Экологические игры для детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Материал включает в себя перспективный план по экологическому воспитанию и картотеку игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry_dlya_detey_3_let.docx497.56 КБ

Предварительный просмотр:

                  Экологические игры для детей 3-4 лет

месяц

Название игры

сентябрь

«Угадай растение по описанию»,

 «Да или нет»,

«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты),

«Узнай на вкус» (овощи, фрукты),

«Найди по названию, по запаху» (овощи),

«Такой листок лети ко мне»

октябрь

«Где спрятались матрешки?»,

«Найди, о чем расскажу»,

«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты),

«Узнай по запаху» (фрукты, овощи)

«Где спряталась рыбка?»,

«Угадай, что съел»,

«Найди пару» (растения)

ноябрь

«Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования),

«Угадай, что в руке»

«Где спряталась матрешка?»,

«Найди такой же»,

Игровые упражнения. «Найди растение, похожее на травку», «Научи мишку мыть растение» ( с элементами моделирования),

«Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования),

Словесные игры. «Зайчик в беде», «Помоги белке»

декабрь

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования),

«Сложи картинку» (изображение кошки и кролика)

«Помоги листочку своё растение» (ботаническое лото),

«Дикие-домашние»,

«Кто что ест?»,

«Когда это бывает?»,

«Чьи детки»

январь

«Кто во что одет» (с элементами моделирования),

«Кто, где живёт» (лото с элементами моделирования),

«Сложи картинку» (сложи из 4 частей),

«Где спряталась рыбка?»,

«Кто, где зимует?»,

«На птичьем дворе»

февраль

«В зимней столовой»,

«Птички»,

«Узнай по голосу, какая это птичка»,

«Узнай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус),

«Какая это птица»,

«Петушок»,

«Хохлатка»

март

«Вороны»,

«Уточка»,

«Через ручеёк»,

«Воробушки и кот»,

«Солнышко и дождик»,

«Найди, что потерялось»,

«Кто, где живёт?»,

«Угадай по описанию»,

«Загадайте, а я отгадаю»,

«Весенние признаки»,

«Одень Машу весной»

апрель

«Пчёлки»,

«Птичка раз, птичка два»,

«Лото»,

«Сложи картинку»,

«Больше – меньше»

май

«Найди дерево по описанию»,

«Что изменилось»,

лото «Кто где живет?» ( с элементами моделирования),

«Чья это тень»,

Лото «Кто как двигается» ( с элементами моделирования)

«Собери цветок из частей»

 

Дополнительные игры

 «Узнай, кто?»

«Назови ласково»

«Один-много»

«Найди пару»

«Узнай птицу по силуэту»

«Чего не стало»

СЕНБЯБРЬ

«Такой листок-лети ко мне»

 Дидактическая задача.

 Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

 Игровые правила.

Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок — лети ко мне».

 Игровые действия.

 Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).

 Ход игры.

Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:

-  Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.)  Посмотрите, ребята, какие листья  у   клёна. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.

 Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

-  А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия.

-  Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне! — вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

 Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.

 Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.

«Угадай растение (дерево) по описание»

 Дидактическая задача.

 Найти предмет по описанию.

 Игровое действие.

 Угадывание растений по описанию.

 Правило.

 Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

 Ход игры.

 Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

 

Игровое упражнение «Да или нет».

Цель. Закрепить знания детей о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.

Материал. Игрушечный котёнок.

Описание.. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать сло-вами «да» и «нет» на такие вопросы:

- Есть у котёнка нос?

- Есть у котёнка уши?

- Есть у котёнка рога?  и т. д

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»  по теме «Овощи и фрукты»

Дидактическая задача: закреплять знания об овощах и фруктах, умение их группировать

Игровая задача: узнавать овощи и фрукты на ощупь и называть их.

Игровое действие: ощупывание овощей и фруктов; загадывание загадок о овощах и фруктах.

Игровое правило: отгадать овощ или фрукт на ощупь, назвать, и только после достать из мешка.

