Рабочая программа "Наши права"
рабочая программа (подготовительная группа)

Сысоева Зоя Петровна

Программа по правовому воспитанию для подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nashi_prava.docx66.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

 (МБОУ «АСОШ №2»)

659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.З. Космодемьянской,46,

адрес электронной почты: altviсhenka@mail.ru

Рабочая программа по правовому воспитанию «Наши права»

На 2019-2020 учебный год

(подготовительная к школе группа)

Разработала:

Сысоева З.П., воспитатель

Алтайское  2019

Содержание

Раздел  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………...….3

Раздел  2.  Комплексно – тематическое планирование (6-7 лет)………………………...…………………………………4

Раздел  3.  Календарно – тематическое планирование (6-7 лет)………………………...…………………………………6

Раздел  4.  Учебно-методический комплекс..…………………………………………………………………………..…..16

Раздел 1. Пояснительная записка

    Одним из важнейших условий развития общества является   воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли : роль гражданина и роль патриота.

     В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и обязанностях, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Цель – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о правах ребенка и основ правового поведения.

Задачи:

  • знакомить воспитанников в доступной форме с правами детей;
  • формировать чувство собственного достоинства;
  • формировать коммуникативные умения и навыки;
  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей у детей;
  • способствовать развитию у детей уважения  к людям независимо от внешности, пола, возраста, национальности, физических недостатков и пр.

Тип программы: программа дошкольного образования

Статус программы: рабочая программа по правовому воспитанию.

Режим деятельности:

Категория

Сроки освоения

                                                   Объём времени (ч)

        Неделя

            Месяц

                   Год

Дети 6-7 лет

1 год

2

8

68

Методы педагогической диагностики  (мониторинга): карта наблюдений

Требования к уровню освоения рабочей программы:

После проведенной работы планируется, что дети должны знать:

  • что у каждого человека есть права, которыми он должен пользоваться;
  • некоторые права ребенка согласно Конвенции.
  • что этими правами обладают все люди всего мира.

Уметь:

  • общаться с другими людьми, уважая их  мнение.
  • относиться с уважением к сверстникам, другим людям независимо от их внешности, пола, возраста, национальности, физических особенностей.

Раздел 2.  Комплексно-тематическое планирование

Тема месяца

Срок проведения

Краткое содержание работы

Итоговое мероприятие

Конвенция о правах ребенка

Сентябрь

Продолжать знакомить  детей с Конвенцией о правах ребенка (ее адаптированным содержанием), показать значимость документа для каждого ребенка.  Развивать коммуникативные способности, умение преодолевать небольшие трудности.  Воспитывать дружеские взаимоотношения, нравственные качества детей.

Создание «Альбомов открытий»  

Мы – разные

Октябрь

Указать на особенность, неповторимость каждого ребенка, учить оценивать и ценить себя; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Составление «Правил общения в группе»

Я – гражданин России

Ноябрь

Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином  государства, в котором он живет, воспитывать чувство гордости своим гражданством. Познакомить с правом на гражданство

Выставка рисунков «Россия – Родина моя»

Я – свободный человек

Декабрь

В доступной для детей форме знакомить с правами на свободу, собственное мнение, тайну переписки, защиту нравственного и психического здоровья.  

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Вся семья вместе – так и душа на месте

Январь

Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка; воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу.

Выставка рисунков «Моя любимая семья»

Грамоте учиться – всегда пригодится

Февраль

Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения.  Развивать познавательный интерес.  Воспитывать интерес и бережное отношение к книге.

Экскурсия «Здравствуй, школа!»

Народная культура

Март

Воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры, своего родного языка.  Способствовать развитию национальной толерантности.

Выставка книг русского фольклора  «С книгой жить – век не тужить»

Болен – лечить, а здоров – берегись!  

Апрель

Продолжать знакомить  детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Развивать умение заботиться о своём здоровье. Воспитывать потребность быть здоровым.

Веселые старты «Быстрого и веселого болезнь не догонит»

Мы на свет родились, чтобы радостно жить!  

Май

Познакомить с правом на игру и отдых.  Формировать представление детей о том, что у каждого человека кроме прав есть и обязанности, и о детстве, как о самом счастливом периоде жизни человека. Развивать умение передавать чувства. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развлечение «В стране детства»

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Тема

Тема мероприятия

Цель

Дата проведения

Форма проведения

Автор, страница

Количество занятий

Конвенция о правах ребенка

1.Конвенция о правах ребенка

2. Вспомним права ребенка

3. Урок дружбы

4. Права сказочных героев

3. Путешествие с героями любимых книг

 2.Альбомы открытий

Закрепить знания детей о «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребенка»

Актуализировать знания детей по этой теме.

Показать важность друзей, дружбы. Учить соблюдать права других людей.

Подготовка к с/р игре. Развивать творческие способности детей при разыгрывании отрывков из сказок.

Продолжать знакомить с многообразием прав ребенка, прививать интерес к книгам детских писателей.

Заинтересовать детей новым делом, необходимым в будущем для изучения своих прав.  

9.09

11. 09

17.09

19.09

23.09

25.09

Занятие

Беседа

Беседа

Инсценировка сказок

С/р игра

Создание альбомов

Жукова Р.А, с. 14

Петрова В.И, с. 33

Красонощекова Н.В., с. 185

1

1

1

1

1

1

Мы - разные

1. Интересные слова

2. Фоторобот

3. «Три повести о Малыше и Карлсоне»

4. Узнай по описанию

5. Я самый-самый

6. Воспитанность и вежливость

7. Учимся сотрудничать

8. Как поступить правильно

9. Правила общения в группе

Вспомнить с детьми слова, которые обозначают качества человека.

Учить создавать новые образы, используя отдельные части лица.  Развивать умение рассуждать.

Продолжать учить детей оценивать поступки героев, давать им оценку с точки зрения правовых знаний.

Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка, учить оценивать и ценить себя.

Подчеркнуть неповторимость каждого ребенка, дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Вспомнить с детьми правила вежливого и доброго общения

Формировать навыки коллективной деятельности: способность договариваться, распределять особенности, радоваться успехам сверстников, воспитывать умение считаться с интересами других, помогать товарищам.

Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; правильно оценивать себя и других; видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых сказок.  

Подвести детей к пониманию того, что все мы разные, но права есть у всех, и важно их соблюдать.

1.10

3.10

7.10

9.10

15.10

17.10

21.10

23.10

29.10

31.10

Беседа

Игра

Чтение глав сказки

Дидактическая игра

Беседа

Беседа

Занятие

Решение проблемных ситуаций

Составление правил

Мячина Л.К., с. 63

Мячина Л.К., с. 63

Мячина Л.К., с. 64

Мячина Л.К., с. 64

Петрова В.И., с.18

Козлова С.А., с. 73

Харитончик Т.А., с.167

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Я – гражданин России

1.Большая и малая Родина

2. Без добрых дел нет доброго имени

3. Звездный час

4. Герб, флаг, гимн.

5. Право на гражданство

6. Личные документы

7. Россия – Родина моя!

Воспитывать патриотические чувства детей, любовь к большой и малой родине.

Знакомить детей с людьми, прославившими нашу страну, ее достойными гражданами.

Формировать у детей представление о том, что значит быть гражданином своей страны

Знакомить детей с символами государства

Продолжать знакомить детей с правом на гражданство.

Формировать представления у детей об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус.

Вызвать чувство гордости за свою страну, воспитывать патриотические чувства, учить видеть красоту своей страны.

6.11

12.11

14.11

18.11

20.11

26.11

21.11

Беседа

Рассказ-презентация о достойных сынах Отечества

Игра

Беседа

Работа в тетради

Занятие

Выставка рисунков

Шорыгина Т.А., с. 4  («Наша Родина – Россия)

Мячина Л.К., с. 79

Шорыгина Т.А., с. 23

Мячина Л.К., с. 15 (тетрадь)

Сапогов В.М., с. 118

Мячина Л.К., с. 36

1

1

1

1

1

1

1

Я – свободный человек

1.Приключение Чипполино

2. Право на свободу

3.Право на собственное мнение

4.Денис и медвежонок Денни

5. Полезные  и вредные привычки

6. Переписка двух людей – это их тайна

7. Право на тайну переписки

9. Почта

Учить детей давать оценки поступкам героев мультфильма.

Познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; формировать понимание значимости свободы для человека

Познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на собственное мнение, учить выражать свое мнение и уважать мнение другого человека.

Продолжать учить детей давать оценку поведению героям сказки, выражать свое мнение, выслушивать ответы других детей.

Знакомить детей в доступной форме с правом на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному здоровью, нравственному и психологическому развитию.

Объяснить, что дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную жизнь, в переписку, на защиту от клеветы и оговора.

Закрепить знания детей о праве на тайну переписки.

Закрепить знания детей о тайне переписки. Учить реализовывать и развивать сюжет игры. Расширять и закреплять знания детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио.

