Методические разработки
методическая разработка

Уважаемые воспитатели!

 

Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii_dlya_vospitateley.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

        

Турумтаева Розалия Хуснулловна,

Воспитатель,

ГБДОУ№ 34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые воспитатели!

Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.

Не случайно первое десятилетие двадцать первого века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Формирование культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Культура межнационального общения детей старшего дошкольного возраста, рассматривается нами  как – единство познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка, отражающих соответственный возрасту уровень представлений детей о Родине, людях разных национальностей, эмоционального – положительного отношений к ним и способы межнационального общения в различных видах деятельности».

     Данное понятие представлено нами следующими критериями и показателями:

- представления детей о Родине, городе Санкт-Петербург, истории и культуре своего народа, определяющее в дальнейшем воспитание чувства патриотизма, интереса и любви к Родине;

- эмоционально – ценностные отношения к культуре народов и детям другой национальности, лежащие в основе воспитания чувства дружбы народов, гуманных  и уважительных отношений к народам и нациям;

- поведение детей в межнациональном детском сообществе, отражающее способы межнационального общения, специфичные для конкретной нации и общие для всех детей, определяющие в дальнейшем становление опыта жизни на основе договора, диалога.

Межнациональное общение как социально – психологическое явление имеет и свою присущую ему специфику. В процессе межнационального общения, как отмечает Кадиева Р.И., человек приобщается к иной культуре, традициям, сближается с людьми других национальностей. В процессе такого общения у него рождается сознание сходства с представителями иной национальности. Это способствует преодолению негативных явлений в национальном самосознании. Межнациональное общение - общение людей принадлежащих к разным национальным общностям, которые в процессе взаимосвязи  обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Современный культурный человек – это не  только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Важно формировать к подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть, вызвать интерес к культуре других народов.

Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию терпимости, взаимопонимания, открытости, дружелюбия, комфортному пребыванию в детском саду детей других национальностей, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры межнационального общения начиная уже с дошкольного детства, в целях воспитания современного культурного человека, знающего и уважающего не только свою культуру, но и культуру других народов.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Обычно дети старшего дошкольного возраста не разделяют своих сверстников по национальному признаку. Но вместе с тем, как показывает практика, в детской группе замечаются проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре;

Также практика показывает, что дети другой национальности чувствуют себя не комфортно в группе, если они плохо говорят на русском языке, то часто слышат осмеяние в свой адрес, и дети не хотят их принимать их в игру.

Действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала и обеспечения перманентности на уровне преемственности. Культура общения, как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, на улице, а также в процессе самовоспитания и под влиянием общественных отношений.

При разработке занятий мы опирались на теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных педагогов.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса  к человеку, формирование навыков и норм поведения с другими людьми, дать представления детям о Родине, городе Санкт – Петербург, истории и культуре своего народа,  сформировать у детей  эмоционально – ценностное отношение к культуре народов и детям другой национальности.

Программа занятий включает в себя три тематических блока:

  1. «Страна общения»
  2. «Мы – все дети России»
  3. «Мы - дети планеты»

 Первый этап предполагает  познакомиться поближе детям друг с другом,  проявить в детях желание и интерес сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в группе, развить чувство МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим, создать комфортные условия для общения детей (первый тематический блок).

Второй этап предполагает знакомство детей с Россией (воспитывать чувство гордости за свою страну, познакомить детей с российским флагом, гербом, гимном), столицей России – Москвой (дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию  того, что такое столица), городом Санкт Петербургом (формировать начальные знания о Санкт-Петербурге, его истории и основных достопримечательностях) (второй тематический блок).

Третий этап предполагает знакомство дошкольников с многообразием культур в мире и России, развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур (третий тематический блок).

Контроль знаний и умений дошкольников осуществляется в занимательной форме: занятия – путешествия, проигрывание проблемных ситуаций, праздники и развлечения.

Блок 1. Страна общения.

Цели:

  1. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения.
  2. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  3. Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Методические приемы:

  1. Тематические занятия.
  2. Тренинг общения.
  3. Совместные игры.
  4. Художественно-продуктивная деятельность.

  1. Занятие «О дружбе»

Цель:  уточнить представления о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию; познакомить  с пословицами и поговорками о дружбе.

