Литературная викторина "Знатоки сказок А.С Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Иванова  Екатерина  Валерьевна

Литературная викторина "Знатоки сказок А.С Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_skazok_a.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Знатоки сказок А.С. Пушкина

(итоговое занятие по ознакомлению с художественной литературой)

Программное содержание:

Закрепить и уточнить полученные ранее знания детей о сказках А.С.  Пушкина, формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить работать в команде,  прививать детям любовь к  русскому языку и творчеству А.С. Пушкина. Учить подбирать рифмы к словам.

Оборудование и материалы:

Телевизор, эмблемы двум командам (золотая рыбка и золотой петушок), пазлы,  атрибуты к сказкам – зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п,., музыка по выбору воспитателя.

Ведущий: - Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну? Тогда — в путь!

(Звучит музыка. Дети следуют за педагогом, перед ними ( на  экране телевизора— декорация пушкинского дуба.)

 Ведущий: - Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: Это - Дуб!

Ведущий: Верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущая  - А узнаете его?

 Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.

СЛАЙД  2 из приложения к занятию «Знатоки сказок Пушкина)

Ведущий: Конечно, это - Александр Сергеевич Пушкин. СЛАЙД 3 

Он написал про этот дуб замечательное стихотворение «У Лукоморья дуб…» СЛАЙД 4, 5

 Вы же знаете, что все сказки Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы.  (Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.)  

Ложка – кошка, мошка, картошка                    Палка – галка, скалка

Совет – ответ, привет                                          Крыльцо- кольцо

Майка – гайка, зайка,                                  Березы-  розы, мимозы. занозы      

Осины - апельсины                                               Град- шоколад, мармелад, виноград

Ведущий:- Вот и у нас растет необычный дуб, волшебный, потому что на  нем растут необычные листья – листья с заданиями и загадками для ребят. Но сначала надо разделиться на  две команды.

Дети делятся на 2 команды, подходят к столу и выбирают себе перевернутую эмблему    (первая  команда  - «золотая рыбка», вторая команда -  «золотой петушок»)

Ведущий: срывает листок с дуба и читает первое задание – назовите сказки А.С. Пушкина.

- Чтобы в сказку нам попасть — нужно очень много знать. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на экран и  назовите  сказки по очереди. СЛАЙДЫ 6- 17 фрагменты

Дети в командах по очереди   угадывают по фрагменту названия известных им сказок.

(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке,  Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке  )

Ведущий: Молодцы! Победила команда. Но это было легкое задание! Следующий  листок с дуба срываю второе задание -  Внимание черный ящик. В черном ящике находится один из персонажей сказки Пушкина. Вам надо его отгадать. Вы можете задавать вопросы. А я могу только отвечать ДА – НЕТ. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка.  «Сказка о рыбаке и рыбки»)   

Золотая рыбка хочет загадать  свои вопросы . Из какой сказки эти слова:

1. «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

“Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

  «Я б для батюшки царя

                                                           Родила богатыря  ( Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне»

2. « Об оброке мы не слыхали, Не было чертям такой печали» ( Сказка о попе и работнике его балде)

3. « Свет мой, зеркальце скажи,  Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? ( Сказка о мертвой царевне  и семи богатырях)

4. Чуть опасность где видна,
   Верный сторож как со сна.
   Шевельнется, встрепенется,
    К той сторонке обернется.
    И кричит: «Кири-ку-ку!
    Царствуй, лежа на боку!»  ( Сказка о золотом петушке)

5. Не печалься, ступай себе с богом.

 Будет тебе новое корыто.  ( Сказка о рыбаке и рыбки)

6. «Белка песенки поет и орешки все грызет,

А орешки непростые, в них скорлупки золотые» (  Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне»

Ведущий: Молодцы! Победила команда. Следующий  листок с дуба срываю  третье задание -  игра «Найди то, не знаю что». Нужно найти в группе все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Это зеркало, яблоко, невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь и т.п.  После того как все предметы найдены, каждая команда кладет предмет в свою корзину и называет сказку, к которой он относится. Подсчитываются баллы и определяется команда победитель.

 

4 задание - Игра «собери картинку»

Условия игры: каждая команда должна собрать   пазлы   с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина. К столу подходят дети по очереди и выкладывают по одной детали. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.

