Проект: «Секреты зимнего хрусталя».
методическая разработка (подготовительная группа)

Гайсина Айгуль Фагимовна

Актуальность: у детей слабо развиты  такие психические процессы, как память, внимание, речь и мышление, поэтому в детском саду мы должны  способствовать развитию этих качеств и делать все возможное для этого. Проект «Секреты зимнего хрусталя» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие), что позволяет развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

муниципального района  Туймазинский район Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов

«От знаний к опыту, от опыта -  к мастерству»


                        МЕТОД  ПРОЕКТОВ  В  ПРОФИЛЬНОЙ  ШКОЛЕ 


                                                                                 Автор работы: Гайсина Айгуль Фагимовна 

                                                                                  воспитатель МАДОУ детский сад №25

                                                                                  Стаж работы:  23 года                                                                            

2018 г.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

ДА – ЭТО СНЕЖИНКА

Проект: «Секреты зимнего хрусталя».

        Проект «Секреты зимнего хрусталя» реализуется в  рамках программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, согласно ФГОС.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Целевая группа: дети подготовительной группы №5.

По продолжительности: 1 неделя.

 Типология проекта: познавательно-исследовательский.

По доминирующей деятельности: исследовательский, познавательный.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

По организованным формам проведения работы над проектом: в организованной образовательной  деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.

Актуальность: у детей слабо развиты  такие психические процессы, как память, внимание, речь и мышление, поэтому в детском саду мы должны  способствовать развитию этих качеств и делать все возможное для этого. Проект «Секреты зимнего хрусталя» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие), что позволяет развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Однажды на прогулке, в морозный солнечный день мы с детьми наблюдали как блестел снег и начали разглядывать снежинки. «Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит, снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучи, а как они туда попадают?» Дети начали задавать  вопросы: Как же образовались снежинки? Почему все снежинки разные? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках.

Я поняла что, у детей  плохо развиты познавательные навыки, недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют. Так мы и решили узнать,  как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности. 

Гипотеза: у детей сформируются познавательные процессы, обогатится активный словарь,  если  у них проявится познавательная активность и интерес к данной теме. 

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.

Цель проекта: приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Задачи:

Образовательные: способствовать совершенствованию действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов; способствовать обучению детей как появляются снежинки; научить детей замечать красоту зимнего пейзажа через ознакомление со снежинками; формировать основы экологической культуры.

 Развивающие: способствовать развитию умения самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; способствовать развитию умения составлять рассказы из личного опыта.

Воспитательные: способствовать совершенствованию, воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития через ознакомление со снежинками; воспитывать у детей чуткое отношение к окружающему миру; выработке детьми норм и правил поведения в детском коллективе; создавать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничеств, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Результаты реализации проекта: в ходе проектной деятельности дети научатся замечать красоту и индивидуальность снежинок; расширят свои знания о происхождении снежинки; научатся видеть снежинку в природе; активно освоят способность делать выводы, высказывать свою точку зрения; совместными усилиями с родителями создадут картотеку загадок, игр, стихов, оформят книгу сказок  «Сказки про снежинку»;

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

Изучение и подбор методической литературы для педагога.

Подбор речевых игр.

Приготовление материалов для художественного творчества.

Подбор аудио записей по теме.

Подбор рисунков, репродукций картин на зимнюю тему.

Подбор методической литературы о снежинках.

2.  Выполнение проекта.

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, и в самостоятельной деятельности детей.

На основе ситуативных высказываний детей, записей сделанных в модели трех вопросов, и исходя из своего профессионального опыта создали план реализации проекта.

Что мы знаем о снежинках?

Снежинки летят с неба (Радмир)

Они падают на землю, бывают ледяной дождь (Маша)

Снег падает на землю с тучи, потому что зима и покрывает землю (Аделия)

Снежинки образуются из снега, в небе (Яна)

Снежинки кружатся, потому что они падают (Давлат)

Что мы хотим узнать?

Откуда они берутся  (Артем)

Из чего они состоят (Эмир

Какого они цвета (Рината)

Как образуются (Азалина)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

 Прочитав энциклопедии (Джамаль)

Поискать информацию по интернету (Нияз)

Сходить в библиотеку (Милана)

Посмотреть телевизор (Артур)

Посмотреть мультики (Кирилл)

План реализации проекта.

Виды деятельности

Задачи

Методические приемы

Участники

Вводный этап

11.

Познавательно-исследовательская (расширение кругозора детей)

Тема: «Наблюдение за снежинкой»

Систематизировать и расширять знания о снежинке, её строении,  происхождении.

Наблюдения в природе, исследования, опыты эксперименты; беседы  с детьми.

Воспитатель, дети.

22.

Разработка проекта. Определение цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатель.

33.

Подбор познавательной и методической литературы, наглядных материалов.

Анализ литературы для организации осуществления исследования.