Материал: пластинка с песнями В. Шаинского; текст сказки С. Михалкова  «Как друзья познаются»; подборка пословиц и поговорок о дружбе.

Ход занятия.

-  Дети сегодня я принесла пластинку с песнями В. Шаинского и хочу вам предложить послушать одну из них. (Звучит песня о дружбе)

- О чем эта песня, как вы думаете? Взрослые час то говорят вам: «нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте, и пусть тот, кто хочет, расскажет , что такое дружба. Вспомните, кто с кем дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошо хорошая. (Высказывания детей)

- Вы хорошо рассказали, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботиться о товарищах, старается сделать им что-то хорошее. И не только тем с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делится игрушками, если товарищ не знает, как правильно поступить, что – то сделать, поможет ему, научит, он заметит, кто заплакал или грустит, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.

Сейчас я расскажу вам одну сказку, а вы подумаете так ли поступают настоящие друзья.

Воспитатель рассказывает или зачитывает сказку С. Михалкова «Как друзья познаются». Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?

- Почему Кабан сказал: «Ты иди первым, ты старший, тебе почет»?

- Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру?

- Почему же она закричала: «Кабан, спасай Бобра, пропадает наш Бобер»?

- Как же поступают настоящие друзья?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А вы хотели бы иметь таких друзей? Я тоже не хотела бы. Вот послушайте, как в народе говорят о настоящих друзьях: «Сам пропадай, а товарища выручай».

У нас с вами есть традиция. Мы каждое утро приветствуем друг друга, стоя в кругу, давайте включим в наше приветствие пословицы о дружбе. Согласны?  А главным девизом нашей группы будет – один за всех и все за одного. Я хочу вас попросить дома, вместе с родителями поискать в книгах пословицы и поговорки о дружбе и принести их в детский сад. Договорились?

  1. Занятие по изобразительной деятельности «Коллективная работа по рисованию эмблемы группы».

Цель: воспитать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувство общности детей группы, навыки сотрудничества.

Материал: ватман, краски, карандаши.

Ход занятия.

Ребята,  под каким девизом мы поводим с вами целый день в детском саду?

- «Один за всех и все за одного».

- А может наш девиз быть нарисован?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать эмблему нашей группы. Давайте нарисуем нашу эмблему в виде дома, а в этом доме мы нарисуем детей, которые взялись за руки в хоровод, так мы изобразим нашу дружбу. Наша эмблема будет называться – «Наш дом». А девизом будет следующее стихотворение:

«Мы родом из детства, а это наш дом,

В котором мы вместе с друзьями живем!»

Эмблему группы смотри в приложении № 2.

  1. Занятие  по созданию дневника группы.

Цель:  повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе, развитие чувства МЫ.

Материал: дневник группы представляет собой толстый альбом, каждая страница которого оформлена под отдельную тему. Для работы над дневником понадобятся цветные карандаши, фломастеры, клей, а также фотографии детей.

1 часть. Описание содержания тем.

Дневник группы состоит из 8 тем:

1. Наша эмблема.

  2. Наш режим дня.

              3. Давайте познакомимся.

                                                    4. Мы играем.

    5. Наши праздники.

6. Маленькие путешественники

       7. Наши достижения.

          8. К чему мы стремимся.

Описание содержания тем.

  1. Наша эмблема. Занятие по изобразительной деятельности «Коллективная работа по рисованию эмблемы группы» см. на стр.
  2. Наш режим дня. В эту страничку включается краткое описание режима дня в детском саду.
  3. Давайте познакомимся. На этой странице под фотографиями детей дается небольшая характеристика ребенку, которую дают дети друг другу, описывая только самые главные черты характера ребенка, и также описание мечты ребенка, о том кем он хочет стать в будущем.
  4. Мы играем. Здесь дети перечисляют свои самые любимые игры, в которые они любят играть в группе, в детском саду.
  5. Наши праздники. Здесь дается фотоотчет с детских праздников, с

кратким описанием праздника.

  1. Маленькие путешественники. На этой странице представлены фотографии, с мест где отдыхали дети,  в каких странах или других городах России они были, к ним прилагаются маленькие рассказы.
  2. Наши достижения.  На этой странице дети рассказывают о своих достижениях, участиях в выставках детского сада или соревнованиях.
  3. К чему мы стремимся. На этой странице записываются ответы детей об их стремлениях.

