"Значение экспериментальной деятельности в сенсорном развитии детей"
консультация

Игнатенко Ольга Евгеньевна

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я    Ф Е Д Е Р А Ц И Я

Администрация Неманского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА»

238710, Россия, Калининградская область, г. Неман, ул. Октябрьская, д. 17 ,

тел./факс. (8-40162)- 2-32-03,E-mail:shcola2.neman.@mail.ru

"Значение экспериментальной деятельности в сенсорном развитии детей».

 (консультация для воспитателей)

Воспитатель первой категории                                                  Игнатенко Ольга Евгеньевна

декабрь,2020г.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Одна из главных систем в организме человека, направленная на восприятие и представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей).

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста является одним из главных направлений их психического развития в целом. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучении рисованию, на музыкальных занятиях, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят с системами сенсорных эталонов, учат приемам обследования предметов, сравнению их свойств с усвоенными эталонами. Это приводит к тому, что восприятие ребенка становится полным, точным и расчлененным. С возрастом изменяется не только количество решенных каждым ребенком задач, но и сами способы их решения.

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Учитывая ведущий вид деятельности дошкольника, действенный подход к восприятию окружающего мира, в наибольшей степени этому отвечает такая форма организации активной детской деятельности, как игры - экспериментирования. Экспериментальная деятельность с детьми может являться средством сенсорного развития.

Известный отечественный психолог Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование в качестве основного вида поисковой деятельности детей, претендующей, по мнению ученого, на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную мотивацию и является средством сенсорного развития.

 Экспериментирование используется в разных видах организованной образовательной и самостоятельной деятельности.

На занятиях по формированию элементарных математических

представлений дети учатся сравнивать, измерять предметы и различные вещества, самостоятельно находит решения поставленной задачи, анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи и закономерности, посредством проведения исследования.

В продуктивной деятельности дети используют нетрадиционные приемы рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, ниткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментируют с красками, разными материалами, конструируют поделки из бросового материала.

На занятиях в образовательной области «Речевое развитие» широко используются опыты с речевым аппаратом, во время артикуляционной гимнастики дети проводят опыты со своим языком, для развития фонематического слуха в игровых упражнениях«Звук заблудился»«Рифма»«Запутанное письмо». В чтении художественной детской литературы встречаются произведения, которые помогают воспитателю преподносить познавательные занятия через поиск решений, проверку экспериментирования. Например, во время чтения сказки Л. Муур «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» можно провести опыт с собственным отражением в зеркале или на прогулке найти свое отражение, например, в луже. Сборник стихов А. Усачева «Умная собачка Соня» - кладезь идей для опытов и экспериментов: «Впитывает – не впитывает»«Умный язычок» (определение вкуса, «Где можно увидеть радугу?» (мыльные пузыри, домашнее экспериментирование).

В музыкальном образовании процесс экспериментальной деятельности со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, Экспериментирования проводятся в поисках звуков; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы

– постукиванием по хрустальному стаканчику, в звучании музыкальных произведений. Изготовление самодельных музыкальных инструментов, например, маракасов из чехольчиков от киндер-сюрпризов.

Одна из главных ролей в развитии сенсорных эталонов принадлежит окружающей среде, а именно природе. Обследование природы осуществляется через чувства, или по- другому чувственным путем. С помощью, зрения, слуха, осязания и т. д.

Например, картина осенней природы воспринимается дошкольниками более эффективно если педагог предложит послушать аудиозапись с голосами птиц, шум ветра, как опадают листья. Если дети знают запах грибов, запах природы после дождя. Чем больше принимают участия наши органы чувств, тем больше признаков и свойств ребенок сможет выявить и определить, в том объекте, который он исследует. Благодаря всему этому представления малыша будут яркими, выразительными, насыщенными, появиться интерес, к данному виду деятельности, ему захочется узнавать еще что-то новое, в процессе всего этого возникают мыслительные процессы, работает мышление, воображение, у ребенка формируются эстетические чувства, он начинает видеть красивое, прекрасное.