Материал: кукла Маша, мешочек, муляжи овощей и фруктов: картошка, огурец, помидор,морковка, яблоко, апельсин, груша, банан, 2 корзинки для овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто это к нам в гости пришел? (Маша)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: Ребята, Маша принесла нам с вами мешочек, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать, и тогда мы узнаем, что там (воспитатель загадывает загадки, после того как дети отгадают достает овощ или фрукт, спрашивает овощ это или фрукт и кладет на стол.)

1. Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная…

(Картошка)

2. Растут на грядке

Зелёные ребятки.

Удалые молодцы,

И зовут их (Огурцы)

3. Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки (Помидор)

4. Хвост над грядкой держит ловко

Называется…

(Морковка)

5. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (Яблоко)

6. С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый. (Апельсин)

7. Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала.

      (Груша)

8. Нас любят взрослые и дети.

Ведь мы вкуснее всех на свете.

Нас любят даже обезьяны.

А называют нас….

(Бананы)

Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки, хотите поиграть в игру «Чудесный мешочек»?

Все овощи и фрукты я уберу в мешочек, мы будем угадывать овощи и фрукты на ощупь. Кого я позову опустит руку в мешочек, ощупает овощ или фрукт, назовет его и только после достанет его из мешочка и уберет в корзинку. У нас на столе две корзинки, одна для овощей, другая для фруктов.

«Найди по названию, по запаху»


Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.
Второй вариант.
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Третий вариант.
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача — закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.
Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.

«Узнай на вкус»

Дидактическая задача:

- Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов;

- Активизировать речь детей;

-Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.

Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: поми-дор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, сли-ва, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфет-ки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

ОКТЯБРЬ

«Где спрятались матрешки»

Цель: развивать умение находить предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Ход игры.

Детям показывают маленькую  матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений на площадке. Затем дети открывают глаза.

«Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.

— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность). Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

« Найди, о чем расскажу»

Вариант  №1

Дидактическая задача: Найти   предмет   по   перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».

 Вариант №2

Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты»

Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.

Материал. Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки ово-щей и фруктов.

Описание. Ведущий раздаёт детям большие карты. На одной карте в середине изображён фрукт, на другой - овощ. Затем поочерёдно достаёт маленькие картин-ки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленьким картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо её освоят, эту роль можно предлагать и ребёнку. При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображе-ниями овощей и фруктов.

Игровое упражнение «Где спряталась рыбка». 

Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал. Голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

 Описание. Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

Игра «Узнай по запаху»

Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств - НОС. Оборудование: пять коробочек (закрытых), в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон. В коробочках сделаны отверстия, через которые нужно нюхать то, что внутри. Карточки с изображением лука, яблока, лимона, чеснока, огурца.

Ход игры. Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.

 «Угадай, что съел»

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.

Игровое действиеУгадывание на вкус овощей и фруктов.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры:Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».

 

Угадай что в руке»

Цель: развивать способность узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры.

Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в ру-ках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

«Найди такой же»

Цель: развивать умение находить предметы по сходству.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Материал На двух столах ставят 3—4 одинаковых частей растений или других предметов в определенной последовательности, например лист, цветочка, камень.

Ход игры.

Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят предметы, и закрыть глаза. В это время он меняет местами предметы на одном столе. А затем просит детей переставить предметы так, как они стоя ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Зайчик в беде»

Цель: закрепить представления о диких животных, обогащать словарный запас, воспитывать

положительное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Материа:л игрушечный зайчик

Ход игры.

Сначала воспитатель проводит беседу о зайчике, демонстрируя игрушку:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Какого цвета у Зайки шерсть осенью, зимой?

Чем питается?

Кто детеныши у Зайки?

- Тише, дети, зайка хочет мне что-то сказать. Ах, вот оно что! Зайка рассказал мне, что он в беде.

