Проект "Давайте поиграем"
проект (младшая группа)

Кравченко Светлана Павловна

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Давайте поиграем»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Описание проекта

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

  1. Образовательные:
  • Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
  • Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
  • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет.
  • Обогащать активный и пассивный словарь детей учить понимать и использовать в речи слова «такой же», «не такой», «различные», «одинаковые».
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
  • Формировать умения слушать и понимать инструкции педагога.
  1. Развивающие:
  • Развивать познавательные процессы.
  • Развивать мелкую моторику.

Тип проекта:

Творческо-исследовательский

Продолжительность:

Долгосрочный.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Возраст:

1,6 – 2 лет.

Актуальность:

  • Недостаточное знание и умения родителей приводит к тому, что дети раннего возраста, посещающие детский сад, испытывают «сенсорный голод».
  • Развивающая среда в группе должна отвечать требованиям  и потребностям детей данного возраста.
  • Именно поэтому мы решили заняться разработкой творческого проекта, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов.

Цель проекта:

Увеличить уровень знаний воспитанников раннего возраста по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

  • Создать условия для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
  • Разработать консультации для родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  • Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
  • Дополнить в группе игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей устойчивый интерес к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.

Сроки проекта:

Сентябрь – июнь

Наглядность:

  • Проект для детей 1,6 – 2 лет
  • Консультации для родителей.
  • Анкетирование родителей.
  • Картотека игр.

Результат:

Выставка игрушек «Развивающая игрушка по сенсорному развитию своими руками».

План работы по сенсорному развитию детей.

I этап - организационный

Методическое сопровождение

  • Разработка перспективного плана по сенсорному развитию.
  • Картотека игр.

Развивающая среда

  • Наглядные материалы по активизации сенсорного опыта детей.
  • Звучащие игрушки.
  • Музыкальные книжки.
  • Приобретение игрового материала.
  • Обновление игрового дополнения в центре сенсорного развития.
  • Игрушки для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук.

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей.
  • Консультации, беседы, оформление уголка для родителей.
  • Проведение работы с родителями на тему «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо проводить?»

Примеры игр на сенсорное развитие.

Познавательно – исследовательская деятельность:

  • Наблюдение в природе и экспериментирование с природным материалом.
  • «Найди такой же листочек» (большой, маленький)
  • «Найди такого же цвета».
  • «Чьи следы большие?»
  • Игры – экспериментирования с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды).
  • Игры с песком.

Познавательно – исследовательская деятельность.

  • Развивающие игры с предметами(сборно-разборными игрушками, матрешками, бочонки, яйца, рамки-вкладыши).
  • «Соберем матрешку».
  • «Соберем пирамидку».

Дидактические игры для формирования представлений о цвете.

  • «Подбери по цвету».
  • «Собери грибочки».
  • «Найди пару варежке».
  • «Одень куклу на прогулку».
  • «Разложи по цвету».
  • «Собери девочек на праздник».
  • «Подбери кукле юбочку и бантик».

Дидактические игры для формирования представлений о форме.

  • «Подбери крышку к банке»
  • «Рамки-вкладыши».
  • «Логический куб».
  • «Заплатка для варежки».
  • «Собери домик».

Дидактические игры для формирования представлений о величине.

  •  «Большие - маленькие».
  • «Накорми большого и маленького зайку».
  • «Спрячь мышку».

Дидактические игры для формирования представлений об ориентировки в пространстве.

  • «Где же наши ручки?»
  • Поручения «Где шарик?"
  • «Куда спрятался мишка?»

Продуктивная деятельность

Конструирование.

  • Игры с крупным и средним строителем (пластмассовый, деревянный).
  • Игры с конструктором «Лего».
  • Игры с мозаикой.
  • Бусы для нанизывания.
  • Игры с различными шнуровками.

Рисование.

Игровая деятельность.

  • Игры с куклами и другими игрушками.
  • «Угостим куклу чаем».
  • «Покормим мишку обедом» (используя столовую посуду).
  • «Купание кукол».
  • «Покатаем куклу на коляске».
  • Игры с машинками
  • «Построим гараж для машин».
  • «Дорога для машины».

Двигательная деятельность.

  • Игры с лошадкой, китом, с двигательными игрушками, колясками, машинками.
  • Подвижные игры, игры с мячом.

Коммуникативная деятельность.

  • Пальчиковые игры.
  • «Чудесный мешочек».

Музыкально-художественная деятельность.

Игры на различных музыкальных инструментах. Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковый, резиновый).

Чтение художественной литературы.

Детские песни, потешки, сказки. Книжки из различных материалов, книжки с музыкальным эффектом.

Трудовая деятельность.

Элементарные трудовые поручения по сбору игрушек в группе, на улице.

Анализ результатов проекта.

В ходе реализации проекта были созданы условия обеспечивающие эффективность использования дидактических игр, упражнений. У детей вырос уровень знаний. Родители получили методические рекомендации по сенсорному воспитанию в семье, по создание предметно развивающей среды в семье.

