ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (младшая группа)

Сафронова Анна Николаевна

Труд всегда был основой для человеческой

жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе

труд должен быть

одним из самых основных элементов.

А.С. Макаренко

Одним из средств гармоничного воспитания подрастающего поколения является труд. Детям нравится трудится, достигать результатов, значимых для окружающих. Трудовая деятельность развивает познавательную, эмоционально – волевую сферу, навыки коммуникации. Организация трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте имеет ряд особенностей.

В образовательной деятельности труд организуется в форме индивидуальных поручений, которые должны быть конкретными и простыми, содержать в себе одно – два действия, выполняться вместе со взрослым: расставить салфетницы, полить цветок, протереть полку, собрать ветки на участке и т.д.

Этот элементарный индивидуальный хозяйственно – бытовой труд является основой для формирования навыков коллективного сотрудничества и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Труд обязательно должен быть посильным для детей и завершаться наглядным результатом – тогда дошкольники начинают понимать его необходимость и значимость («Ребята, посмотрите, как хорошо, что Петя помог расчистить дорожку – теперь можно гулять перед верандой», «Катенька – молодец! Помогла раздать всем ребятам листочки для рисования» и т.д.)

Во втором полугодии младшей группы организуется дежурство по столовой. Сначала дети накрывают на стол совместно с младшим воспитателем, затем – с его несущественным участием.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель широко использует произведения художественной литературы.

Например, при формировании культурно – гигиенических навыков народные потешки и попевки помогают привить детям нормы самообслуживания.

Ай лады, лады, лады                                    Чистая водичка моет Саше личико,

Не боимся мы воды.                                    Анечке – ладошки,

Чисто умываемся,                                       А пальчики – Алешке.

Друг другу улыбаемся…

Организация хозяйственно – бытового труда в младшем дошкольном возрасте предполагает, наряду с дежурством по столовой, и помощь в уборке игрушек, стирке одежды для кукол и т.д.

Стихотворение Я. Акима «Неумейка»

…В квартире

Над ними

Жил мальчик Андрюшка.

По комнате всей

Раскидал он

Игрушки.

Услышав про адрес,

Смутился

Андрейка:

- Не думайте, дядя,

Что я - Неумейка!

Я, дядя,

Ещё не окончил игру.

Вот выстрою

Домик

И всё уберу…

Важное значение имеет организация труда в природе: полив комнатных растений, подкармливание питомцев в живом уголке и т.д.

Стихотворение Т. Чавдар «Труд детей в природе»

…Листопад, листопад

листья яркие летят,

убираем мы дорожки,

подметаем тротуар -

лист кленовый,

лист рябины -

желтый, красный, расписной

соберем в букет красивый

В зиму заберем с собой!

Будем мастерить поделки,

весну в гости торопить…

будем матушку-природу

мы за все благодарить!

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети искренне воспринимают мальчика – Пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…».

Народные поговорки и пословицы о труде формируют личность ребенка, помогают прививать полезные привычки, наглядно демонстрируя – как хорошо почитать труд, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

В начале любой работы необходимо поддержать детей, настроить на успешное окончание затеянного дела, продемонстрировать свое положительное отношение (удовлетворение, восторг):

Была бы охота – заладится всякая работа.

Доброе начало – половина дела.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

В ситуации, когда дети не желают приниматься за работу можно использовать шутливую пословицу, выражающую огорчение взрослого, тем самым ставя пере ребенком задачи нравственного выбора:

Люди жать, а мы с поля бежать.

В работе разгар, а он на базар.

У лодыря Егорки всегда отговорки.

Люди пахать, а он руками махать.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Пословица помогает увидеть качество выполненной работы, результат труда:

Какие труды, такие и плоды.

Золотые руки – золотые дела.

Каков мастер – такова и работа.

Кто работы не боится, у того и работа спорится.

Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.

Семь раз примерь – один раз отрежь.

Чем больше науки – тем умнее руки.

Ум хорошо, а два лучше.

Воспитатель рассказывает детям о том, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

Под лежачий камень, вода не течёт.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

Волков бояться – в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.