Ведущий: срывает  5 листок - А вот еще волшебный листок на дубе.

  Конкурс капитанов –         –  

  1.  Царевич Гвидон в сказке превращался 3 раза в насекомых.        Назовите,  в каких ? ( Комар, муха,  шмель)  
  2. Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
  3. Звучит песня « Во саду ли, в огороде».)  Чья это песенка? Из какой сказки?  (Песенка белки из  Сказка о царе Салтане.)
  4. Сколько девиц сидело вечером  под окном (3 девицы)
  5. Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
  6. Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)
  7.  К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну- невесту? ( К солнцу, месяцу, к ветру)
  8.  Как золотая рыбка проучила старуху?  (  Старуха  осталась у разбитого корыта)
  9. В какой сказке старушонка бросила царевне яблоко ? Сказка о царевне и семи богатырях
  10.  Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
  11. В какой сказке Пушкина упоминается остров Буян ? ( Сказка о царе Салтане)
  12.   Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)

                      Физкультминутка  на мячах( фитбол)

Ведущая – Сорвем еще один листок. На  6 листке    конкурс  пантомима . Угадай сказку? (  по 2 сказки)

Ведущий – листок -  задание – пройти через болото по неведомой дорожке. Чтобы пройти через болото, нужно хорошо знать сказки Пушкина, некоторые строки наизусть.  Вот сейчас  и  проверим, действительно ли вы любите сказки А.С.П. продолжите  начатую мной строчку и «назовите сказку». Если угадали правильно, то делаете шаг вперед, наступая на следы, переходите к волшебному  дубу. 2 команды ( 2пары следов)  Выигрывает  та команда, у кого больше всего участников  перейдет к дубу.

ФРАЗЫ ИЗ СКАЗОК:

1.Три девицы под окном... (пряли поздно вечерком)(О царе Салтане)

2. Ветер по морю гуляет и... кораблик подгоняет (О царе Салтане)

3.Ель в лесу, под елью белка: Диво, право, не безделка- Белка песенки...поет да орешки все              грызет (Сказка о царе Салтане)

4. Жил старик со своею старухой у самого… синего моря (Сказка о рыбаке и рыбке)

5. Стал старик кликать Золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила... чего тебе надобно, старче? (Сказка о рыбаке и рыбке)

6.Свет мой, зеркальце! Скажи, Да … всю правду доложи! (О мертвой царевне и о семи богатырях)

8. Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был...славный царь Дадон (сказка о золотом петушке)

9. Вдруг шатер распахнулся. и девица, …Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке»)

10.  Окиян, поднимет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на  бреге, В чешуе, как жар горя    ??.(Сказка о царе Салтане)

11. Поп ему в ответ: “Нужен мне работник: …          Повар, конюх и плотник (О попе и работнике балде)

 Ведущая – молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина! Теперь нужно подсчитать,  сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда победила.

- Победила ДРУЖБА!

Мы подошли к волшебному дубу, давайте, заглянем в сундучок, может быть там что-нибудь  найдем!?

Дети находят вкусное угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект литературно – музыкального развлечения по мотивам сказок А.С. Пушкина для детей 5 -6 лет.

Итоговое мероприятие по закреплению знаний о произведениях А.С. Пушкина....

Сценарий литературного досуга "Мир сказок А.С.Пушкина"

Сценарий досуга по произведениям А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями....

Литературный досуг для детей с ОВЗ «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина».

В игровой форме повторить и закрепить у детей знания сказок А.С. Пушкина....

Конспект Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину "Люблю я Пушкина творенья"...

Продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....

Сценарий литературного праздника в подготовительной к школе группе "Страна сказок А.С. Пушкина"

Развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово Александра Сергеевича Пушкина....

"Удивительный мир сказок А.С.Пушкина"-литературно-музыкальный досуг

Сценарий досуга по сказкам А.С.Пушкина для детей ст.дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"28965168","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","widt...

Сценарий совместного с родителями литературного досуга "Мир сказок А.С Пушкина"

В ходе меоприятия были решены следующие цели и задачи:прививать у детей интерес к сказкам А.С Пушкина,которые способствуют формированию положительных качеств;обобщить знания детей о великом русском по...