2.12

4.12

10.12

12.12

16.12

18.12

24.12

26.12

Просмотр мультфильма

Беседа

Занятие

Чтение сказки

Беседа с элементами игровой деятельности

Презентация - беседа

Работа в тетради

Сюжетно-ролевая игра

Зеленова Н.Г., с. 70

Зеленова Н.Г., с. 74

Козлова С.А., с. 111

Шорыгина Т.А., с.69

Шорыгина Т.А., с. 68

Мячина, с. 58

Мячина Л.К., с. 11 (тетрадь)

Краснощекова Н.В., с. 190

1

1

1

1

1

1

1

1

Вся семья вместе – так и душа на месте

1. Моя семья

2. Дружная семья

3. Семья

4. Малыш и колыбельная песня мамы

5. Поучительная история, которая произошла в одной семье

6. Бабушка заболела

7. Моя любимая семья

Дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи; формировать представление о семье, как об «островке безопасности», гаранте прав человека

Воспитывать в детях уважение к своим близким, формировать этические представления

Формировать представления детей о членах семьи и о родственных связях, развивать навыки уважительного общения с близкими людьми и заботливого отношения к родственникам.

Формировать у детей представление о том, что о них заботятся с самого раннего детства.

Воспитывать нравственные чувства детей: заботу, сочувствие, щедрость в отношении своей семьи. Учить детей рассуждать.

Учить детей находить решения в разных жизненных ситуациях. Воспитывать любовь к членам своей семьи

Воспитывать любовь к членам семьи. Закрепить знания о праве на воспитание в семье.

9.01

13.01

15.01

21.01

23.01

27.01

 

29.01

Занятие

Чтение и обсуждение сказки

Игровая деятельность

Прослушивание колыбельных песен

Обсуждение и решение нравственных задач

Проигрывание и обсуждение ситуаций

Рисование портрета семьи

Зеленова Н.Г., с.37

Лопатина А.А., с.95

Сапогов В.М., с.98

Шорыгина Т.А., с.38

Квасовка В.Т. , с. 24

Пашкевич Т.Д., с.99

1

1

1

1

1

1

1

Грамоте учиться – всегда пригодится

1.Право на образование

2. Грамоте учиться – всегда пригодится

3.  Кто такой М.В. Ломоносов?

4. Право на образование

5. Предметы - помощники

6. Школа

7.  Здравствуй, школа!

Расширять первоначальные правовые знания, повторить право на получение образования.

Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения.

Познакомить детей с фактами из жизни русского ученого, о его желании учиться и о результатах его жизненного пути. Повышать мотивацию обучения.

Познакомить с новым произведением, вызывать интерес к учебе в школе.

Продолжать знакомить детей с обучением в школе. Вызывать желание учиться в школе.

Развивать желание детей учиться в школе, вызвать интерес к жизни школьника.  Расширить и уточнить знания о школе, школьной жизни.

Знакомить детей со школой. Повышать мотивацию к обучению.

4.02

6.02

10.02

12.02

18.02

20.02

26.02

Занятие

Беседа

   

Рассказ воспитателя

Работа в тетради

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра

Экскурсия

Квасовка В.Т., с. 33

Мячина Л.К., с. 53

Мячина Л.К., с. 55

Мячина Л.К., с. 10

Краснощекова Н.В., с. 195

1

1

1

1

1

1

1

Народная культура

1.Право детей на язык и национальную культуру

2. Что такое язык?

3. Сказки русского народа

4. Великий русский поэт и писатель

5. Быт прошлого

6. Народный костюм

7. Славна богатырями русская земля

8. С книгой жить – век не тужить!

Познакомить детей с правом на родной язык и национальную культуру.

Познакомить с понятием «русский язык», дать представление о его богатстве и многообразии. Воспитывать гордость за родной язык.

Знакомить детей с многообразием русских сказок, новыми произведениями.

Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, с его вкладом в развитие русского языка.

Знакомить детей с бытом русских людей прошлого на примере предметов старины.

Познакомить детей с нарядом русских людей прошлого, национальной одеждой. Учить рисовать костюм, используя различные материалы.

Познакомить с былинным богатырем Ильей Муромцем и былиной о нем (на примере мультфильма «Илья Муромец и соловей разбойник», 1978)

Развивать интерес детей к книге и чтению, к русским сказкам, пословицам, потешкам и т.д., произведениям русских писателей.

3.03

5.03

11.03

17.03

19.03

23.03

25.03

31.03

Беседа

Беседа

Чтение сказок

Просмотр презентации

Посещение музея «Русская изба»

Рисование

Просмотр мультфильма

Выставка книг русского фольклора и русских писателей

1

 

1

1

1

1

1

1

1

Болен – лечить, а здоров - берегись!

1.Право на охрану физического здоровья

2. В здоровом теле – здоровый дух!

