Положительный опыт успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
методическая разработка (младшая группа)

Гончарова Любовь Павловна

 Когда ребёнок поступает  в детский сад, для всей его семьи наступает непростой период жизни: как у самого  ребенка, так и у его родителей.  Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, нет рядом мам и пап, как правило, ребёнку самому необходимо искать и выбирать иной стиль общения, зачастую отличный от комфортного поведения в своей семье, прежде всего  со сверстниками, с чужими  взрослыми воспитателями, приспосабливаться к новому помещению - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. И надо понимать,  как трудно малышу приспособиться  в этой непростой ситуации. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Когда ребёнок поступает  в детский сад, для всей его семьи наступает непростой период жизни: как у самого  ребенка, так и у его родителей.  Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, нет рядом мам и пап, как правило, ребёнку самому необходимо искать и выбирать иной стиль общения, зачастую отличный от комфортного поведения в своей семье, прежде всего  со сверстниками, с чужими  взрослыми воспитателями, приспосабливаться к новому помещению - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. И надо понимать,  как трудно малышу приспособиться  в этой непростой ситуации. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанным. Необходимо,  чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфической  особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если всё внимание  взрослого направлено  лично к нему.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.

        Для решения данных  задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. В этот непростой момент очень важна помощь родителей воспитателям, которые работают в одном ключе с педагогами.  В таком случае  привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

На основании своего опыта могу отметить три степени привыкания (адаптации) ребенка  к новым социальным  условиям, то есть к жизни в детском саду.

Первая.  Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

Эти дети, как правило, заранее подготовлены родителями к новым условиям. Такие малыши обучены культурно-гигиеническим навыкам,  они умеют самостоятельно пользоваться туалетом, умываться, мыть ручки, пользоваться мылом и полотенцем, имеют первичные навыки  одевания одежды, знают последовательность одевания и раздевания.  Родители им доверяют самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, решать мелкие задачи.

Вторая. При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада. Зачастую у таких детей не развито умение к самообслуживанию. Возможно,  только перед тем как посещать детских сад родители начали приучать ребёнка к самостоятельности. И он ещё сам не понимает, что от него требуют.

Третья. Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок, трудно привыкающий к детскому саду,  как правило, подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Малыша не радует окружающая обстановка. Вот в этом случае тяжело приходиться всем: и ребёнку, и родителям и педагогам. В таких случаях помощь нужна всем: и малышу и их родителям и большая выдержка и педагогические знания и умения  педагогу.

Проработав в системе дошкольного образования несколько лет, методом  проб и ошибок,  нами была подобрана методика щадящего посещения  малышей образовательного учреждения.  При первичных поступлениях детей в детский сад, а это,  как правило,  происходит в начале сентября каждого года,  оба воспитателя в группе  работают  в одну смену вдвоем. Всех детей,  родители которых  заявили  о своём посещении детского сада,  мы делим  на подгруппы по 4-5 человек.

Первая неделя знакомства  с детским садом у ребёнка проходит недлительное время.  Детей родители приводят  утром на 1 час в день. С 8.00 до 9.00 –первая подгруппа, с 9.00 до 10.00 следующая, и так в течение первой половины дня мы охватываем всех малышей. За 1 час в детском саду  ребёнок не успевает сильно устать, но за это время у малышей проявляется устойчивый интерес к новому месту, к красочным игровым уголкам в группе, новым игрушкам. Но в каждой подгруппе всегда оказываются малыши, которые напуганы новыми обстоятельствами, они часто плачут, ни на чём не сосредоточены, забиваются в угол, с большим трудом подпускают к себе.

Но так как малышей в данный час немного,  мы, воспитатели можем находиться возле таких детей непрерывно, и не отходить от них в течение всего времени.  Первую  неделю  сохраняем график посещения  неизменным, ребёнок находится в группе только один час. А вот со второй недели тем детям, которые легко переносят отсутствие родителей, быстро привыкли к другой обстановке увеличиваем  время посещения на два или сразу до 12 часов дня,  то есть до сна.

Этих ребят мы знакомим с игрушками в группе, знакомим их с игровыми зонами, показываем,  как всем пользоваться, постепенно приучая к режимным моментам детского учреждения. А вот с детьми, у которых адаптация проходит сложнее,  работаем  индивидуально, стараемся переключить их на игровую деятельность, длительное время находимся вместе с ребёнком в той зоне группы, где ему в этот момент более комфортно находиться в это время. Постепенно  у плачущего ребенка во время передышки наступает момент тихого успокоения,  увидев, что чужая обстановка, новые незнакомые люди не несут ему опасности, малыш понемногу успокаивается. Но так как малышей в данный час немного,  мы,  воспитатели можем находиться возле таких детей непрерывно, и не отходить от них в течение всего времени.  

