Экологическое воспитание дошкольников
консультация

Ковальчук Наталья Геннадьевна

Доклад для выступления на педагогическом совете 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области

 

ДОКЛАД на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Подготовили воспитатели: Ковальчук Н.Г. Садилина В.А.

Декабрь, 2020 г.

Слайд 2.

Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.

Слайд 3.

Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Слайд 4.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Слайд 5.

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Слайд 6.

Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию подразделяются по всем областям:

• Образовательная область «Познание».

•Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Образовательная область «Речевое развитие».
  • Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
  • Образовательная область «Физическое развитие» 

Слайд 7.

Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского сада по экологическому воспитанию являются:

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.

Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.

Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.

Принцип научности и доступности понятий – естественно-научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» – дети возвращаются из года в год к одним и тем же темам по восходящей: от простого к сложному, т. е. углубляя и расширяя свои представления об окружающем мире.

Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.

Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.

Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Слайд 8.

В ДОУ применяются следующие формы работы по экологическому воспитанию:

  • ОД;
  • игра;
  • прогулки;
  • наблюдения;
  • опыты и эксперименты;
  • чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы-описание и т. п.;
  • практическая деятельность в природе (трудэкологические акцииигровые методы и игра);
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии;
  • проектная деятельность;
  • изобразительная деятельность с отображением природы;
  • развлечения, вечера досугов;
  • театрализация (экологические сказки и т. д.);
  • выставки (детское творчество).

 Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка, прогнозирование и учет состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, территории на которых они расположены, слабо озеленены и в большей степени подвержены загрязнению воздуха, в связи с высокими автотранспортными нагрузками, а так же выбросами промышленных предприятий. Эти и многие другие факторы имеют огромное влияние на здоровье детей.

Слайд 9.

Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя два блока.

1 блок – работа с детьми.

Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.

2 блок – работа с родителями.

Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.

Образовательная область «Познание».

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях); о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов, расширение кругозора. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее планеты.

Экологические знания дети получают во время организованной образовательной деятельности, наблюдая за объектами живой и неживой природы на прогулках. Экскурсии – особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети знакомятся не только с растениями и животными, но и одновременно с условиями их обитания. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями широко используется экспериментально – исследовательская деятельность. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Одним из перспективных методов, способствующих решению задач экологического образования дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам. Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном примере усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного и бережного отношения ко всем живым существам, учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных.

Образовательная область «Речевое развитие».

Все формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы – ответы, чтение). Познавая природу, дети обогащают словарный запас определениями объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Немаловажная роль в экологическом воспитании принадлежит ознакомлению дошкольников с книгами природоведческого характера. Художественная литература о природе воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

В. А. Сухомлинский говорил о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуральном виде или в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы – это экологический феномен, красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют.

Образовательная область «Физическое развитие» направлено на становление здорового образа жизни у дошкольников, ознакомление со своим телом.

ФГОС ДО подчеркивает, что в решении задач воспитания подрастающего поколения важная роль принадлежит семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, помощь зимующим птицам, создание поделок из бросового и природного материала.

Наши дети совместно с  родителями принимают активное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и акциях природоохранного характера, где неоднократно становились победителями и получали благодарственные письма.

С уверенностью можем сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. В наших руках будущее планеты.

Слайд 10 – 23. - фотоотчет проделанной работы

 «Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя». (Е. Евтушенко)

Слайд 24.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...