Литературная викторина "В мире сказок"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мельникова Ольга Александровна

Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: обобщение и закрепление знакомых сказок и рассказов, их авторов; представлений о литературных жанрах и малых фольклорных формах, и закрепить знания детей о знакомых сказках.

Развивающие: развитие связной речи, внимания, памяти и мышления, творческих способностей детей.

Воспитательные: воспитывать интерес, ответственное и бережное отношение к книге и любовь к чтению; дружеские отношения в коллективе, умение работать в команде.

Предварительная работа: расстановка столов и атрибутов к игре (сигнальные флажки, звездочки (для подсчета баллов, разрезные картинки (для разделения детей на команды, подготовить карточки с вопросами, свитки (разных цветов) с отрывками из сказок и рассказов, картинки писателей, мольберт, дипломы для награждения участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_melnikova_1.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

              Литературная  - Викторина  «В мире сказок…..»

                          старшего дошкольного возраста  

                                                             Автор: Мельникова Ольга Александровна

Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: обобщение и закрепление знакомых сказок и рассказов, их авторов; представлений о литературных жанрах и малых фольклорных формах, и закрепить знания детей о знакомых сказках.

Развивающие: развитие связной речи, внимания, памяти и мышления, творческих способностей детей. 

Воспитательные: воспитывать интерес, ответственное и бережное отношение к книге и любовь к чтению; дружеские отношения в коллективе, умение работать в команде.

Предварительная работа: расстановка столов и атрибутов к игре (сигнальные флажки, звездочки (для подсчета баллов, разрезные картинки (для разделения детей на команды, подготовить карточки с вопросами, свитки (разных цветов) с отрывками из сказок и рассказов, картинки писателей, мольберт, дипломы для награждения участников.

Ход игры

Ведущий:

- Ребята, сегодня, в конце нашей литературной недели, я предлагаю вам поиграть в очень увлекательную и познавательную игру «Мы дружим с книгой».

Но, прежде чем начать игру, предлагаю разделиться на команды с помощью разрезных картинок. На столе разложены части разрезных картинок. Воспитатель предлагает взять каждому по одной части и объединиться в соответствующие группы. Таким образом, дети делятся на две команды, выбирают капитанов и придумывают название команды.

Ведущий:

-Итак, сегодня будут сражаться две команды.

(Ведущий представляет команды, капитанов команд и всех членов обеих команд, дети занимают свои места).

Ведущий напоминает правила игры:

1. Вопросы слушать внимательно, иначе не сможете правильно ответить.

2. Если команда знает правильный ответ, то поднимает флажок. Выкрикивать нельзя.

3. Отвечает первой та команда, которой был задан вопрос.

Если команда ответила неверно, право ответа передается другой команде.

4. Отвечает в команде тот участник, которого назначил капитан.

5. За каждый верный ответ команда получает балл, и получает звездочку.

6. Во время ответов нельзя подсказывать и выкрикивать, за это будут сниматься баллы.

7. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Ведущий:

- Состоит наша сегодняшняя игра из шести конкурсов.

1. Первый конкурс называется «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, на которые нужно правильно и быстро ответить. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов.

 Вопросы 1-ой команде:

1. Куда отправился Доктор Айболит по телеграмме? (В Африку,

2. Назовите героиню сказки К. Чуковского, от которой убежала посуда (Федора,

3. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора,

4. Кто является автором сказки «Конек - Горбунок»? (П. Ершов)

5. Кем в русской народной сказке была лягушка? (Царевной)

6. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33года)

7. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

8. Какую рыбу жарили ребята в рассказе Н. Носова «Мишкина каша»? (Пескарь)

9. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот)

10. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

11. За какими цветами отправилась героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

12. Как звали девочку из сказки «Снежная Королева», которая отправилась искать своего названного братца? (Герда).

Вопросы 2-ой команде:

1. Как звали маленькую девочку, которая родилась и выросла в цветке? (Дюймовочка)

2. Кто стал женихом Мухи - Цокотухи? (Комар)

3. Кто является автором сказки «Золушка»? (Ш. Перро)

4. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

7. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

8. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

9. Кого поймал Емеля в проруби? (Щуку)

10. Какой овощ дал название одному из рассказов Н. Носова? (Огурец)

11. Как звали сестрицу братца Иванушки? (Аленушка)

12. Что купила Муха – Цокотуха на базаре? (Самовар).

 Второй конкурс «Волшебное средство»

Какое волшебное средство вы попросили бы у этих сказочных героев:
1. Буратино. (Золотой ключик. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
2. Золушки. (Хрустальные башмачки. Ш. Перро (Золушка»)
3. Девочки Жени из сказок В. Катаева. (Цветик-семицветик, дудочку, кувшинчик. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»)
4. Солдата, героя сказки Х. К. Андерсена. (Огниво. «Огниво»)

Сказочная физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться:
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

Третий  конкурс - «Скажите, как называется».

В этом конкурсе командам нужно определить, к какому жанру или фольклорной форме относится то, что зачитывает воспитатель:

1.«Что посеешь, то и пожнешь» - пословица.

2. «На дворе трава - на траве дрова» - скороговорка.

3. «На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает» - небылица.

4. «Расскажу- ка я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, про сражения, да про подвиги богатырские…» - былина.

5. «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» - загадка.

6. «В некотором царстве, в некотором государстве жила - была…» - сказка.

7. «Эники – беники ели вареники. Эники-беники – клёц! Вышел весёлый матрос» - считалка.

8. «Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара…» - рассказ.

9. «Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой – потешка.

10. «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…» - стихотворение.

 Четвертый конкурс называется «Угадай-ка».

На столе лежат свитки белого и желтого цветов. На белых свитках – отрывки из знакомых сказок, на свитках желтого цвета – отрывки из рассказов. Назначенные игроки от каждой команды по - очереди выбирают свитки. Воспитатель зачитывает отрывки. Командам нужно угадать, из какой сказки или рассказа отрывок, назвать автора и найти его портрет на доске.

1. Отрывок из рассказа «Синичкин календарь» (В. Бианки).

2. Отрывок из рассказа «Малахитовая шкатулка» (П. Бажов).

3. Отрывок из рассказа «Леденец» (Н. Носов).

4. Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин).

5. Отрывок из сказки «Тараканище» (К. Чуковский).

6. Отрывок из сказки «Цветик - семицветик» (В. Катаев).

Музыкальная разминка (по усмотрению воспитателя).

Пятый конкурс - «Юные иллюстраторы».

Воспитатель уточняет у детей, знают ли они, кто такой иллюстратор? (При необходимости напоминает, что иллюстратор – это человек, который рисует картинки к сказкам).

В этом конкурсе на столе лежат зеленые и синие фишки цветной стороной вниз. По одному игроку от каждой команды берут любую фишку. Команда, которой попадется фишка синего цвета, рисует одного из героев сказок Г. Х. Андерсена; команда, которой попадется зеленая фишка – одного из героев сказок Ш. Перро.

   

Шестой конкурс «Найди рифму»

Подберите подходящее слово-рифму:
1. А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли,
Море пламенем горит,
Выбежал из моря … (Кит. К. Чуковский «Путаница»)
2. Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала … (Кочерга. К. Чуковский «Федорино горе»)
3. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … (Оса. К. Чуковский «Мойдодыр»)
4. – Стыдно старому реветь –
Ты не заяц, а … (Медведь. К. Чуковский «Краденое солнце»)

Седьмой конкурс «ВОПРОС - ОТВЕТ»

За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

Для капитанов

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

(В конце игры подсчитываются баллы и вручаются дипломы и получают сладкие угощения)

Ведущий: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Литературной викторины Король сказок - Г.Х.Андерсен

Литературная викторина для детей подготовительной группы.Подготовка к данной виеторине поможет детям:Вызвать эмоциональный отклик на произведения Андерсена;Закреплять знание  детей о сказках и гл...

Литературная викторина "Знатоки сказок А.С Пушкина"

Литературная викторина "Знатоки сказок А.С Пушкина"...

Литературная викторина: "Дорогами сказок К.Чуковского"

Цель:- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;-Развивать творческую инициатив...

Литературная викторина «Дорогами сказок К. И. Чуковского»

1.продолжать знакомить с творчеством К.И. Чуковского;2.разивать память, речь3.Воспитывать хорошее отношение к сказкам К.И.Чуковского....