Сказкотерапия и особенности ее применения в детском возрасте
статья

В этой статье расказывается о том, что такое сказкотерапия, как она применяется в работе воспитателя детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

   Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, фобий.

   Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

   Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

   Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, что будет более мудрым и созидательным.

   Сказкотерапия – процесс объективизации проблемных ситуаций. Важно создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Сказка нас учит, что не бывает событий только плохих.

   Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам.

   Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, не способных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой.

   Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Волшебство происходит вокруг нас, постепенно улучшая окружающий мир.

   Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…

   Развивающие задачи:

  • Развить речь детей.
  • Выявить и поддержать творческие способности.
  • Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  • Развить способности к коммуникации.
  • Развить умение преодолеть трудности и страхи.
  • Формировать навыки конструктивного выражение эмоции.

   Терапевтические задачи: Коррекция тревожности, беспокойства. обогащение внутреннего мира ребенка, коррекция психической эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

   Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

   Коррекционные задачи: повышение самооценки, творческое развитие. укреплением психического здоровья ребенка. обогащает жизненный опыт ребенка.

   Этапы в развитии сказкотерапии:

  1. Устное народное творчество
  2. Собирание и исследование сказок и мифов
  3. Психотехнический – применение сказки как техники, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
  4. Интегративный – формирование концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

   Общие принципы работы со сказками:

  • Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?                 Задача – показать, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
  • Множественность – понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.                    Задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
  • Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.                          Задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Виды сказок

   Художественные сказки – сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории (сказки, мифы, притчи, истории).

Народные сказки

  Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: Любовь, Горе, Кручина и пр.

   Идеи народных сказок:

  • Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  • Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  • Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  • Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией и заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

   Сюжеты народных сказок:

  • Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных
  • Бытовые сказки
  • Страшные сказки
  • Волшебные сказки

«Курочка Ряба»

  1. О чем эта сказка?
  • О подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;
  • О стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);
  • О случайностях, которые обычно происходят закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);
  • Любви к ближнему («не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»);
  • О разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось).
  1. Чему нас учит сказка?
  • Конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей, в этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбито;
  • Гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы дед и баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?
  • Не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других и какие желаем получить сами).
  1. Объясните, пожалуйста, почему дед и баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

   Действительно, почему дед и баба так не последовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может на самом деле они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

   При обсуждении сказки стоит задача подвести ребенка к тому, что все явления в нашей жизни неоднозначны.

   Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Алгоритм дидактической сказки-задания:

  1. Создание образа сказочной страны, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
  2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо).
  3. Восстановление страны: чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Сатеник Казарян «Жили-были два микроба»

   Жили-были два микроба – Кариус и Бактериус. Они вселялись в зубы девочек и мальчиков, устраивались там поудобнее, обживались и начинали хулиганить. Как только небольшие частички пищи застревали между зубов, Кариус и Бактериус набрасывались на них и с жадностью съедали, чавкая и хрюкая при этом. Они становились толще и толще, и уже им было неудобно сидеть в маленьких естественных углублениях зуба, они начинали рыть себе норки, разрушая даже самые сильные зубы.

   Надо сказать, что не у каждого ребенка они уживались. Были и такие девочки и мальчики, которые тщательно следили за чистотой своих зубов, полоскали рот после еды, чистили зубки утром и вечером. Несчастные Кариус и Бактериус худели день ото дня, конечно же им приходилось покидать свое жилище и подыскивать себе другое место.

   Зато какое было раздолье, когда они находили себе хозяина, который мог неделями не дотрагиваться до своей зубной щетки! У них было много времени для того, чтобы сделать много норок и лабиринтов для перехода из одного зуба в другой. Они шумели, стучали, мусорили в своих домиках и тем самым доставляли массу неприятностей обладателю зубов. У детей начинали сильно болеть зубы, а потом и голова, они не могли спать спокойно, и им снились некрасивые сны.

   Тогда родителям приходилось их срочно вести к лекарю Стоматологу Стоматологовичу. Уж он-то мог спасти ребят от злобных микробов.

   И освободившись от Кариуса и Бактериуса, ребята больше никогда не забывали чистить зубы.

   А микробы до сих пор ходят от дома к дому и подыскивают себе новое жилище…

   Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

   Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Оставляют человека с вопросом.

   Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, любви и пути.

   Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

   Главное значение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Приемы работы с детьми.