Умел начать, умей и оканчивать.

Усталость пройдёт, а добрая слава останется.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Тем, кто отвлекается во время работы:

Где много слов, там мало дела.

Большой говорун – плохой работун.

Языком не торопись, а делом не ленись.

Меньше бы говорил, а больше бы делал.

Работа с зубами, а лень с – языком.

Один пашет, а семеро руками машут.

Люди за дело, а мы за безделье.

Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:

Делом спеши, а людей не смеши.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь, дальше будешь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:

Не смейся, горох, не лучше бобов: намокнешь и сам лопнешь.

Не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.

Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:

Одной рукой и узла не завяжешь.

Один в поле не воин.

Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:

Делавши смеялись, а сделавши плачем.

И готово, а бестолково.

Сбил, сколотил – вот колесо!

Сел, да поехал – ах хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат!

По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть веселее:

Без труда и отдых не сладок.

Кончил дело – гуляй смело.

Добрый конец – делу венец.

Наработался – за ложку берись.

Воспитатель в образовательной деятельности использует загадки о труде:

Молодцом тебя зовут

если очень любишь …(труд).

Хлопотун Егорка

взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

оглянулся - чистый пол! (веник).

Организованная образовательная деятельность, повседневное общение, тематические беседы, экскурсии сопровождаются чтением стихов, сказок, загадок, пословиц и т.д. Произведения художественной литературы эмоционально захватывают детей трудовым энтузиазмом: пробуждают уважение и интерес к труду, желание подражать героям литературных произведений.

Младший дошкольный возраст – сенситивный период для формирования нравственных качеств личности, к которым можно отнести и трудолюбие. Использование произведений художественной литературы позволяет воспитателю обогатить содержание трудового воспитания, сделать его максимально эффективным и привлекательным для дошкольников.

Понимая особенности организации трудовой деятельности детей младшего возраста, воспитатель с помощью произведений художественной литературы активно развивает такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet_safronova.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №30»

140105, М.О., г. Раменское, ул. Западный проезд,3

Телефон 8(496)467-10-80

E-mail: mdoy-3071@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

2020-2021 учебный год

Подготовила воспитатель

Сафронова А.Н.

 

г.о. Раменское

Труд всегда был основой для человеческой

жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

А.С. Макаренко

Одним из средств гармоничного воспитания подрастающего поколения является труд. Детям нравится трудится, достигать результатов, значимых для окружающих. Трудовая деятельность развивает познавательную, эмоционально – волевую сферу, навыки коммуникации. Организация трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте имеет ряд особенностей.

В образовательной деятельности труд организуется в форме индивидуальных поручений, которые должны быть конкретными и простыми, содержать в себе одно – два действия, выполняться вместе со взрослым: расставить салфетницы, полить цветок, протереть полку, собрать ветки на участке и т.д.

Этот элементарный индивидуальный хозяйственно – бытовой труд является основой для формирования навыков коллективного сотрудничества и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Труд обязательно должен быть посильным для детей и завершаться наглядным результатом – тогда дошкольники начинают понимать его необходимость и значимость («Ребята, посмотрите, как хорошо, что Петя помог расчистить дорожку – теперь можно гулять перед верандой», «Катенька – молодец! Помогла раздать всем ребятам листочки для рисования» и т.д.)

Во втором полугодии младшей группы организуется дежурство по столовой. Сначала дети накрывают на стол совместно с младшим воспитателем, затем – с его несущественным участием.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель широко использует произведения художественной литературы.

Например, при формировании культурно – гигиенических навыков народные потешки и попевки помогают привить детям нормы самообслуживания.

Ай лады, лады, лады                                Чистая водичка моет Саше личико,

Не боимся мы воды.                         Анечке – ладошки,

Чисто умываемся,                                 А пальчики – Алешке.

Друг другу улыбаемся…

Организация хозяйственно – бытового труда в младшем дошкольном возрасте предполагает, наряду с дежурством по столовой, и помощь в уборке игрушек, стирке одежды для кукол и т.д.

Стихотворение Я. Акима «Неумейка»

…В квартире

Над ними

Жил мальчик Андрюшка.

По комнате всей

Раскидал он

Игрушки.

Услышав про адрес,

Смутился

Андрейка:

- Не думайте, дядя,

Что я - Неумейка!

Я, дядя,

Ещё не окончил игру.

Вот выстрою

Домик

И всё уберу…

Важное значение имеет организация труда в природе: полив комнатных растений, подкармливание питомцев в живом уголке и т.д.

Стихотворение Т. Чавдар «Труд детей в природе»

…Листопад, листопад

листья яркие летят,

убираем мы дорожки,

подметаем тротуар -

лист кленовый,

лист рябины -

желтый, красный, расписной

соберем в букет красивый

В зиму заберем с собой!

Будем мастерить поделки,

весну в гости торопить…

будем матушку-природу

мы за все благодарить!

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети искренне воспринимают мальчика – Пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…».

Народные поговорки и пословицы о труде формируют личность ребенка, помогают прививать полезные привычки, наглядно демонстрируя – как хорошо почитать труд, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

В начале любой работы необходимо поддержать детей, настроить на успешное окончание затеянного дела, продемонстрировать свое положительное отношение (удовлетворение, восторг):

Была бы охота – заладится всякая работа.

Доброе начало – половина дела.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

В ситуации, когда дети не желают приниматься за работу можно использовать шутливую пословицу, выражающую огорчение взрослого, тем самым ставя пере ребенком задачи нравственного выбора:

Люди жать, а мы с поля бежать.

В работе разгар, а он на базар.

У лодыря Егорки всегда отговорки.

Люди пахать, а он руками махать.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Пословица помогает увидеть качество выполненной работы, результат труда:

Какие труды, такие и плоды.

Золотые руки – золотые дела.

Каков мастер – такова и работа.

Кто работы не боится, у того и работа спорится.

Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.

Семь раз примерь – один раз отрежь.

Чем больше науки – тем умнее руки.

Ум хорошо, а два лучше.

Воспитатель рассказывает детям о том, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

Под лежачий камень, вода не течёт.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

Волков бояться – в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.

Умел начать, умей и оканчивать.

Усталость пройдёт, а добрая слава останется.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Тем, кто отвлекается во время работы:

Где много слов, там мало дела.

Большой говорун – плохой работун.

Языком не торопись, а делом не ленись.

Меньше бы говорил, а больше бы делал.

Работа с зубами, а лень с – языком.

Один пашет, а семеро руками машут.

Люди за дело, а мы за безделье.

Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:

Делом спеши, а людей не смеши.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь, дальше будешь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:

Не смейся, горох, не лучше бобов: намокнешь и сам лопнешь.

Не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.

Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:

Одной рукой и узла не завяжешь.

Один в поле не воин.

Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:

Делавши смеялись, а сделавши плачем.

И готово, а бестолково.

Сбил, сколотил – вот колесо!

Сел, да поехал – ах хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат!

По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть веселее:

Без труда и отдых не сладок.

Кончил дело – гуляй смело.

Добрый конец – делу венец.

Наработался – за ложку берись.

Воспитатель в образовательной деятельности использует загадки о труде:

Молодцом тебя зовут

если очень любишь …(труд).

Хлопотун Егорка

взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

оглянулся - чистый пол! (веник).

Организованная образовательная деятельность, повседневное общение, тематические беседы, экскурсии сопровождаются чтением стихов, сказок, загадок, пословиц и т.д. Произведения художественной литературы эмоционально захватывают детей трудовым энтузиазмом: пробуждают уважение и интерес к труду, желание подражать героям литературных произведений.

Младший дошкольный возраст – сенситивный период для формирования нравственных качеств личности, к которым можно отнести и трудолюбие. Использование произведений художественной литературы позволяет воспитателю обогатить содержание трудового воспитания, сделать его максимально эффективным и привлекательным для дошкольников.

Понимая особенности организации трудовой деятельности детей младшего возраста, воспитатель с помощью произведений художественной литературы активно развивает такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»  Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест  в  общем  процессе  воспитания...

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания   детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...

Консультация для воспитателей "Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...