Воспитатель, дети родители.

Основной этап

11.

Речевое развитие. Тема: Снежинки. Строение снежинок.

Образовательные:

закрепить знания детей о временах года. Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Знакомство со свойствами снега. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивающие:

расширить словарный запас детей: "снегопад", "снежинки", "ажурные".

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса и узнать что-то новое.

Отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, рассматривание снежинок

Воспитатели, дети.

22.

Познавательное развитие (наблюдение в природе). Тема «Зимние явления в природе»

Образовательные:

Учить устанавливать причинно-следственные связи;

Учить детей оценивать свою работу;

Учить детей понимать детей вопросы логично, строить высказывания, ответы;

Развивающие:

Развивать познавательную и мыслительную деятельность;

Расширять знания детей об окружающем мире, зиме, как одном времени года;

Обогащать словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать любовь, уважение и интерес к природе; Воспитывать эмоциональное, доброжелательное отношение друг к другу.

Иллюстративно-наглядный (показ презентации, картинки).

 Словесный: стихотворение, рассказ, загадка.

 Практический: физ. минутка.

 Продуктивный: рисование.

Воспитатель, дети.

33.

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Тема: «Путешествие в зимний лес»

Образовательные: Упражнять в счёте в пределах 12 в прямом порядке.

- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10.

- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте.

- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры.

Развивающие:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Игра «Нарисуй снежинку».  

Игра «Найди свое место». Игра «Разложи снежинки от самой маленькой  до самой большой». Физминутка.

Игра «Снежинка».

Игра «Снеговики». Игра «Выложи треугольник  из снежинок  Снеговику». Сюрпризный момент.

Восп-ль, дети.

44.

Образовательная деятельность (чтение художественной литературы)

Образовательные: расширять знания детей о явлениях природы, о времени года «Зима», учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей; уточнять, углублять и закреплять знания детей о свойствах снега; расширять представления о значение снега в природе и для человека; изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения.

Развивающие: развивать познавательный интерес к объектам неживой; совершенствовать художественно-ручные умения; развивать словарь, память, внимание, мышление, воображение, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; способствовать развитию умения договариваться в парах;

Воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность в работе, повышать самооценку детей.

Наглядные, словесные (беседа)

вопросы, пояснения, рассказ ребенка, действия моторного характера, сюрпризный момент.

55.

Музыкально художественное развитие. Музыка.

Тема: «Композиция из снежинок «Кружевные снежинки».

Образовательные: способствовать обучению детей слушать и определять характер музыкальных произведений о зиме.

Развивающие:

Способствовать развитию умения имитировать движения сказочных персонажей: снежинки, тучи, ветра;

Воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность в работе, повышать самооценку детей.

Прослушивание мелодии, имитация движений сказочных персонажей: снежинки, тучи, ветра; разучивание танец снежинок с девочками.

Композиция из снежинок «Кружевные снежинки».

Дети, воспитатель.

66.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Ажурные снежинки»

Образовательные: совершенствовать навыки вырезывания, с опорой на схему, закрепить навыки вырезывания, элементов прорезного декора (круг, полукруг, треугольник, ромб, зигзаг, волна, елочка и др. Развивающие:

развивать координацию, в системе «глаз-рука». Воспитательные: воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору).

Интеграция видов деятельности:

Знакомство с искусством бумажного декора с рассматриванием иллюстраций, освоение элементов прорезного декора, упражнение в вырезывании отдельных элементов на полосе, сложенной вдвое, наблюдение на прогулке за снежинками, чтение стихотворений о снежинках.

Дети, воспитатель.

77.

Физическое развитие (физическая культура) Тема «Снежинка»

Образовательные:

продолжать формировать умение владеть мячом в любых игровых ситуациях;

продолжать совершенствовать броски и ловлю мяча в парах.

Развивающие:

формировать правильную осанку и развивать все группы мышц; способствовать укреплению здоровья детей посредством пальчиковой гимнастики; создать обстановку психологического комфорта.

Воспитательные:

воспитывать желание заниматься спортом, помогать друг другу в выполнении упражнений; воспитывать в детях стремление к качественному выполнению упражнений.

Мячи, музыкальное сопровождение, сказка «Снежинка»,игра: «Палочка-помогалочка», ОРУ,ОВД, подвижная игра.

Воспитатель, дети.

88.

Художественно-эстетическое развитие (лепка из пластилина). Тема: «Снежинка».

Образовательные: учить детей пользоваться шаблоном (заготовкой, развивать навыки «барельефной» лепки (изображение из пластилина на плоской пластине (картон); Развивающие: закреплять знания о строении снежинки; совершенствовать навыки размазывания пластилина по картону, украшать снежинку паетками, бисером; закрепить умение работать с ножницами, соблюдая технику безопасности;

 Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, умение видеть красивое в окружающем.