Послушайте…

В одном лесу жил Зайчик – побегайчик. Зимой он сменил свою серую шубку на белую. В осеннем и

зимнем лесу, найти пищу очень трудно. Пока найдешь, ой как устанешь! А тут еще и враги – лисы да

волки – подстерегают Зайчишку. Так и ждут, когда Зайчик побежит, да на земле следы оставит. По ним они быстро Зайчишку найдут. Вот однажды бегал Зайчик по лесу. Погрыз немного коры на веточках. И столкнулся нос к носу с волком. Какая тут погоня началась. Только Зайчик убежит от волка, а он его по следам находит. И приходится бедному Зайчику снова убегать!

Бегал Зайчик, бегал – устал! Нет у него больше сил от волка удирать. Спрят-ался он под елочкой. А волк из леса вот-вот покажется и по Зайкиным следам прямо к нему придет.

Кто же Зайчику поможет? Кто следы его запутает – перепутает?

- Давайте поможем Зайчишке? Не дадим его волку в обиду! Нарисуем на земле много других следов, и

тогда волк не сможет отличить настоящие следы от наших нарисованных.

Дети “запутывают следы”

«Помоги белочке»

Цель: закреплять представления детей о диких животных

Материал: корзина, грибы. ягоды (модели), шишки и другие предметы

Ход игры

Воспитатель говорит: «Послушайте интересную историю про белочку:

-Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Делает запасы на зиму. А почему она их делает? Давайте ей поможем.» Воспитатель берёт корзинку и предлагает детям собрать туда припасы. Дети выбираю предметы. Воспитатель обсуждает с детьми выбор каждого ребёнка.

Игровое упражнение «Угадай, чей хвост?»

Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать

и называть животных.

Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов

различных животных.

Описание. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» жи-вотное и подобрать для него подходящий хвост.

ДЕКАБРЬ

«Кто во что одет»  (лото с элементами моделирования)

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.

Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.

Ход игры: Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

Игры с предметами. Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игры словесные. Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

«Кто где живёт»

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал: Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки животных.

Ход игры: Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей сред обитания животного (вода, воздух, земля). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

 «Кто как передвигается»

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.

Материал: Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

Ход игры: Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей органа движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

«Дикие и домашние животные»

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

«Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег

детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках

такой же листок, какой показал воспитатель.

Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист

и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, от-

мечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому

по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает,

например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие

листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья

клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

«Найди листок, как на дереве»

Дидактическая задача. Найти часть по целому.

Правило. Искать на земле нужно только такие же листья, как на дереве,

указанном педагогом.

Ход игры. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу

детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья

на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит:

«Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети

начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание,

собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та

команда, которая соберется возле дерева первой.

ЯНВАРЬ

Лото с элементами моделирования «Кто где живёт»

Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал. Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображениями животных.

Описание. Ведущий раздаёт детям большие карты с изображением моделей (рис. 2) различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем ведущий достаёт маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия

растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход:

детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела

поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это

время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам,

куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за

которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«На птичьем дворе»

 Дидактическая задача.

Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Игровое правило.
Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.
Игровое действиезвукоподражание.
Ход игры. 
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси
куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.
Воспитатель говорит:

— Вот хорошо, вы все вспомнили, как по - разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?

 Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру - грру - у - грру - грру».

— А сейчас послушайте стихотворение,- продолжает воспитатель.

— Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

                   Воспитатель                                Дети

 

               Наши уточки с утра …                Кря-яря-кря!     Кря-кря-кря!

               Наши гуси у пруда ...                  Га-га-га! Га-га-га!

               А индюк среди двора ...              Бал-бал-бал!     Балды-бая!

               Наши гуленьки вверху ...            Грру-грру-у-грру-грру-у!

               Наши курочки в окно ...              Кко-кко-кко-ко-ко-ко!

               А как Петя-петушок

               Ранним-рано поутру

               Нам споет …                               Ку-ка-ре-ку!

 В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки».

