"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)

Смотрина Ольга Александровна

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных.Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства, потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.25 МБ
Файл doklad.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смотрина О.А., воспитатель МБДОУ №32 «Родничок» «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Слайд 2

Актуальность Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современного образования Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства, потому, что всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Слайд 3

Требования ФГОС ДО к гражданско-патриотическому воспитанию

Слайд 4

Организация работы по патриотическому воспитанию РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОСНАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ

Слайд 5

Методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Слайд 6

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Слайд 7

Современные технологии

Слайд 8

Метод проектов в нравственно-патриотическом воспитании ПЕДАГОГ имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем ДЕТИ организуются в соответствии в их интересами, желаниями, потребностями. РОДИТЕЛИ имеют возможность активно участвовать в нравственно-патриотическом воспитании детей .

Слайд 9

Реализация проекта патриотической направленности «Мой любимый город » в старшем дошкольном возрасте

Слайд 10

Цели и задачи реализации проекта Цель: создание условий для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и формирования интереса к истории и достопримечательностям Инты. Задачи : - углубить представления об Инте, как о родном городе; -продолжать развивать гражданско-патриотические чувства через знакомство с государственной символикой родного города, Республики Коми, России; -повышать интерес и уважение к культурному прошлому Инты посредством посещения культурных объектов города.

Слайд 11

Заключительный этап выпуск путеводителя «Я и мой город Инта »

Слайд 12

Заключительный этап выпуск путеводителя «Я и мой город Инта»

Слайд 13

Заключительный этап создание фотоальбома «Улица им.Морозова»

Слайд 14

Заключительный этап- создание фотоальбома «Улица им. Морозова»

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

 Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу». Георгий Яковлевич Бакланов писал, что «это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного города, страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства, потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности..

        В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. 

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

        Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Работа по патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя работу с детьми, работу с родителями, оснащение предметно-развивающей среды группы и взаимодействие с социумом.

        Методы нравственно-патриотического воспитания - пути, способы достижения заданной цели воспитания. Для классификации методов исследователи выделяют какое-либо одно основание. Например, активизацию механизма нравственного воспитания. Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы  Для формирования  нравственного поведения детей целесообразно использовать упражнение, поручение ,требование, воспитывающие ситуации и положительный пример взрослого. Формированию нравственного сознания у дошкольников способствуют объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример. К методам стимулирования можно отнести поощрение, соревнование, одобрение  и награждение.

        Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств

        Технологии нравственно- патриотического воспитания.

Сегодня необходимо внедрять современные технологии в процесс патриотического воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, некоторые из них представлены на слайде. Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники. Примером может служить флеш-анимация. Флеш- анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы..

В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду. В чем секрет успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений – это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины, том числе и по патриотизму.

         В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии, педагога, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

        Хочется остановиться поподробнее на данном методе В старшей группе детского сада был разработан и реализован проект" Мой любимый город",  Тип проекта: творческий, семейно-групповой. Вид проекта: смешанный.Длительность проекта: 1 месяц. Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников, педагоги дополнительного образования и специалисты ДОУ.

         Цель: создание условий для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств  в процессе знакомства с родным городом и формирования интереса к истории и достопримечательностям Инты.     Задачи:- углубить представления об Инте, как о родном городе;                                                    -продолжать развивать гражданско-патриотические чувства через знакомство с государственной символикой родного города, Республики Коми, России;                     -повышать интерес и уважение к культурному прошлому Инты посредством посещения культурных объектов города.                                                                                1 этап – подготовительный. Изучение литературы по теме проекта, анализ и обогащение  предметной среды группы; разработка дидактических игр, разработка плана работы  с родителями, ознакомление родителей с проектом 2-й этап- основной – деятельность педагогов, детей и родителей по разным направлениям.  Беседы с детьми об Инте, о климатических условиях города , «Безопасность на улицах Инты», просмотр мультфильмов и учебных фильмов на темы ОБЖ и ПДД  для детей. Чтение стихов о городе Инта. Рассматривание иллюстраций, фотографий о нашем городе. Заучивание стихов о любимом городе  Конструктивные игры: строительство главных площадей нашего города из строительного материала; строительство арки «Золотое сердце Коми» и т.д разнообразия типов домов) Беседы по материалам экскурсий, целевых прогулок. Дидактические игры – «Где находится памятник?»  , «Флаг России», «Флаг Республики Коми», «Сложи герб из фрагментов», «Города Республики Коми» (на основе карты республики), «Заколдованный город» (на основе материала из альбома с контурными изображениями зданий и памятных сооружений города. Рисование на тему «Мой любимый город Инта и его достопримечательности», Аппликация «Главная достопримечательность нашего города водонапорная башня»                            

 Экскурсия в краеведческий музей "В гости к Фекле Сметаниной" познакомила детей с бытом коми народа.Проведение праздника ко Дню города. Родители принимали активное участие в реализации проекта: участвовали в изготовлении макетов  «Мой любимый детский сад» и  «Водонапорная башня»;посещали  совместно с детьми  краеведческий музей, некоторые семьи принимали участие в празднике "Быстроногий олень", участвовали в обустройстве прогулочного участка по мотивам коми сказки о медведе.

Заключительный этап:  выпуск и презентация путеводителя «Я и мой город Инта". На альбомном листе дети совместно с родителями  подготовили  описание предприятия города, на котором работает мама или папа (с приложением фото данного предприятия или рисунка ребенка) и небольшое по объему эссе о том, какую пользу приносит городу эта работа. Также совместно с родителями был создан альбом "Улица имени Морозова"

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...

План педсовета на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".

Разработка плана проведения педагогического совета по теме:"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ",с темами выступления педаг...

Педсовет «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

План и презентация с текстом по слайдам для проведения педагогического совета в ДОУ на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДО...

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Консультация «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»....