Лекция Анализ здоровьесберегающей среды
методическая разработка

Лекция

Анализ здоровьесберегающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

Анализ здоровьесберегающей среды

В современных условиях проблемам здоровьесбережения уделяется большое внимание.

Усилия воспитателей детского дома сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим современный воспитательный процесс.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Остановимся конкретно на здоровьесберегающих технологиях в нашем детском доме. Здоровьесберегающие - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи воспитания детей, находящихся в детском доме – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей и педагогов. Исходя из анализа ответов педагогов, цель здоровьесберегающих технологий в детском доме –  это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника и воспитание валеологической культуры,  обеспечивающей предотвращение духовных и физических заболеваний. Обеспечение знаниями о здоровье и умениями оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей воспитаннику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального  здоровья воспитателей и их валеологическому просвещению.

     На основании проведённого опроса, можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, применяемых для развития среды в нашем детском доме:

1) медико-профилактические (медработники контролируют организацию рационального и сбалансированного питания, соблюдение режима дня и санитарно – гигиенических норм, ежегодно проводится углублённая диспансеризация, своевременно ведётся санитарно – просветительская работа, ведётся работа по профилактике заболеваний, организуется санаторного лечения детей; в группе воспитатели следят за соблюдением детьми санитарно - гигиенических норм и правил, проводят мероприятия по развитию у детей устойчивой потребности заботиться о своём здоровье);

2) физкультурно-оздоровительные организуются физкультурно – спортивные здоровьесберегающие мероприятия, в группе воспитатели включают в свои занятия различные гимнастики, физкультминутки, динамические паузы;

3) технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка проводятся индивидуальные беседы с детьми, занятия;

4) здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (воспитатели группы, стоящие на страже здоровья ребенка, воспитывающие культуру здоровья ребенка, прежде всего сами должны быть здоровы, иметь валеологические знания, не переутомляться работой, должны уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

     При использовании здоровьесберегающих образовательных технологий для детей педагоги воспитывают валеологическую культуру или культуру здоровья детей. В работе педагоги ставят цель -  формирование у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, накопление  знаний о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение ребёнком  валеологической компетентности, позволяющую воспитаннику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи. При работе, решая поставленные цели и задачи, учитываются личностные особенности ребёнка, индивидуальная логика его развития, учитываются детские интересы и предпочтения в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение таким образом воспитательного процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. И всегда необходимо помнить, что здоровье ребёнка может воспитать только здоровый педагог.

     Таким образом, в условиях детского дома, где воспитываются дети, не имеющие полноценного здоровья,  получившие за свою короткую жизнь очень много негатива,  работа по здоровьесбережению ведётся планомерно и системно и направлена на  восстановление физического, психологического и морального здоровья воспитанников, созданы  социально-психологические условия для эффективного психического развития детей.

Общие рекомендации для развития здоровьесберегающей среды в детском доме:

 * проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском доме;

* популяризация преимущества здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

* увеличение количества воспитанников, вовлеченных в объединения спортивной направленности;

* разработка и внедрение в жизнь детского дома системы «выращивания» воспитанников, добивающихся высоких спортивных результатов;

* соблюдение валеологических требований на занятиях самоподготовкой, воспитательских часах;

* создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;

* отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.

Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:

1. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

2. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

3.  систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;

4. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОПФР, обязательно должны находиться: врач, врач-психиатр, психолог, учитель-дефектолог, педагог социальный,воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию

В данном документе предлагается схема анализа развиващей среды в старшей и подготовительной группах по нравтсвенно-патриотическому воспитанию...

Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации  становится гармоническое развити...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...