.



Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

 «Посади бабочку на полянку».

Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Материалы. 2 картонных круга (полянки) двух цветов (желтого, красного) и одинакового размера.

Ход игры.

Взрослый кладет перед ребенком «полянки»  и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это ее домик». Берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это не ее цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь посадим бабочку на сою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: « Полянка желтого цвета и все бабочки желтого цвета».

 «Угостим кукол».

Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материалы. Две куклы одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры.

Взрослый обращает внимание на кукол, которые пришли к нему в гости. « Куклы хотят, чтобы мы угостили  их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». Тоже самое педагог просит сделать с блюдцами  и ложками, при затруднении использует метод сличения (такой – не такой).

«Построй домик».

Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Материалы. Два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры.

Взрослый строит домики, затем говорит ребенку: « Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднении показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: « У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а  у этого домика другая крыша, не такая (называет цвет).

 «Катится – не катится».

Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материалы. Деревянный желоб (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры.

Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком и предлагает поиграть. Берет шарик, кладет на верхнюю часть и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри катится! А теперь ты бери", - предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желоба. При этом комментирует - катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет руками ребенка, обращает постоянно внимание (катится или не катится).

«Опусти игрушку в свой домик».

Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойства практическим способом.

Материалы. Две коробки: одна с круглой прорезью, вторая с квадратной; шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры.

Взрослый ставит перед ребенком две коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит такая, надо другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу поочереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые шарики. А здесь нет – не такие, здесь кубики».

«Собери пирамидку».

Цель. Закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материалы. Две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шаров и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры.

Взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые – это шарики, а другой не такие – кубики.

«Волшебный мешочек».

Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материалы. Мешочек, 2 шарика и 2 кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры.

Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и дает малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выделенное действие: « Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

«Брось шарик».

Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Материалы. Бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действия малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня. Ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «брось свой шарик». По окончанию игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

 «Спрячь мячик в коробочку».

Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, в овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материалы. Два мячика одного цвета и разного размера, две коробки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры.

Взрослый дает ребенку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть ее подходящей крышкой. В случае затруднения. Показывает ребенку большой мячик в маленькую коробку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мяч большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем ее в большую».

«Какой мяч больше».

Цель. Учить детей различать понятия большой, маленький.

Материалы. Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры.

Взрослый стоит на расстоянии 2-3 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он ошибается и принес маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом «большой» это или «маленький» мячи. Мячи снова произвольно перемешиваются, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже маленький мяч.

 «Поручения».

Цель. Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствовать понимание речи.

Материалы. Большие и маленькие собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешки.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:

- большую собаку напои чаем из большой кружки (если ребенок ошибается, собака «рычит» или отворачивается, показывая свое недовольство. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки.);

- поставь матрешку рядом с красным мячом;

- маленькой собачке подари синий мячик;

- попляши вместе с куклой;

- возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

- большую собачку посади рядом с маленькой.

«Круг, квадрат».

Цель.

Материалы. 5 картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры.

Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешивая их на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая – это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую сторону. Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили? Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), а в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.

«Ниточки для шариков».

Цель. Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы. Воздушные шарики, вырезанные из картона круглой формы красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Ход игры.

«Ребята, видите, какие шары воздушные я принесла. Они большие  и круглые. У каждого шарика должна быть привязана веревочка такого же цвета». Воспитатель раздает веревочки детям и предлагает подобрать шарики такого же цвета. Воспитатель помогает сравнивать цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой», затем привяжите ленточки.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития воспитания дошкольников».

Уважаемые родители.

  1. Имеете ли вы представления, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте?
  • Считаю нужным
  • Считаю не нужным
  • Затрудняюсь ответить
  1. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании?
  • Информация отсутствует
  • Есть, но воспитатели на нее не обращают внимание
  • Я не обращаю внимание на информацию
  • Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
  • Наглядная информация интересна и полезна для меня
  1. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия?
  • Высокий
  • Средний
  • Низкий
  1. Есть ли у вас дома ига по сенсорному воспитанию?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

________________________________________________________________________________

  1. Какая помощь от специалистов и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за

сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте поиграем.

Математические игры развивают логическое мышление. Подбор математических игр. Игры постоянно дополняются и обновляются....

Капитошка, поиграй с нами немножко!

Использование персонажа в жизни группы....

Поиграем в старину

Воспитание фольклором в детском саду...

Поиграем в рифмы

Предлагаю к вниманию авторские игры- рифмушки.Игры помогут разноообразить занятия , закрепить правильное произнесение поставленных звуков. Отрабатывая и закрепляя звуки, дети смогут тренировать память...

Поиграй со мной!

"Взаимная игра матери и ребёнка открывает область, которую можно назвать «общей землёй». Это место, способное стать символом доверия и союза". Д.В.Винникотт...

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...