3. Назови части тела

4. Я не буду болеть, если…

5. Полезные продукты

6. Больница

7. Очень правдивая история

8. Право на медицинское обслуживание

9. Быстрого и ловкого болезнь не догонит!

Формировать представление детей о праве на медицинский уход, о медиках, их работе.

Формировать ценностное отношение к телу, научить заботиться о нем.

Закреплять знания детей о строении своего тела, об укреплении здоровья

Стимулировать желание детей соблюдать правила

Формировать представления детей о правильном питании и его роли в здоровье человека.

Раскрывать смысл деятельности медицинского персонала. Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Воспитывать уважение к профессии врача.

Учить детей рассуждать, давать оценку действиям героев рассказов.

Закрепить знания детей о статье Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинское обслуживание, закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Продолжать формировать эмоционально положительное отношение и интерес к физкультуре, прививать здоровый образ жизни. Совершенствовать двигательные навыки. Воспитывать товарищество, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам, формировать волевые качества.

2.04

6.04

8.04

14.04

16.04

20.04

22.04

28.04

30.04

Беседа

Занятие

Дидактические игры

Составление правил

Отгадывание загадок

Сюжетно-ролевая игра

Чтение художественной литературы

Занятие

Веселые старты

ШорыгинаТ.А., с. 53

Меремьянина О.Р., с. 44

Мячина Л.К., с. 52

Меремьянина О.Р., с. 45

Зеленова Н.Г., с. 69

Конспект

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мы на свет родились, чтобы радостно жить!  

1.Ваши права, дети!

2. С чего начинается дружба

3. Мое свободное время

4. Игра для ума

 5.Что я люблю, могу делать

6. Вот мы какие!

7. В стране детства

Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;  рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство уважения к другим людям.

Показывать детям ценность дружбы и друзей, учить быть другом. Учить детей оценивать свои и чужие поступки.

Формировать у детей представление о свободном времени и его использовании человеком; помочь детям осознать свое право на отдых.

Расширять представление детей об играх и их видах. Развивать мыслительные способности детей.

Продолжать формировать осознанное отношение к тому, что у каждого человека могут быть свои желания, взгляды и занятия.

Воспитание уверенности в себе.

Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Создать у детей чувство радости, защищенности.

6.05

12.05

14.05

18.05

20.05

26.05

28.05

Занятие

Беседа

Беседа с элементами игровой деятельности

Турнир по шашкам

Ярмарка увлечений

Создание альбома автопортретов

Развлечение

Харитончик Т.А., с. 191

Петрова В.И., с. 39

Козлова С.А., с.149

Пашкевич Т.Д., с. 100

Князева О.Л., с. 144

Жукова Р.А., с. 79

1

1

1

1

1

1

1

4. Учебно-методический комплекс

  1. Харитончик Т.А.  Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры. – Волгоград:  Учитель, 2013
  2. Козлова С.А. Мы имеем право. – М.: Обруч,  2010
  3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы   с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. -  М.:  Мозаика-Синтез, 2008
  4. Князева О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. -  М.: Мозаика-Синтез, 2003
  5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
  6. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права. – СПб.: Детство- Пресс, 2010
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: Скрипторий, 2007
  8. Лопатина А.А. Сказки о семье
  9. Квасовка В.Т. Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. – Минск: Белый ветер, 2007
  10. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  11.  Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014
  12.  Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. – Волгоград: Корифей, 2005
  13.  Пашкевич Т.Д. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым». – Барнаул: АКИПКРО, 2003
  14.  Меремьянина О.Р. Что я знаю о себе?: Методическое пособие. – Барнаул, АКИПКРО, 2003
  15. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. / отв. ред. В.М. Сапогов. - Псков: ПОИПКРО. - 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"

Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского ...

ПАМЯТКА "Правила организации рабочего времени"

Отведите для каждого дела определённое время, работайте стабильно, без срывов и "пиковых нагрузок"Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня: завтра у Вас появятся другие дела и Вы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 6-ОМ ОТДЕЛЕНИИ МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей ...

Рабочая программа «Правила дорожные детям знать положено »

Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее...

Режим рабочего времени для педагогических работников – новые правила с 14.06.2016 года

Особенности режима рабочего времени педагогических сотрудников ранее были установлены в приказе образовательного ведомства от 27.03.2006 года № 69. Однако Минобрнауки РФ своим приказом от 11.05.2016 г...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область «Познавательное развитие»: перспективно-тематическое планирование «Правила дорожные знать каждому положено»

Ребенок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто та...

Рабочая программа "Правила дорожные детям знать положено!"

Рабочая программа направлена на воспитание у детей безопасного поведения на дорогах и профилактику дорожного травматизма. Включает в себя комплексно тематическое планирование, диагностический материал...