зарождается еще в младенческом возрасте в ходе овладения предметными действиями. В этом возрасте ребенок только осваивает предметно отобразительные действия, которые будут преобладать до 1 года 6 мес. По мере расширения жизненной сферы ребенка, его взаимодействия с окружающим миром возрастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения).

Игра - универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка.

Главной задачей предметных игр является сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения). Содержание предметных игр определяется воспитательными задачами и возрастными рамками.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

М. Монтессори выделяла обучающую роль игры. В противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.

В.Н. Аванесовой считает, что в образовательной деятельности важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Предметные игры являются разновидностью дидактической игры, следовательно, вбирают в себя все формы, методы, приемы дидактических игр. Воспитательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом - с игровыми задачами и игровыми действиями.

Предметные игры выполняют также функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей: От хаотичных «проб и ошибок», через «целенаправленные пробы» к безошибочному действия с предметом.

В раннем детстве предметные игры направлены на совершенствование умений сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. В таких играх большое значение имеет слово, наглядность, показ действия.

Предметные игры совершенствуют тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий.

В предметных играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

В процессе игровых действий с предметами и игрушками у детей оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнения, сопоставления цвета, формы, величины. К 2-м годам эти процессы осуществляются без предварительных премирований, переходя из внешнего плана во внутренний.

П.Я. Гальперин условно делит игрушки в этом возрасте на 2 вида:

- игрушки, изображающие предметы (ручные), связанные с определенными манипуляциями (машинка, кубик, шарик); предмет - продолжение руки, им действуют как рукой;

- игрушки-орудия, предметы, выполняющие определенную функцию и предполагающие определенный, жестко фиксированный способ действия (ложка, чашка, карандаши, совочек, лопатка и т.д.). Овладение этими орудийными действиями происходит именно в раннем возрасте и является важнейшим приобретением этого периода. Рука подстраивается под предмет-орудие. Именно при усвоении орудийных операций для ребенка возникает само орудие как та новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для простого функционального удовольствия, а для получения какого-то другого результата.

П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы формирования закреплённых за предметом - орудием действий:

- первая стадия - «целенаправленные пробы» - варьирование ребенкуом своих действий, исходя не из свойств орудия, с которым он хочет, например, достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета;

- вторая стадия - «подстерегания» - эффективный способ действия с орудием находится случайно, стремление ребенка повторить его;

- третья стадия - «навязчивого вмешательства» - активность поиск ребенком эффективного способа действия с орудием и овладения им;

- четвертая стадия - «объективная регуляция» - открытие ребенком способов регулирования и изменения действия, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее - к формированию у ребенка определенных личностных качеств. Например, куклу ребенок укладывает спать, кормит ее, везет коляску, гладит, пылесосит, готовит еду и т.п.

Развитие предметных действий неразрывно связано с развитием игровых. Под руководством взрослого ребенок переносит предметные действия на игру: «Покорми мишку» «Покачай лялю».                                       Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые. К концу раннего детства предметные игры перерастают в сюжетно - отобразительные, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами.

Два момента показательны в этом плане.

- передача предмету несвойственных функций, которые вдруг обнаруживаются при варьировании места или действия. Например, кормить шарик, надевать носок на руку или причесывать расческой мячик;

- одушевление предметов, попытки разговаривать с ними: «Ап! «, «Бух! «, «Дрдр « или «Куку, нету!- Вот она! « Потом обращения типа: «Идииди сюда. Догоню! Aп!- поймала «. Вопросы к предмету: «Зачем укатился? «, «Хочешь, подниму высоко? « и т. д. Побуждают к этому приему народной педагогики, когда взрослые «говорят « с предметами: просят ножку ребенка не баловаться или зовут затерявшуюся варежку.

Речевые элементы придают игре сюжетное звучание, хотя она остается предметной; в центре внимания ребенка предмет, а не отражение действий взрослого.

Как видно предметная игра обогащается за счет элементов сюжетных и подвижных игр, а также всего опыта ребенка.

Таким образом, сущность предметной игры - это варьирование места, объекта, условий или способа действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно- отобразителъную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни.                                                                                                   Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

К концу раннего возраста дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем, не просто манипулируя ими, а конструируя, строят из них что-либо новое. Предметно-игровая деятельность приобретает развернутые формы начинает определять психическое развитие.

Заключение

Сенсорное воспитание - воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, - должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

В раннем возрасте ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия с детьми должны строится так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста способствует их физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию. Но содержание, приемы и методы реализации сенсорного воспитания иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста. Они определяются возрастными особенностями малышей. И так как в этом возрасте детям свойственна предметная деятельность, то воспитательный процесс необходимо проводить именно в этой сфере деятельности детей раннего возраста.

Ранний возраст - период, когда ребенок, психологически погружаясь в предметную деятельность, осваивает разнообразные виды замещений: в его действиях любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета. Именно упражнения замещения формируют основы для развития знаковой функции сознания и для развития воображения.

На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.

Организация предметной деятельности в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении основных педагогических условий оказывает позитивное влияние на процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста, а также на общее развитие ребёнка.

Список использованных источников

1. Богусловская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2007. – 207 с.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :Просвящение, 2007. – 143 с.

3. Зворыгина, Е. В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания [Текст] / Е. В. Зворыгина. – М. : Просвещение, 2009. – 285 с.