1.Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни

    Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос которого бы подтолкнул на осмысление жизни. В обычаях, сказках, мифах, легендах, описаны основы безопасной созидательной жизни.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Но как это, осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе.

Возьмем, к примеру, известную всем сказку “Колобок”. Уверены, что содержание ее всем знакомо, поэтому текст не приводим. Мы прочитали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический процесс только начался.

— Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это не было скучным, предлагает интересные истории. В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их тобой разгадаем.

— Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не до сыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка?

— Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Летом мы ходим за ягодами, а бабушка варит варенье. Мы ходим за грибами, а потом солим их и сушим. Как ты думаешь, зачем мы сажаем весной и выкапываем осенью картошку? Конечно, чтобы были запасы. Делать запасы принято и в животном мире. Кто самый запасливый из лесных зверушек? И белочка, и ежик. Итак, первый сказочный урок – чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.

— Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?

— Может быть тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Представляешь, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот горяченный кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык, и долго потом ничего им не чувствовал. Поэтому второй сказочной урок – не ешь слишком горячее, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.

— А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять колобок без присмотра? Колобок ожил, заскучал в одиночестве и покатился по дорожке. Кто же так

себя может вести? Конечно, ребенок! Похоже, сказка намекает на детский характер – так скучно находится в одиночестве, и так хочется узнать что-то новое, пойти куда-то одному, без папы, без мамы, показать всем, какой я взрослый и самостоятельный! Бывает такое желание у тебя? Конечно, поэтому тебе нетрудно понять Колобка. Наверное, третий сказочный урок нужен больше взрослым. Сказка учит, с одной стороны не оставлять детей без присмотра. С другой стороны, сказка как будто просит взрослых вспомнить себя маленькими: когда так хотелось казаться большими и самостоятельными. Когда вырывали мы свою ладошку из маминых рук и говорили: “Я сам!”. Может, третий сказочный урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не забывали детства?..

— Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала зайца, потом волка и медведя. Все они сразу хотят его съесть, а он поет им свою песенку: “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…” Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. В жизни встречаются разные люди: есть доброжелательные, но есть и опасные. И если судьба свела тебя с опасным животным или человеком, это значит, что случилась ситуация, которая требует “преодолеть трудность”.

— Давай вспомним, как нас учат сказки преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой выхватывает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он не всегда “работает”. Что нужно для того, чтобы дать обидчику сдачи? По меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, потом необходим чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог ли он тягаться силой с зайцем, волком, а тем более, с медведем? Конечно нет! Поэтому такой способ преодоления трудности не привел бы ни к чему хорошему.

— Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да, можно позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья? В сказке об этом ничего не известно. Кроме того, пока Колобок звал на помощь, даже быстрый заяц успел бы его схватить и съесть. Похоже, этот способ в ситуации Колобка тоже не подходит.

— Есть еще чудесный способ преодоления трудностей – хитрость. Помнишь Кота - в – сапогах? Как он ловко сказал людоеду: “Никогда не поверю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку!” Великан и попался. А мог ли Колобок применить хитрость? Как бы это выглядело? Например, встретив зайца, Колобок говорит ему: “Заяц, а заяц, про тебя все говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю. Точно, тебе слабо добежать до опушки и обратно, пока я делаю три вдоха и выдоха! Да ты, наверное, не такой и быстрый, если такой голодный, что меня съесть хочешь”. Может быть, Колобку и удалось бы перехитрить зайца, а может и нет.

— Какой же способ преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.

— Но о чем же он поет? “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волка, и подавно уйду…” Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает.

— В чем же состоит четвертый сказочный урок – Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью.

— Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации.

— Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Всегда находится кто-то, кто будет слушать хвастливые песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится, почувствует, что ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит беда. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так, – находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь на чеку: не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях (“Я тебя съем”), бывает, что они прячут истинное желание, говоря сладкие ласковые речи. И мы должны быть очень внимательными, для того чтобы вовремя разгадать замыслы таких, как лиса. Это очень важный жизненный урок. Он нужен и детям, и взрослым.

— Вот сказка закончилась. Как ты думаешь, у сказки хороший конец или нет? Тебе кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что лиса съела Колобка? А давай с тобой подумаем, что было бы, если бы Колобок укатился от лисы.

— Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатился домой к бабушке с дедом. А дальше – стали жить поживать и добра наживать? Этот конец хороший? А помнишь ли ты, зачем дед попросил испечь колобок? Да, он хотел есть. Теперь представь, что сразу сделал бы дед, если бы увидел колобок? Наверное, съел бы. А теперь представь: колобок неделю путешествовал по лесу, в каком состоянии он прикатился бы домой, насколько он был бы вкусен? Согласись, кушать черствый и грязный колобок не очень-то приятно. Но, “голод – не тетка”. Поэтому, скорей всего, колобок, действительно, съели.

— А, собственно, для чего он был испечен? Для того, чтобы утолить голод, принести радость. Просто лисе повезло больше.

— Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит, у каждого из нас есть свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет способности и таланты. Когда мы вырастаем, то выбираем профессию и ходим на работу. Мы не просто так выбираем профессию и работу. Мы выбираем их в соответствии со своим предназначением. Мы знаем, что именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе, своим близким и другим людям. И если человек много сделал для других, про него говорят: “Он выполнил свое предназначение”.

— Видишь, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки? Сколько жизненных советов мы с тобой получили. Тебе интересно разгадывать сказочные уроки? Тогда выбирай следующую сказку…

2. Драматизация сказок с куклами.

Постановка кукольных спектаклей даѐт детям возможность проявить себя творчески. Манипулируя с куклой ребенок видит и чувствует, как каждое его действие отражается на поведении куклы.

Следовательно ребенок получает обратную связь о своих действиях и эмоциях, что позволяет ему усвоить социально значимую модель поведения уже вне сказки, в повседневной жизни.

Благодаря куклотерапии создаѐтся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребѐнка. Работа с куклой позволяет: - совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений; - нести ответственность за управление куклой; - проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять; -

осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; - научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям; - развивать произвольное внимание; - совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

3. Приемная структура индивидуальных занятий.

Целью коррекционных занятий было: расширение словаря, формирование коммуникативных навыков, обучение глобальному чтению, развитие элементарных математических представлений, развитие слуховой памяти, внимания, мышления.

Работа по сказкам проводится поэтапно, в зависимости от индивидуального психофизического состояния обучающегося - 4-12 занятий.

I. Подготовительный этап.

Здесь дети знакомятся с персонажами сказок. При выполнении различных видов работ решаются познавательные, обучающие, коррекционные задачи.

II. Основной этап.

Включает в себя прослушивание, просмотр, драматизацию, элементы творческого пересказа сказки.

III. Заключительный этап.

Предполагает самостоятельный пересказ сказки.

например

Путешествие по сказке Гуси-лебеди.

Цель: Развитие связной речи. Сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Отработка произвольного внимания, памяти. Расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Ход занятия.

1. Ритуал «входа» в сказку. Воспитанники встают в круг и передают друг другу волшебный колокольчик, который мелодично звеня, создает атмосферу ожидания интересных событий.

2. На ковре раскладываются иллюстрации персонажей сказки, причем это могут быть и неодушевленные предметы: печка, яблоня, речка. Далее дети отгадывают загадки:

Летом бежит, зимой спит

Весна настала –

Опять побежала (речка)

***

Живет в лесу в избушке

На куриных ножках

Шустрая и злая

Кто это такая? (баба-яга)

***

Что за дерево такое?

Золотое, наливное…

И плоды на нем растут

Как же дерево зовут? (яблоня)

***

Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода. (печка)

3. Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития общей моторики проводится под музыкальное сопровождение. (Сборник «Голоса природы») Воспитанники показывают как качается яблоня, закрывая своими ветками девочку, как течет река, как летят гуси-лебеди, как танцует баба-яга.

4. Драматизация сказки с куклами. Дети выбирают персонажей и обыгрывают последовательно сюжет сказки. При необходимости в помощь даются опорные картинки или таблички.

5. Ритуал «выхода» из сказки проводится в виде дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, например: Угадай, кто это? По теневому силуэту ребенок угадывает персонаж сказки. Закончи предложение или что было дальше?  Кто говорит? Угадай кто? Работа с последовательными картинками : «Чего не хватает? Что изменилось?» , сравнение парных картинок.: « Найди чем отличаются» , « Выбери эмоции».

6. Воспитанники получают домашнее задание рассказать сказку маме, бабушке, нарисовать или слепить понравившегося героя сказки.