Дневник группы смотри в приложении №

  1. Тренинг общения на тему: «Подарок на всех».

Цель:  развитие чувства коллектива, умения дружить,  сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то чтобы ты подарил сейчас всем нам вместе» или: «Если бы у вас был цветик - семицветик, какое желание для группы ты бы загадал?». Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

В конце проводится конкурс на самое лучшее пожелание для всех.

  1. Игра «Клубочек».

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно.

Материалы: клубок прочных ниток.

Ход игры.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает  клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени.

Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальце и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе будут всегда так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

  1. Игра «Веселые шарики»

Цель: учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия; упражнять в игре с воздушными шариками, развивать ловкость, быстроту реакций, чувство ритма.

Ход игры.

Дети становятся в два или три круга по 4-5 человек (здесь важно, чтобы дети другой национальности группировались отдельно друг от друга) каждой подгруппе выделяется по одному воздушному шарику. На протяжении звучания музыки дети играют шариком, легко ударяя по нему пальцами и перебрасывая его друг другу на каждые два такта. Выигрывает команда, у которой шарик ни разу не упал и не коснулся пола.

Блок 2.  Мы – все дети России.

Цели:

  1.  воспитывать чувство гордости за свою страну, познакомить детей с российским флагом, гербом, гимном;
  2. познакомить детей со столицей России – Москвой (дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию  того, что такое столица);
  3. познакомить детей с городом Санкт Петербургом (формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории и основных достопримечательностях).

Методические приемы:

- тематические занятия;

- игры и упражнения;

- художественно-продуктивная деятельность.

1.  Занятие «Наша страна - Россия»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Материал: гимн России, глобус, карта России, герб и флаг России, иллюстрации с видами родной природы.

Ход занятия.

- Ребята мы с вами живем в большой и прекрасной стране на земле. А как называется наша страна? (ответы детей). Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя – Россия. Наша Родина – Россия. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки.

Россия как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь!

С. Васильев

А давайте найдем на глобусе Россию. Вот как много места занимает территория Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным, Тихим и Атлантическим. В нашей стране более тысячи городов, много сел, деревень.

- Какие города вы знаете? (дети перечисляют знакомые города.) Вот некоторые города России: Москва, Самара, Нижний Новгород, Уфа, Казань, Екатеринбург, Пермь, Рязань.

У каждой страны есть свой государственный флаг (детям показываются несколько рисунков флагов и просят найти среди них флаг России).Наш флаг состоит из трех полос – белой, синей и красной. Белая полоса – означает мир, синяя – веру и верность, а красная – силу.

Герб России – двуглавый орел с расправленными крыльями. Орел означает силу и непобедимость нашей страны. Почему же у орла две головы? Российское государство очень велико, и одна голова орла сморит на запад, а вторая – на восток.

У каждой страны есть гимн – торжественная песня, прославляющая нашу страну. Исполняют гимн чаще всего на торжественных заседаниях. Запомните: когда звучит гимн родной страны, люди встают. (Дети стоя слушают 1-2 куплета гимна России).

Россия – большая, сильная, красивая страна. На ее территории живут люди разных национальностей и профессий. Они служат в армии, летают в космос, а, строят фабрики и жилые дома, выращивают хлеб.

Давайте мы с вами послушаем пословицы о Родине и попробуем их разобрать.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Жить – Родине служить.

Одна у человека мать, одна и Родина.

В конце занятия детям предлагается нарисовать рисунки на тему «Моя Родина».

2.  Занятие - путешествие на тему: «Москва – столица России».

Цель: познакомить детей с главным городом России – Москвой, формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.

Материалы: макет поезда, иллюстрации с видами Москвы, ноутбук, слайды с основными достопримечательностями и видами Москвы.

Ход занятия.

В какой стране мы живем? (в России).

- В каждой стране есть главный город  - столица. Кто знает, как называется столица России.

- Правильно Москва. Сегодня мы с вами сядем в поезд и отправимся в путешествие в Москву. Дети садятся на стульчики, впереди ставится макет поезда, включается звук отправления поезда. Дети оправляются в Москву, в это время воспитателем готовятся слайды с видами главных достопримечательностей Москвы.

- Москва очень красивый, древний город. Он был основан на Москве –реке. Сегодня Москва – это современный, процветающий город. В Москве работает наш президент,

- Давайте вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.