 «Наши уточки с утра», говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают; «Кря-кря-кря!» и т. д. Петушок в конце громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.

Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыла слова к звуки.

В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей, подгруппой.

 

Февраль

«Угадай растение по описанию»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

   «Хохлатка»

 Дидактическая задача.

Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

 Игровое правило.

 Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда» куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

 Игровые действия.

Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направления.

 Ход игры.

 Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

— Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

                                   По дворику хохлатка,

                                   По дворику мохнатка

                                   С цыплятами идет.

                                   Чуть дети зазеваются,

                                   Шалят и разбегаются,

                                   Сейчас к себе зовет:

                                  «Куда? Остановитесь!

                                   Куда, куда? Вернитесь!

                                   Не смейте убегать!»

 Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

 Курочка с цыплятками гуляют по двору; ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

 Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!

 

«Какая это птица»

 Цель.

Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
Оборудование.

Красочные изображения птиц.

 Ход игры.

Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например;

—   Кто кричит «кар-кар»?  Подойди, Оля, покажи эту птицу.

—   Все покричим, как ворона.

—   Кто кричит «чик-чирик»?

—   Покричим, как воробей.

«В зимней столовой»

 Цель.

Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

 Оборудование.

Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка,

 Ход игры.

Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

«Птички»

 Цель. 
Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры. 
Воспитатель рассказывает стихотворение:

 

                                          Летели две птички,

                                          Собой невелички.

                                          Как они летели,     

                                          Вес люди глядели.

                                          Как они садились 

                                          Вес люди дивились.

 Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется.

«Петушок»

 

 Дидактическая задача.

Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

 Игровое правило.

Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

 Игровые действия.

Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

 Ход игры.

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:

— Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.)

Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.

Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит ему тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок.

 Петушок садится на стул и громко кукарекает. 

 Воспитатель и дети произносят слова:

                                 

                                    Петушок, петушок,

                                    Золотой гребешок,

                                    Масляна головушка,

                                    Шелкова бородушка,

                                    Что ты рано встаешь?

                                    Что ты громко поешь?

 

 После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку1». Игра повторяется 3—4 раза.

МАРТ

«Вороны»

 Цель.

Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.

 Ход игры.

Дети - вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

 

Вот под елкой зеленой                                     Дети бегают по комнате, раз-

Скачут весело вороны:                                     махивая руками, как крылья-

                                                                                ми.

«Кар-кар-кар!» (Громко)                                  Дети громко произносят, пов-

Целый день они кричали,                                 торяя за воспитателем.

Спать ребятам не давали:

 

«Кар-кар-кар!» (Громко)                                  То же.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

 

«Кар-кар-кар!» (Тихо)                                      Дети тихо  произносят.  Садятся

                                                                                на корточки, руки под щёку — засыпают.

 

Игра проводится после наблюдения за вороной.

Игровое упражнение «Уточка».

Цель. Закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движение утят.

Описание. Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт уточка, а за неё утята. Читает стихотворение про уточку:

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под берёзкой.

Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу,

Сама, утя, поплыву,

Детей своих поведу.

После этих слов детки – утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.

                                            

«Воробышки и кот»

 Цель.

Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.

 Ход игры.

Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это воробышки на крыше, В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот — он спит.

  «Воробышки вылетают на дорогу!» — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны.

Просыпается кот — он потягивается, — произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Примечания. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.

 

                                  

Лото с элементами моделирования «Кто где живёт»

Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал. Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображениями животных.

Описание. Ведущий раздаёт детям большие карты с изображением моделей (рис. 2) различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем ведущий достаёт маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

Игровое упражнение «Через ручеёк».

Цель. Развивать у детей чувство равновесия, внимание.

Материал. Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м), цветные лоскутки, разноцветные кубики.

Описание. На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.

Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (разложенные по полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой!» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.

Игровое упражнение «Солнышко и дождик».

Цель. Учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорее домой» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко!», игра повторяется.

Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое количество детей, затем могут быть привлечены 10 – 12 человек. Вместо домиков – стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который тети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям пособирать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему. 

«Опиши, я отгадаю»

Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Загадывание взрослому загадок.
Правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны.
Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

«Найди растение по названию»

Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.
Игровые действия. Поиски названного растения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

АПРЕЛЬ

«Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!»

Цель игры: упражнять детей в выполнении движений, одновременно учить детей счету.

Материал. Эмблемы птиц, по количеству детей.

Ход игры

Во время прогулки, воспитатель обращает внимание детей на птиц, прилетевших на участок. Затем он предлагает детям поиграть в игру, во время которой они будут считать части тела у птиц. Воспитатель приглашает детей встать в большой круг и говорит: «Сейчас будем играть. Будем считать у птиц лапки, глазки, крылышки и узнаем, сколько у них лапок, глаз, крылышек?» Воспитатель напоминает детям, чтобы были внимательно и выполняли движения по тексту.

Птички, раз! (Дети выдвигают вперед сначала одну ногу.)

Птички, два! (Далее выдвигают другую ногу.)

Скок – скок - скок! (Дети начинают прыгать на месте на двух ногах.)

Птички, раз! (Дети поднимают одну руку - крылышко.)

Птички, два! (Поднимают другую руку - крылышко.)

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.)

Птички, раз! (Дети закрывают рукой один глаз.)

Птички, два! (Закрывают рукой другой глаз.)

Воспитатель дает команду «Птички» - полетели, дети открывают глаза и бегают по всей площадке, машут крылышками, чирикают, пищат. Воспитатель говорит: «Все, птички, улетели!»

По желанию детей игра повторяется два-три раза.

МАЙ

Лото с элементами моделирования «Кто как двигается»

Цель.Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.

Материал. Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

Описание. Ведущий раздаёт детям большие карты с изображением моделей (рис. 3) органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем он достаёт маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с моделью на большой карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трёх человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу

воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из

столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку

найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же

растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

«Найди дерево по описанию»

Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.

Игровое действие. Угадывание растений по описанию.

Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них

те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель, клен. береза, рябина).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева

(или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Дополнительный материал

«Угадай, кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает нектар (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка

«Назови ласково»

Цель: образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Муравей – муравейчик, муравьишка

Гусеница - гусеничка

Комар - комарик

Пчела – пчёлка, пчёлочка

Жук – жучок

Стрекоза – стрекозочка

Муха – мушка, мухочка

Лапа – лапка

Оса – осочка

Ус - усик

«Один – много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Кузнечик – много кузнечиков

Муравей – много муравьёв

Гусеница – много гусениц

Комар – много комаров

Стрекоза – много стрекоз

Пчела – много пчёл

Жук – много жуков

Бабочка – много бабочек

Муха – много мух

Оса – много ос

Паук – много пауков

«Найди пару» Дидактическая игра

Дидактическая задача: найти предмет по сходству. Игровые действия: поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. 

Ход игры:

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

Экологическая игра «УЗНАЙ ПТИЦУ ПО СИЛУЭТУ»

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Чего не стало!»

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного

контроля).

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним

играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения

стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение

убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не

стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра

повторяется с другим предметом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ»(для детей 6-7 лет)

Буклет  с экологическими играми для педагогов-дошкольников...

Экологические игры для детей. Играем вместе с родителями.

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Весь мир ребенок познает через игру, в то числе и природу. Предлагаем родителям простые экологические игры, в которые будет интересно поиграть ребе...

Дидактические экологические игры для детей дошкольного возраста

Предлагаемые игры легки могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста

Экологические игры позволяют уточнить представления детей, углубить их путем установления связей отношений между отдельными явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольн...

Экологические игры для детей младшей группы детского сада

В материале собраны и перечислены игры и упражнения с экологическим содержанием для младших дошкольников...

Экологические игры для детей раннего возраста.

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет восп...