Первую  неделю  сохраняем график посещения  неизменным, ребёнок находится в группе только один час. А вот со второй недели тем детям, которые легко переносят отсутствие родителей, быстро привыкли к другой обстановке увеличиваем  время посещения на два или сразу до 12 часов дня,  то есть до сна. Этих ребят мы знакомим с игрушками в группе, знакомим их с игровыми зонами, показываем,  как всем пользоваться, постепенно приучая к режимным моментам детского учреждения.

 А вот с детьми, у которых адаптация проходит сложнее,  работаем  индивидуально, стараемся переключить их на игровую деятельность, длительное время находимся вместе с ребёнком в той зоне группы, где ему в этот момент более комфортно находиться в это время. В такие непростые   моменты на помощь приглашаем малышей,   которые уже освоились  к новым условиям детского сада. Постепенно  у плачущего ребенка во время передышки наступает момент тихого успокоения,  увидев, что чужая обстановка, новые незнакомые люди не несут ему опасности, малыш понемногу успокаивается.

Его взгляду попадаются интересные яркие предметы, игрушки, внимание его начинает переключаться. И вот он,  первый шаг,  в сторону новому и интересному уже сделан.

Когда малыши трудно осваиваются в новых условиях, настойчиво работаем с родителями, чтобы  были  снисходительными к своим малышам, не торопили  воспитателей увеличивать время проведения ребёнка  в детском саду. В таких случаях беседуем с родителями на темы возрастных особенностей их малышей, о том,  как важно на первых этапах адаптационного периода развить у ребёнка устойчивый интерес к новым изменениям в его детской жизни, помочь ему справиться с трудностями. Такая щадящая адаптация благотворно сказывается на состоянии ребёнка, помогает ему легче войти в группу, вначале они знакомятся с малым количеством сверстников, ближе контактируют с воспитателями, привыкают к новым обстоятельствам, сохраняя при этом здоровое  эмоциональное состояние маленького организма.  Немаловажную роль для благотворного состояния малыша играет и обстановка в группе, наполненность предметно-пространственной среды  группы: яркими  игрушками, пособиями, игровым инвентарем. Так как ребёнок так устроен, он эмоционально реагирует на яркие предметы, у него появляется желание приблизиться к игрушке, взять её в руки, при этом отвлекаясь от плача, его испуг переходит на второй план. В игре он легче реагирует и воспринимает других детей.

Таким малышам, которые с трудом привыкают к незнакомой обстановке увеличиваем время проведения в группе на два и более часа  лишь к концу второй или даже третьей недели. Так как ничего не значит, если в пятый – шестой день посещения сада он успокоился. Даже самая неожиданная ситуация  может возобновить его  нервозность, будь то приход нового сотрудника в группу, или усталость.

Ребят,  которые в саду могут находиться уже более длительное время начинаем приучать к дневному сну в саду. Для этого используем и применяем игровые моменты, приглашаем в спальню кукол, зайчиков, мишек, собачек, используем спокойную мелодичную музыку. С согласия администрации детского сада, увеличивая время пребывания детей в саду, мы со вторым воспитателем меняем и свой график работы, подстраивая его под адаптационный период.

На каждого ребёнка заводится  адаптационный лист, в котором отслеживается физическое, психоэмоциональное состояние  ребёнка в  каждый день на период адаптации.

Таким образом, в течение первого месяца малыши постепенно привыкают к режимным моментам в детском саду, уже с охотой по утрам входят в группу, лучше кушают, легко остаются на сон. В течение всего времени между воспитателями, детьми  и родителями укрепляются эмоциональные контакты, развивается взаимопонимание и доверие.

Показателями успешной адаптации выступают: уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития. Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.

Хочется отметить,  что грамотное  использование четкого распределения временного посещения детьми детского сада на начальном этапе адаптации помогает прежде всего:  малышам легко , без тяжёлых перегрузок привыкнуть к новым условиям; родителям, принять и четко следовать   рекомендациям педагогов в такой непростой момент в жизни их малыша;  воспитателям, правильно,  рационально и с пользой использовать свои знания для успешной адаптации детей. Эта методика может пригодиться молодым воспитателям, которые только начинают свою педагогическую деятельность, и даже воспитателям со стажем, особенно тогда когда после выпуска подготовительной группы педагоги переходят на группу младшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Консультация для воспитателей «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптацииЗадачи:- познакомить воспитателей с особенностями ус...

«успешный опыт проведенной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Когда ребёнок поступает  в детский сад, для всей его семьи наступает непростой период жизни: как у самого  ребенка, так и у его родителей.  Для малыша - это сильное стрессовое пер...

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

“Игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду”

С поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совер...