На ноутбуке детям показываются слайды: Московский Кремль, Красная площадь, храм Василия Блаженного, здание одной из сталинских высоток, виды с Поклонной горы, Спасская башня. Царь – пушка, Царь – колокол.

 Дети смотрят слайды с иллюстрациями Кремля, показ сопровождается рассказом воспитателя.

- Это Московский Кремль. Именно с него в старину начинала строиться Москва. А это Красная площадь. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады и праздники. «Красная» - значит красивая, главная. В Москве много красивых храмов, театров, памятников. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника: Царь – пушку и Царь – колокол. Посмотрите на них.

Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Названа она так, потому что имеет огромный вес и размер.

В Москве очень много интересных мест, которыми гордятся жители столицы. Московский университет на Воробьевых горах, Останкинская телевизионная башня.

В конце занятия детям предлагается игра. Дети маршируют под речевку.

Мы выучили песенку,

А в песенке слова:

Здравствуй наша Родина,

Город наш… (Москва)

Что за площадь есть в Москве

Там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все,

Эта площадь…(Красная).

        3.Занятие на тему: «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России.

Материалы: слайды с видами городов России.

Ход занятия.

Наша страна – самая большая в мире. Сегодня мы путешествуем с вами по городам России.

- Назовите самый главный город нашей страны. Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Послушайте, как они называются: Новгород, Новосибирск, Самара, Уфа, Екатеринбург, Владивосток.

А в каких городах России вы бывали?

А это старинный город России – Новгород. (Воспитатель показывает слайды с видами города). Он поражает красотой своих старинных построек.

Воспитатель показывает слайды с видами городов, сопровождая их маленькими рассказами о городе.

В конце занятия воспитатель задает детям вопросы:

- В каких городах мы побывали?

4. Занятие на тему: «Мой любимый город – Санкт - Петербург»

Цель: даем первые представления о городе, в котором мы живем; формируем начальные знания об основных достопримечательностях: Петропавловской крепости, Зимнем дворце, Адмиралтействе, Летнем саду, Медном всаднике.

Материалы: Слайды с  достопримечательностями города, альбом для фотографий, открытки с достопримечательностями, запись музыки Р. М. Глиэра «Гимн Великому городу».

Ход занятия.

- Наш город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых городов мира. 306 лет назад среди болот и лесов царь Петр I заложил новый город. Назвал он его святым именем – в честь апостола Петра.

На берегу Финского залива, там где, делясь на много речек, впадает в море полноводная река Нева, наши предки начали строительство Санкт – Петербурга. На одном из островов Невы – Заячьем острове – возвели неприступную для врагов Петропавловскую крепость. (Показываются слайды с видами Петропавловкой крепости).

По берегам Невы и на ее больших островах стали постепенно строить наш замечательный город - Санкт – Петербург. На самом большом – Васильевском острове – было возведено много красивых зданий. Но главным украшением острова стало место, называемое Стрелкой Васильевского острова. Здесь река Нева расходится на два широких рукава: Большую и Малую Неву (Показываются слайды с видами Стрелки васильевского острова).

Река Нева дала имя и самому первому проспекту нашего города.

Невским проспектом любуетесь вы?

Начало свое он берет у Невы.

Начинается Невский проспект у здания Адмиралтейства (Показ слайда с фотографией Адмиралтейства).

Здесь же в центре города –

Убранства города венец –

Дворцовая площадь и Зимний дворец.

Дворцовой площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев мира – Эрмитаж.

Знамениты на весь мир и Петербургские мосты. (Показываются слайды с фотографиями мостов).

Прекрасны сады и парки Санкт – Петербурга. Самый знаменитый и старинный сад в нашем городе – это Летний сад.

Наш город красив и неповторим. Детям предлагается послушать аудио запись «Гимн Великому городу».

Также с детьми оформляется стенд «Наш город Санкт Петербург», на котором поместятся изображение символов города: Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, разведенный мост над Невой.

В конце занятия можно с детьми сочинять стихотворения про любимый город.

  1. Игра «Иностранец»

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве, Санкт – Петербурге.

Ход игры.

Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей стране.

Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).

«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:

О России: название нашей страны,  символическое значение цветов флага и герба, названия других городов России.

О Москве: об основных достопримечательностях, почему Москва – столица России.

О  Санкт – Петербурге: об основных достопримечательностях нашего города, чем он знаменит, что в нем особенного?

В конце игры «иностранец» благодарит детей и дарит сладкий приз.

Блок 3. Мы все – дети планеты.

Цели:

  1. знакомство дошкольников с многообразием культур в мире и России;
  2.  развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур.

Методические приемы:

- тематические занятия;

- игры и упражнения;

- художественно-продуктивная деятельность.

  1. Занятие на тему: «Мир, в котором мы живем»

Цель: сформировать у детей представления о мире, о странах мира.

Материал: глобус, карта мира, иллюстрации из жизни людей разных рас и национальностей.

Ход занятия.

- Дети мы с вами живем на планете Земля, вот она (показывает глобус).

Посмотрите внимательно на глобус. На глобусе голубым цветом обозначены моря и океаны, желтым цветом – суша. Суша образует пять континентов: Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. На всех континентах, кроме Антарктиды, живут люди. А в Антарктиде нет постоянного населения, потому что там очень холодно.

Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Не сосчитать! Есть очень большие страны. Такие, как Китай, Америка, Канада.

Есть страны небольшие: Испания, Бразилия, Италия.

Есть страны очень маленькие, например, Монако,- государство, которое состоит только из одного города.

Во всех этих странах много городов.

В разных странах живут люди разных национальностей. Например, во Франции живут французы, в Турции – турки, в Японии – японцы. Многие люди, живущие в России, - русские.

Люди разных национальностей часто различаются внешне. (Показываются иллюстрации с изображениями японца, африканца, араба, европейца.) Сравните внешность этих людей – цвет кожи и волос, разрез глаз.

Люди, живущие в разных странах, не только выглядят по – разному, но и говорят на разных языках. Для того чтобы понимать жителей других государств, люди учат иностранные языки.  Вы изучаете английский язык. Английский язык используется для общения во многих странах.

А давайте  мы с вами поиграем в игру «Кто в какой стране живет».

  1. Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Материал:  мяч

Ход игры.

- Давайте вспомним жителей разных стран.

Я буду вам подкидывать мяч и называть страну, а вы должны будете назвать жителей этой страны.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет на Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Армении? – Армяне.

Кто живет в Азербайджане? – Азербайджанцы.

  1. Беседа с детьми на тему: «Маленький путешественник»

Цель: закрепить представление о мире и разных странах.

Материал: фотоальбомы детей, ватман, карандаши.

Предварительная работа.

Детям на дом дается задание вместе с родителями составить небольшой рассказ, в каких странах или городах они побывали, и принести фотографии.

Ход беседы.

Дети садятся в круг. В группу заходит иностранец. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).

- Дорогие ребята, сегодня к нам в гости снова пришел наш друг иностранец. Мы  будем ему рассказывать, в каких странах, городах мы с вами побывали. Каждый ребенок рассказывает небольшой рассказ о том, в какой стране он отдыхал, сопровождая рассказ фотографиями.

Когда все дети закончат рассказ, воспитатель предлагает, вместе с детьми и иностранцем оформить газету, которая называется «Маленький путешественник». Вместе с детьми отбираются самые интересные фотографии, которые клеятся на газету, под ними пишется небольшой рассказ.

  1. Занятие на тему: «Дети России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах.

Ход занятия.

Ребята, в какой стране мы живем?

Наша страна – великая, сильная и красивая. Но страна  это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, армяне, грузины, азербайджанцы, таджики, узбеки.  Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою культуру, праздники. Детям предлагаются иллюстрации детей, одетые в национальные костюмы.

А теперь мы с вами поиграем в игру.

  1. Игра: «Назови слово»

Цель: дать представление детям о том, как отличаются языки народов.

Материал и оборудование: аудиокассета с записями песен детей из разных стран.

Ход игры.

- Ребята, сегодня мы с вами попробуем научиться говорить слово мама, на десяти языках.  Мы с вами называем маму мамой, англичане называют маму– mother (мазер);

Армяне – майр;

Азербайджанцы – ана

Башкиры – әсәй;

Татары – эний;

Грузины – деда;

Чуваши – мамла;

Китайцы – мама;

Итальянцы – мадре;

Видите, как  отличаются языки народов. Каждый язык по своему красив. А давайте мы послушаем, как поют песни дети из разных стран. Включается аудиозапись.