Чтение рассказа В. Архангельского «Летят снежинки пушистые»; Вырезание снежинок из бумаги, их рассматривание.

Воспитатель, дети.

99.

Социально-коммуникативное развитие (развитие социального и эмоционального развития) Просмотр мультфильма: «Почему все снежинки разные?»

Образовательные:

способствовать закреплению полученных знаний о внешнем виде, строении и разнообразии снежинок. Доставить детям радость о просмотра, учить делиться впечатлениями.

Развивающие: способствовать развитию творческого воображения.

Воспитательные : способствовать воспитанию интереса детей к снежинкам.

Просмотр мультфильмов, беседа о просмотренном.

Воспитатель, дети.

110.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Волшебные снежинки»

Обучающие: учить детей создавать образ природы – снежинку. Закреплять знания детей  об особенностях зимнего времени года.

Развивающие: развивать мелкую моторику, развивать творческое воображение, развивать речь и обогащать словарный запас по теме: «Снег и его свойства».

Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу,  желание помогать другим.

беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, подведение итогов.

Воспитатель , дети.

Итоговый этап

11.

Оформление папки  с рисунками снежинок, составление сказки «Сказка про снежинку»

Обобщить элементарные представления о снежинках.

беседа с родителями о важности, данной проблемы;

Обсуждение с родителями возможности участия в совместной деятельности детей и родителей «Сказки про снежинку»;

Обсуждение с родителями идей оформления сказок;

Воспитатель, родители,дети.

2.2.  2.

Художественно-эстетическое развитие (музыка) Музыкальное развлечение «Кружатся снежинки»

Образовательные: способствовать формированию у детей элементарных представлений о снежинках, об их разнообразии.

Развивающие: способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к образованию снежинок и их разнообразию.

Развлечение

Воспитатель. дети.

33.

Презентация проекта «Секреты зимнего хрусталя»

Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать;

Способствовать совершенствованию, воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.

Фотоальбом «Фотосессия реализация проекта»

Воспитатель, дети.

3. Заключительный.

Презентация проекта.

Создание книги «Сказка про Снежинку».

Выставка детских творческих работ «Волшебные снежинки», выполненных в различных техниках.

Выставка кристаллов-снежинок, выращенных родителями и детьми.

Музыкальное развлечение «Кружатся снежинки»

         Организация центров:

Центр творчества.

Раскраски «Снежинки», цветная бумага, пластилин, гуашь, кисти, тычки, губки. Детские творческие работы из бумаги и пластилина.

Центр математики.

Раздаточный материал, цветные карандаши, простой карандаш, снежинки разных величин, иллюстрации снежинок, мозаика.

Центр речевого развития.

 Картотека загадок и стихов по тематики, альбомы с иллюстрациями, энциклопедии, папки для родителей, сказки о зиме.

Центр музыки.

«Серебристые снежинки». Слова: Раиса Панина Музыка: Андрей Варламов, «Белые Снежинки»  музыка и слова  Геннадия  Гладкова. Танец снежинок, атрибуты (белые платья, короны, блестящие дождики на палочках.)

Центр движения.

Картотека подвижных игр, атрибуты, спортивный инвентарь.

Сказка «Сказка про Снежинку».

Беседы «Снежинки», «Какие бывают снежинки» и др.

Оформление папок передвижек.

Выводы

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках. Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о разнообразии  снежинок, их строении, особенностях внешнего вида. У детей развились творческие способности, навыки поисковой  деятельности, обогатился словарный запас, сформировались навыки доброжелательного взаимодействия друг с другом. Научились активно осваивать способность делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Родители стали нашими активными помощниками и участниками. 

Результаты реализации проекта для педагога: повысилась педагогическая компетентность,  профессиональный рост: применялись разные формы и методы работы с детьми и родителями, пополнился наглядно-дидактический материал в  центрах.

Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представлении о происхождении снежинок, их строении и многообразии и разнообразии, научились видеть снежинку в природе.

Результаты реализации проекта для родителей: установились партнерские взаимоотношения родителей и педагогов  в организации совместной деятельности. Повысилась педагогическая культура родителей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини -проект "Секреты оздоровления"

Формировать компетентность родителей в вопросах оздоровления детей....

Проект "Секреты Волшебного Тестовичка"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Родничок» г. Нолинск Кировской области  ПРОЕКТ "СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО ТЕСТОВИЧКА"...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Конспект занятия для старшей группы "Секреты зимней красоты"

Конспект занятия для старшей группы "Секреты зимней красоты"...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов  «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»...

Конспект занятия для старшей группы “Секреты зимней красоты”

Конспект занятия для старшей группы“Секреты зимней красоты”Цель: Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы в жив...

«Лучший творческий проект дошкольника - 2023» Проект: "Секрет цветочной фантазии"

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять,  и приумножать Детский сад – это одно из первых звеньев, где ребёнок учится понимать природу, чу...