Метод интервью в работе с детьми
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Сидоренко Ольга Борисовна

Мы часто фотографируем деток, снимаем на камеру их забавные проделки и праздники и совершенно забываем, что видео и фото – это не всё, что хотелось бы оставить на память. Дети растут, они учатся говорить, начинают узнать мир, делают выводы (нередко – очень талантливые и удивительные!), и мы, взрослые, просто обязаны сохранить не только детские фотографии, но и мысли, истории, мнения ребятишек. Как это сделать? Конечно, взять у ребёнка видеоинтервью! Интервью детей в детском саду – это лучшая возможность запечатлеть ребёнка во всем многообразии его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интервью с детьми дошкольниками18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Метод интервью в работе с детьми

Мы часто фотографируем деток, снимаем на камеру их забавные проделки и праздники и совершенно забываем, что видео и фото – это не всё, что хотелось бы оставить на память.

Дети растут, они учатся говорить, начинают узнать мир, делают выводы (нередко – очень талантливые и удивительные!), и мы, взрослые, просто обязаны сохранить не только детские фотографии, но и мысли, истории, мнения ребятишек.

Как это сделать? Конечно, взять у ребёнка видеоинтервью!

Интервью детей в детском саду – это лучшая возможность запечатлеть ребёнка во всем многообразии его личности.

С другой стороны…

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,… может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)

Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.

Дети с нарушениями речи имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:

  • Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность,
  • Трудности в установлении вербального контакта,
  • Трудности в удерживании внимания на теме разговора,
  • Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки влияют на оформление речевого высказывания.

Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных навыков можно использовать  нетрадиционный метод работы на занятиях – интервью.

Интервью́ (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы
между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога (дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие по смыслу, продолжить линию беседы).

В то же время в интервью ребенок учится:

  • Планировать свою речь;
  • Понимать различные ситуации общения;
  • Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
  • Совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
  • Овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
  • Вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
  • Обогатить словарный запас;
  • Устранять аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
  • Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:

  • Развивать личностные качества;
  • Учить преодолевать скованность;
  • Быть активным и самостоятельным собеседником;
  • Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
  • Устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её.

Первым этапом в моей работе стало интервьюирование деток в рамках каких-либо мероприятий. В то же время диагностировалась способность ребёнка отвечать полым ответом, понимать вопрос, строить ответ, так же особенности семейного воспитания.

В рамках проведения Недели психологии, в День семьи мною задавались вопросы о семье.

Интервью о семье

Цель: формировать положительное представление о семье, содействовать родителям  в коррекции стиля воспитания в семье, задуматься о стиле воспитания, о взаимоотношениях с ребёнком, познакомить с понятием «семья», если ребёнок не знает.

Задавались такие вопросы:

Что такое семья?

Какие твои мама, папа?

Зачем нужна мама, папа?

Опиши твой самый лучший день с родителями?

Когда у тебя случается что-то плохое, с кем ты об этом говоришь?

Если бы у тебя были 2 билета в цирк, кого бы ты позвал с собой?

Когда родители заняты и не могут уделить тебе внимание, что ты чувствуешь?

Когда ты хочешь поговорить с родителями, как они реагируют?

Как тебя называют дома?

Тебе нравиться заниматься, когда ты один дома?

Откуда ты знаешь, что родители тебя любят?

Назови главное правило в вашей семье?

Какой будет твоя семья. Когда ты вырастешь и выйдешь замуж (женишься)?

В преддверии Нового года проводилось «Предновогоднее интервью» по аналогии акции «Ёлочка желаний».

Цели:

- укрепить детско – родительские отношения;

- формировать ценностное отношение к близким людям, развивая умение что-либо желать   к празднику, помимо материальных вещей, развивать внимательность к желаниям, потребностям окружающих близких.

Предварительно с ребёнком проводится беседа.

- Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Кто самый главный волшебник? – Дед Мороз. Какие он совершает волшебства? Волшебство исполнения желаний и подарков.

На видео снимается непосредственно ответы на вопросы. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для всей семьи? Что бы пожелал всей семье в новом году? Спасибо. Я обязательно передам по электронной почте это видеописьмо Деду Морозу.

Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу и т.п.). Но есть и такие ответы:  хочу новый дом, чтобы никто не дрался, чтобы всех любили, чтобы мама всех целовала, обнимала и не ругалась.

Все тематические видео рассылаются посредством  WhatsAppа индивидуально и конфиденциально каждому родителю. Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то удивляется, кто-то задумывается: «Здорово, классно придумали!», «Интересно слушать, что ребёнок говорит другим людям, совсем другая со стороны», «Интересно, много почерпнула», кому-то становится стыдно за то, что мало уделяет время ребёнку, старается пересмотреть ситуацию, кто-то удивляется тому, почему ребёнок не может назвать интересно проведённого дня всей семьёй, хотя ребёнок задарен подарками, развлечениями. Всё это повод для дальнейших консультаций.

Самый интересный момент в  интервью с  ребенком – формирование детской мысли, очаровательный в своей непосредственности. Такая возможность предоставляется только в детском саду! Методом интервью мы развиваем не только речь ребёнка, но и предоставляем возможность родителям сохранить частичку детства ребёнка, которое можно пересмотреть через 10, 20 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья :"Метод интервью в работе с детьми"

Для развития у детей коммуникативных навыков можно использовать  нетрадиционный метод работы – интервью....

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка и взрослого является в нашем обществе ...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...