  1. Игра – упражнение «Знакомство в аэропорту»

Цель:  дать детям представление  о церемониях приветствия в разных странах.

       Содержание: В некий аэропорт прилетает самолет, доставивший гостей, являющихся представителями разных культур. В зале ожидания их встречают земляки.

Дети делятся на 2 группы, группа встречающих, и группа прилетевших пассажиров. Детям раздаются карточки.

Инструкция: «Давайте все вместе сейчас представим, что эта комната – зал встреч крупного международного аэропорта. Справа от меня встречающие, слева – прилетевшие гости. Каждого гостя встречает представитель его культуры. Гости ведут себя в соответствии с ритуалами приветствий, принятыми в их культуре. Обратите особое внимание, что встреча происходит молча. Ни в коем случае нельзя разговаривать. Содержание приветствия изложено на карточках. Сначала ритуал показывает гость, встречающий узнавая, присоединяется».

Карточки для прилетевших гостей:

                   Карточка № 1

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

Вы представитель индийской культуры. Вам для приветствия надо сложить ладони вертикально перед грудью и слегка поклониться.

                   Карточка № 2

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

 Вы представитель русской культуры. Вам для приветствия надо три раза поцеловаться поочередно в правую и левую щеку.

                   Карточка № 3

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

Вы представитель японской культуры. Вам для приветствия надо, держа руки по швам, сделать легкий полупоклон и замереть на 2 секунды.

                   Карточка № 4

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

Вы представитель чукотской культуры. Вам для приветствия надо прикоснуться носом к носу другого человека.

 Карточки для встречающих.

      Карточка № 1а

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

Вы представитель индийской культуры. Вам для приветствия надо сложить ладони вертикально перед грудью и слегка поклониться.

                   Карточка № 2а

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

 Вы представитель русской культуры. Вам для приветствия надо три раза поцеловаться поочередно в правую и левую щеку.

                   Карточка № 3а

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

Вы представитель японской культуры. Вам для приветствия надо, держа руки по швам, сделать легкий полупоклон и замереть на 2 секунды.

                   Карточка № 4а

Представьте себе, что вы прилетели в незнакомую страну. В аэропорту Вас дожжен встречать Ваш знакомый. В толпе встречающих Вам предстоит найти этого человека. У Вас нет никаких примет, поэтому ориентироваться придется, выполняя церемонию приветствия, принятую у Вас дома: тот кто, поприветствует вас таким же образом и есть Ваш земляк.

Разговаривать при этом не разрешается!

Вы представитель чукотской культуры. Вам для приветствия надо прикоснуться носом к носу другого человека.

  1. Решение проблемных ситуаций.
  1. Проблемная ситуация: воспитатель приходит в группу и рассказывает детям, о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним,  поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задаются вопросы:  «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?», «Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?».
  2. Проблемная ситуация.  Воспитатель рассказывает детям ситуацию:

«Представь себе, что вы вчера вечером гуляли с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей с ней решили подружиться и стали играть, делились со своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных».

Далее детям задаются вопросы:

- Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

- А как бы поступили вы?

- Как вы думаете, почему одни дети стали обижать девочку – негритянку, а другие стали ее защищать и играть с ней?

8. Вечер – досуг «Мое имя»

Цель:  способствовать осознанию общности исторической судьбы своего и других народов.

К вечеру каждый ребенок вместе с родителями должен найти интересный материал о своем имени.

Оформление: создается полумрак .На стульчики расставляются свечи, таким образом, чтобы стулья и свечи образовывали круг. Дети садятся в круг на ковер. В центре комнаты стоит стул.

Вступительное слово воспитателя:  У нас сегодня особенный вечер, «вечер откровений», даже магический, потому что история большинства имен начинается с глубокой древности. О многих именах ходят легенды. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, она срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение, и рассматривался как обряд. У ваших имен есть своя история. Чтобы открыть тайну своего имени нужно сесть на волшебный стул в центре.  Желающие рассказывают истории, легенды о своих именах.

По окончанию откровений за истории вручаются «именинки».

А теперь мы с вами поиграем в игру.

  1. Назовите цветы,  в которых встречаются собственные имена. (Иван-чай, Лилия, Роза).
  2. Перечислите имена сказочных героев, которые наиболее часто встречаются в сказках. (Василиса, Аленушка, Иванушка).

В конце все дети садятся за стол, вечер – досуг заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...