4. Михайленко, Н. Г. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание [Текст] / Н. Г. Михайленко, Н. Н. Короткова. 2011. – 156 с.

5. Запорожца, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М. : Просвещение, 2012. – 112 с.

6. Сакулиной, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. П. Сакулиной., Н. Н. Поддьякова. – М. : Просвещение, 2009.– 176 с.

7.Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2009. – 145 с.

8. Фролова, А. Н. Игры – занятия с малышами [Текст] / А. Н. Фролова. –  М.: Просвещение, 2007. – 197 с.

Приложение А

Конспект сенсорно - двигательного  занятия

Тема «Веселые мячики»

Программное содержание: 

Обогащение двигательного опыта детей.

Развитие сенсомоторики, продолжить учить детей согласовывать движения рук и ног. 

Обеспечение эмоционального комфорта на занятии. 

Материал: мячи диаметром 6-8 см,18-20 см, 40см; клубочки с разноцветными ленточками. Игра «Ловим мышей» Волшебный клубочек.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в зал и видят, что все мячи раскатились по полу: и большие и маленькие. 

Воспитатель – Дети! Что случилось с нашими мячами? (ответы детей). Да, они, наверное, выпрыгнули из корзины и играли друг с другом: мячи закатились по углам, остановились на середине зала, запрыгнули на скамейку.  ( дети вместе с воспитателем ходят по залу, удивляются такому беспорядку). 

Воспитатель: Нужно мячики убрать на место. 

Ах, они проказники! Игровое упражнение «Убери мяч на место». Дети не просто убирают мячи, а играют с ними по показу воспитателя: Сначала убирают самые большие: они катят их, продвигаясь вперёд. Мячи меньшего диаметра (18-20 см) дети кладут на голову и, придерживая руками, идут, сохраняя равновесие, по широкой «дорожке» и кладут их в корзину. Маленькие мячи (6-8см) дети перекладывают на ходу из руки в руку. Останавливаются у гимнастической скамейки и бросают в корзину. Мячи чуть-чуть побольше (10-12см) прячут за спиной и идут по узкой «дорожке» доске, сохраняя равновесие. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! 

Все мячи убрали. А хотите сами побыть заводными мячиками? Подбегайте все ко мне.

Игра-релаксация дети прыгают на месте на двух ногах): 

Мячик я непростой

Мячик я заводной

Я скачу, скачу, скачу...

На боку кручусь, кручусь (кружатся вокруг своей оси)

Я на гвоздик попал,

Мягким стал и пропал (руки полностью расслабляются, падают вниз, спина согнута) 

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой мячик лежит у меня на ладошке. Он лежал на подоконнике и очень замёрз. (Подносит мяч к своему уху, как бы выслушивая то, что он решил вам сказать на ушко). Мячик просит его согреть. (Обращается к детям). А как мы будем это делать? (Выслушивает ответы детей). А давайте согреем его в ладошках. (Даёт каждому ребёнку по шипованному мячику). Дети прокатывают мяч между ладошками и проговаривают:

Мяч мой крошка, 

Лежит в моей ладошке. 

Мяч в ладошках я кручу, 

Я согреть его хочу. 

Воспитатель (подносит мяч к уху): Мяч сказал, что он согрелся, и ему стало тепло. Спасибо, дети! (предлагает детям положить мячики в корзину). 

Воспитатель: Ой, а кто это там, на подоконнике сидит? (ответы детей). 

Воспитатель берёт игрушку кошечки и поёт знакомую детям песенку.

Дети подпевают: 

Серенькая кошечка

Села у окошечка. 

Хвостиком махала, 

Деток поджидала. 

-Где же вы, котятки, малые ребятки? 

-Мяу-у-у!

Воспитатель: А вы хотите стать маленькими котятками? Побыть какое-то время котятами – это интересно. Давайте согласимся. Теперь вы котята и должны ходить на четырёх лапках (дети-котята идут к кошке-маме). 
Кошка загадывает детям загадку: 

«Круглый, мягкий и с хвостиком. Вы за хвостик его держали и вверх бросали. Что это?        

Приложение Б

Игры для сенсорного развития детей

Игра "Подбери кораблику парус"

Цель: Учить находить предмет соответствующего цвета, закреплять различение цвета.

Оборудование: карточка с изображением корабликов 4 основных цветов и паруса таких же цветовых оттенков.

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.

Игра "Цветные варежки"

Цель: Учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.

Оборудование: цветная варежка из картона с отверстиями по середине, вкладыши, соответствующие отверстию.

Ход: Воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку и зашить варежку.

Игра "Чья конура?"

Цель: Учить подбирать предметы, соответствующие по величине

Оборудование: карты с изображением домиков для собачек с хорошо выделенными отверстиями (3 шт.), плоскостные фигурки собак.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о том, что собачки вышли во двор, заигрались, а теперь не могут найти свои домики. Нужно помочь собачкам найти каждой свою конуру. Ребёнок подбирает собачку в соответствии с отверстием (по величине).

Игра "Собери машину"

Цель: Учить собирать целое из частей геометрических фигур.

Оборудование: карточка с наклеенной на ней машиной, выложенной из геометрических фигур. Пустая карточка и к ней такой же набор геометрических фигур.

Ход: Ребёнок должен выложить машину по образцу. Воспитатель при этом задаёт ему вопросы по закреплению названий геометрических фигур, если нужно помогает ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе игровой деятельности. Методика проведения игр на сенсорное развитие....

Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....