Проект "Давайте поиграем"
проект (младшая группа)
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Давайте поиграем" | 23.37 КБ |
Картотека игр | 19.61 КБ |
Анкета для родителей | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Давайте поиграем»
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Описание проекта
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
- Образовательные:
- Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет.
- Обогащать активный и пассивный словарь детей учить понимать и использовать в речи слова «такой же», «не такой», «различные», «одинаковые».
- Воспитательные:
- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
- Формировать умения слушать и понимать инструкции педагога.
- Развивающие:
- Развивать познавательные процессы.
- Развивать мелкую моторику.
Тип проекта:
Творческо-исследовательский
Продолжительность:
Долгосрочный.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Возраст:
1,6 – 2 лет.
Актуальность:
- Недостаточное знание и умения родителей приводит к тому, что дети раннего возраста, посещающие детский сад, испытывают «сенсорный голод».
- Развивающая среда в группе должна отвечать требованиям и потребностям детей данного возраста.
- Именно поэтому мы решили заняться разработкой творческого проекта, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов.
Цель проекта:
Увеличить уровень знаний воспитанников раннего возраста по сенсорному развитию.
Задачи проекта:
- Создать условия для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
- Разработать консультации для родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
- Дополнить в группе игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
Сформировать у детей устойчивый интерес к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.
Сроки проекта:
Сентябрь – июнь
Наглядность:
- Проект для детей 1,6 – 2 лет
- Консультации для родителей.
- Анкетирование родителей.
- Картотека игр.
Результат:
Выставка игрушек «Развивающая игрушка по сенсорному развитию своими руками».
План работы по сенсорному развитию детей.
I этап - организационный
Методическое сопровождение |
|
Развивающая среда |
|
Работа с родителями |
|
Примеры игр на сенсорное развитие.
Познавательно – исследовательская деятельность:
- Наблюдение в природе и экспериментирование с природным материалом.
- «Найди такой же листочек» (большой, маленький)
- «Найди такого же цвета».
- «Чьи следы большие?»
- Игры – экспериментирования с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды).
- Игры с песком.
Познавательно – исследовательская деятельность.
- Развивающие игры с предметами(сборно-разборными игрушками, матрешками, бочонки, яйца, рамки-вкладыши).
- «Соберем матрешку».
- «Соберем пирамидку».
Дидактические игры для формирования представлений о цвете.
- «Подбери по цвету».
- «Собери грибочки».
- «Найди пару варежке».
- «Одень куклу на прогулку».
- «Разложи по цвету».
- «Собери девочек на праздник».
- «Подбери кукле юбочку и бантик».
Дидактические игры для формирования представлений о форме.
- «Подбери крышку к банке»
- «Рамки-вкладыши».
- «Логический куб».
- «Заплатка для варежки».
- «Собери домик».
Дидактические игры для формирования представлений о величине.
- «Большие - маленькие».
- «Накорми большого и маленького зайку».
- «Спрячь мышку».
Дидактические игры для формирования представлений об ориентировки в пространстве.
- «Где же наши ручки?»
- Поручения «Где шарик?"
- «Куда спрятался мишка?»
Продуктивная деятельность
Конструирование.
- Игры с крупным и средним строителем (пластмассовый, деревянный).
- Игры с конструктором «Лего».
- Игры с мозаикой.
- Бусы для нанизывания.
- Игры с различными шнуровками.
Рисование.
Игровая деятельность.
- Игры с куклами и другими игрушками.
- «Угостим куклу чаем».
- «Покормим мишку обедом» (используя столовую посуду).
- «Купание кукол».
- «Покатаем куклу на коляске».
- Игры с машинками
- «Построим гараж для машин».
- «Дорога для машины».
Двигательная деятельность.
- Игры с лошадкой, китом, с двигательными игрушками, колясками, машинками.
- Подвижные игры, игры с мячом.
Коммуникативная деятельность.
- Пальчиковые игры.
- «Чудесный мешочек».
Музыкально-художественная деятельность.
Игры на различных музыкальных инструментах. Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковый, резиновый).
Чтение художественной литературы.
Детские песни, потешки, сказки. Книжки из различных материалов, книжки с музыкальным эффектом.
Трудовая деятельность.
Элементарные трудовые поручения по сбору игрушек в группе, на улице.
Анализ результатов проекта.
В ходе реализации проекта были созданы условия обеспечивающие эффективность использования дидактических игр, упражнений. У детей вырос уровень знаний. Родители получили методические рекомендации по сенсорному воспитанию в семье, по создание предметно развивающей среды в семье.
.
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
«Посади бабочку на полянку».
Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Материалы. 2 картонных круга (полянки) двух цветов (желтого, красного) и одинакового размера.
Ход игры.
Взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это ее домик». Берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это не ее цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь посадим бабочку на сою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: « Полянка желтого цвета и все бабочки желтого цвета».
«Угостим кукол».
Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).
Материалы. Две куклы одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.
Ход игры.
Взрослый обращает внимание на кукол, которые пришли к нему в гости. « Куклы хотят, чтобы мы угостили их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». Тоже самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками, при затруднении использует метод сличения (такой – не такой).
«Построй домик».
Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Материалы. Два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.
Ход игры.
Взрослый строит домики, затем говорит ребенку: « Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднении показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: « У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а у этого домика другая крыша, не такая (называет цвет).
«Катится – не катится».
Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материалы. Деревянный желоб (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).
Ход игры.
Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком и предлагает поиграть. Берет шарик, кладет на верхнюю часть и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри катится! А теперь ты бери", - предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желоба. При этом комментирует - катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет руками ребенка, обращает постоянно внимание (катится или не катится).
«Опусти игрушку в свой домик».
Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойства практическим способом.
Материалы. Две коробки: одна с круглой прорезью, вторая с квадратной; шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).
Ход игры.
Взрослый ставит перед ребенком две коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит такая, надо другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу поочереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые шарики. А здесь нет – не такие, здесь кубики».
«Собери пирамидку».
Цель. Закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).
Материалы. Две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шаров и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.
Ход игры.
Взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые – это шарики, а другой не такие – кубики.
«Волшебный мешочек».
Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материалы. Мешочек, 2 шарика и 2 кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры.
Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и дает малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выделенное действие: « Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.
«Брось шарик».
Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.
Материалы. Бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действия малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня. Ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «брось свой шарик». По окончанию игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».
«Спрячь мячик в коробочку».
Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, в овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материалы. Два мячика одного цвета и разного размера, две коробки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.
Ход игры.
Взрослый дает ребенку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть ее подходящей крышкой. В случае затруднения. Показывает ребенку большой мячик в маленькую коробку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мяч большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем ее в большую».
«Какой мяч больше».
Цель. Учить детей различать понятия большой, маленький.
Материалы. Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры.
Взрослый стоит на расстоянии 2-3 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он ошибается и принес маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом «большой» это или «маленький» мячи. Мячи снова произвольно перемешиваются, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже маленький мяч.
«Поручения».
Цель. Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствовать понимание речи.
Материалы. Большие и маленькие собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешки.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:
- большую собаку напои чаем из большой кружки (если ребенок ошибается, собака «рычит» или отворачивается, показывая свое недовольство. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки.);
- поставь матрешку рядом с красным мячом;
- маленькой собачке подари синий мячик;
- попляши вместе с куклой;
- возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- большую собачку посади рядом с маленькой.
«Круг, квадрат».
Цель.
Материалы. 5 картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры.
Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешивая их на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая – это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую сторону. Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили? Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), а в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.
«Ниточки для шариков».
Цель. Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы. Воздушные шарики, вырезанные из картона круглой формы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Ход игры.
«Ребята, видите, какие шары воздушные я принесла. Они большие и круглые. У каждого шарика должна быть привязана веревочка такого же цвета». Воспитатель раздает веревочки детям и предлагает подобрать шарики такого же цвета. Воспитатель помогает сравнивать цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой», затем привяжите ленточки.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей.
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития воспитания дошкольников».
Уважаемые родители.
- Имеете ли вы представления, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте?
- Считаю нужным
- Считаю не нужным
- Затрудняюсь ответить
- Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании?
- Информация отсутствует
- Есть, но воспитатели на нее не обращают внимание
- Я не обращаю внимание на информацию
- Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
- Наглядная информация интересна и полезна для меня
- Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия?
- Высокий
- Средний
- Низкий
- Есть ли у вас дома ига по сенсорному воспитанию?
- Да
- Нет
- Не знаю
- В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
________________________________________________________________________________
- Какая помощь от специалистов и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за
сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Давайте поиграем.
Математические игры развивают логическое мышление. Подбор математических игр. Игры постоянно дополняются и обновляются....
Капитошка, поиграй с нами немножко!
Использование персонажа в жизни группы....
Поиграем в старину
Воспитание фольклором в детском саду...
Поиграем в рифмы
Предлагаю к вниманию авторские игры- рифмушки.Игры помогут разноообразить занятия , закрепить правильное произнесение поставленных звуков. Отрабатывая и закрепляя звуки, дети смогут тренировать память...
Поиграй со мной!
"Взаимная игра матери и ребёнка открывает область, которую можно назвать «общей землёй». Это место, способное стать символом доверия и союза". Д.В.Винникотт...
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...
Консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Введите мир театра малыша,...