Наличие у детей навыков наблюдений за явлениями или объектами на прогулке, создаются благоприятные условия для экспериментирования. Дети много могут найти для своих исследований и экспериментов. Например, осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. Почему листья шуршат, а иногда нет. Зимой после ветреного дня на снегу можно обнаружить семена клена, березы и других растений, дети с радостью экспериментируют с летающими семенами, подбрасывают их и наблюдают за особенностью полета и скоростью падения, делают выводы. Проводят опыты с ветром, с воздухом, песком, почвой.

В трудовой деятельности дети изучают условия, необходимые для жизни растений. Дети наблюдают и проводят экспериментирования в уголке

природы с растениями. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и

почему её нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).

Для сенсорного развития детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе должен быть создан специальный уголок, в котором находятся различные материалы (природный, бросовый и т. п., приборы (лупы, магниты и другое, пособия и предметы, необходимые для проведения опытов. Наличие разных материалов позволяет ребёнку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.

Я хочу поделится опытом и рассказать как я создала уголок экспериментирования и наблюдения  в группе раннего возраста. Ведь его наполнение не всегда безопасно для малышей (природный материал песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья, перышки; приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, и т.д.), кроме того дети могут разбросать или испортить содержимое уголка. Необходимо постоянно следить за детьми в этом уголке, забыв про другие интересные совместные  дела, или убирать в безопасное место и доставать самой – в этом случае про инициативу и самостоятельность (за что так ратуют ФГОСы) речи идти не может.  Проблема?! Я решила  использовать пустые  пластиковые бутылки в качестве обучающего  и игрового пособия. 

Шумовые бутылочки

В качестве звукового наполнителя – горох, фасоль, пшено (звучат по разному). 

Бутылка с резиновым шариком

Ещё одна простая, но очень интересная бутылочка – с резиновым шариком. Она как шумовая – издает свой уникальный звук, но кроме этого имеет интересный эффект вибрации.

Волшебная бутылка

Бутылка с мыльной водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав. Воды налито с таким расчетом, что при встряхивании она исчезает практически вся, превращаясь в пену, но стоит немного подождать и вода появляется снова.

Бутылка с медузой

Наверное, самая необычная и интересная. Когда ее переворачиваешь, медуза начинает «со дна» медленно подниматься. Я взяла кусок пленки от оранжевого мусорного пакета.

Магнитная бутылка

 В неё я поместила разнообразные мелкие предметы, среди которых металлические. Берем магнит и начинаем двигать по всей бутылке металлические предметы «примагничиваются» и двигаются за магнитом.

Таинственная бутылка

Задача этой бутылки - искать и находить. В наполненную рисом бутылку положила игрушки небольшого размера. Малышу нужно крутить, переворачивать, трясти пытаясь отыскать, что спрятано в бутылке

Медитативная бутылка

Эта бутылка наполнена жидким мылом, несколько блестящих бусин в плотном мыльном растворе медленно опускаться вниз и так же затем её можно перевернуть и наблюдать этот процесс снова.

Сияющая бутылка

Наполнена водой, блестками, нарезанный новогодний дождик и квадратики фольги. Держанная по цветовой гамме, но очень красивая, она привлекает детей больше чем медитативная.

Бутылка электростатическая

Очень простая в исполнении бутылка. В качестве наполнителя подойдет пенопласт. Нужно потереть бутылку об волосы или ковер и пенопластовые шарики примагнитятся к верху и низу бутылочки, если её погладить рукой шарики начинают прыгать и оседать на дно.

Бутылки вносятся не все сразу. Каждая как событие, её предшествует  рассказ, сказка или развлечение. Наблюдение – очень важная часть экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей...

"Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей"

Сенсорное развитие ребенка— это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.С их помощью нуж...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Консультация для воспитателей " Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей".

Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.С их помо...

Значение природы как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!  Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи ...

Презентация «Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста»""

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе....