«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
методическая разработка

Губанова Светлана Васильевна

Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Повестка:

1. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета

2. Актуальность проблемы

3. Итоги тематический проверки  

«Анализ состояние воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к истокам национальной культуры».

 4. Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора. - муз. рук. Лоза К.Ю.

5.Сообщение «Воспитание  патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» учитель-логопед Курноскина А.В.

6. Практическая часть в форме игры «Мозговой штурм»-ст. воспитатель Губанова С.В.

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа

1. Первый педагогический совет был посвящен  « Организация воспитательно – образовательной работы ДОУ в новом 2016-2017 учебном году»

 Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения.

По решению педагогического совета:

Были изучены парциальные программы такие как :

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»   О.Л. Князева, М.Д. Маханева; « Математические ступени» Е.В. Колесникова;

« Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина и.т.д.

Была активизирована деятельность педагогов по участию в конкурсах различного уровня, подготовлены публикации из опыта работы для размещения в СМИ и на сайте Организации.

- родители  на общем родительском собрании были ознакомлены  к с основной общеобразовательной программой МБДОУ, её разделами и направлениями развития детей.

  Все пункты решения предыдущего педагогического совета  реализованы в установленный срок.

Предлагаю признать решение предыдущего педагогического совета выполненным.

2. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

 Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину. Нам педагогам необходимо донести и раскрыть детям красоту нашего края, показать особенность и богатство промыслов наших предков.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, интегрировать все образовательные области по ФГОС : физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое , социально-коммуникативное развитие осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на  мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

        Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

3. За время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. У них развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к природе родного края. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

Задачи, которые были поставлены для решения данной проблемы, решить без участия родителей невозможно. Для родителей в группах №3и5, №4, №7, №2 были предоставлены информационные материалы по данной теме. Была проведена тематическая выставка по теме «Нравственно-патриотическое воспитание в фотообъективе» в целях которой были созданы альбомы «Прогулки с семьей по городу» в младших группах, «Семейные ценности» в средней группе, «Герб семьи» и «Генеалогическое дерево» в старшей и подготовительных группах.

Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. 

Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России».
Родителям предлагалось ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «культурные ценности»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом», любить Родину?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе, знакомство с народными обычаями и традициями. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

Практическая часть в форме игры «Мозговой штурм»

1. Педагогический тренинг «Определи жанр устного народного творчества»

«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)

« Стенка, стенка, потолок.

 Два окошка, дверь,

 Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)

 «Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше» (поговорка)

« Мы на масленой неделе

 Праздник не нарушили,

 Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!» (частушка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

  Позавтракать было совсем уж собралась,

 Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

2. «Промыслы народов России»:

1. «Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлома)

2. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева. (Богородск)

3. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)

4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково)

5. «Бело-синее чудо». (Гжель)

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
  2. Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
  4. Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
  5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?

2. Формулировка и принятие решения педагогического совета.

Решение.

  • Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
  • Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
  • Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
  • Продолжать  работу с  родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям (театру, музыке, живописи) через разные виды деятельности

В 2018-19 учебном году в нашем саду была проведена большая работа направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников.Было проведено много мероприятий и проектов. Получая знания об...

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»...

Статья ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ

В статье обоснована роль духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края, средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников и технологии ...

Родительское собрание на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Целью родительского собрания является-ознакомить родителей, как приобщить детей к культурным ценностям, на примере русской, удмуртской культуры....

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи....