"Формирование готовности детей дошкольного возраста к самореализации в социуме"
статья (подготовительная группа)

Кемерова Любовь Александровна

Актуальной темой в современной психологии и педагогике является формирование готовности к самореализации у детей дошкольного возраста. Главные задачи: общение с окружающими: сверстниками, взрослыми и с самими собой, а также с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование готовности детей дошкольного возраста к самореализации в социуме

                                                                                                         

Актуальной темой современной психологии и педагогики является формирование готовности к самореализации у детей дошкольного возраста. Так как, дошкольное детство — это период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя.

Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте - это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Поэтому в развитии ребёнка главное место занимает его самореализация.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие»[1] отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

По результатам исследования С.И.  Семенака, в наше время немало детей, не подготовленных к самореализации, которые не проявляют сопереживания к своим близким, сверстникам и живым объектам.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие самореализации, как осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий.

Наиболее эффективными в решении задач ФГОС дошкольного образования по созданию образовательной среды, обеспечивающей формирование готовности к самореализации, являются игры-драматизации, которые способствуют социально-нравственному развитию дошкольника. Вопросами влияния игр – драматизации на формирование готовности к самореализации занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, А.И. Матусик.

Поскольку проблема формирования готовности к самореализации у детей дошкольного возраста является актуальной, то она и определила тему нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования готовности к самореализации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра-драматизация как средство развития готовности к самореализации.

Цель исследования: теоретически обосновать роль игры-драматизации в развитии готовности к самореализации у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. раскрыть сущностные характеристики самореализации в современных психолого-педагогических условиях;
  2. изучить особенности развития самореализации у детей старшего дошкольного возраста;
  3. охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования готовности дошкольников к самореализации;
  4. описать роль игры-драматизации в формировании готовности к самореализации у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, сравнение, комплексный метод изучения развития самореализации с применением игр-драматизаций.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Теоретические вопросы готовности дошкольников к самореализации

Понятие и сущность самореализации в психологии

Самореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. Вместе с тем человек является таким, каким он сделает себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самореализация является атрибутом самого существования человека.

Следовательно, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение и даже случай обусловливают проявление активности человека. Однако человек может реализовать свою «самость», поскольку способен сознавать свою ценность, возвыситься над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдаленные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Следовательно, эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Образ мира также изменяется в течение всей жизни человека[2]. Он должен становиться все более полным и адекватным. Однако условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. При тех или иных нарушениях этого равновесия человеку для решения проблем самореализации приходится искать условно-компенсаторные пути по типу психологической защиты.

Самоактуализация и самореализация - это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или "ненужных", или "ненастоящих") проблем жизни. Так, что он может обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым "экзистенциальным" проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам»[3].

Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) - это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) - имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus - поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Таким образом, самореализация личности в психологическом аспекте также имеет неоднозначную трактовку. Представленный сопоставительный анализ аргументирован различными точками зрения на сущность исследуемого предмета, где исходным методологическим принципом самореализации служит деятельностный подход, а ключевым понятием в его определении - понятие сущностных сил человека[4].

Чтобы стать по-настоящему взрослыми, а не просто физически и физиологически зрелыми, подростки должны свыкнуться с половой зрелостью, приобрести самостоятельность, наладить дружеские отношения со сверстниками. Чтобы соответствовать этим требованиям, юношам и девушкам необходимо постепенно выработать свою жизненную позицию, осознать себя личностью. Прежде чем они благополучно расстанутся с ограждавшей их в детстве опекой старших, молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить.

Факторы, влияющие на развитие самореализации детей дошкольного возраста

Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее успех в самореализации гарантирован.

В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.

На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.

Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха[5].

Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.

Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг. Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.

Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей, реализующих свой потенциал, всегда любят и уважают.

Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество. Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.

Достигая трехлетнего возраста, малыши знают, чего именно хотят и самостоятельно пытаются решить, что надевать, в какие игры играть, с кем дружить. Именно в этот период идет закладка понятия привязанности, дружбы, а также самовыражения всех важных жизненных аспектов, которые на протяжении жизни будут сопровождать малыша. Если малыш посещает детский коллектив, например детский центр или сад, то он там может самореализоваться. В домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты домашними хлопотами, и малышу уделяют очень мало времени.

Однако даже если весь день ребенка и взрослых занят, не стоит забывать, что малышу нужна любовь близких людей. Родителям необходимо постоянно обнимать своих детей, рассказывать о своих переживаниях, чувствах и взрослые от своего чада обязательно получат отдачу.

Нельзя малыша лишать эмоций. Вместе с детьми необходимо играть в детские игры и постепенно вовлекать их во взрослые. Для малыша обыденные дела: работа по дому с пылесосом, мытье посуды могут показаться просто волшебными. Необходимо позволить малышу участвовать в рабочем процессе по дому, и возможно в дальнейшем он будет помогать справляться с домашними хлопотами.

Большинство родителей зачастую не доверяют малышу какую-то работу или процесс, тем самым ограничивают и прививают ему страх. Да, иногда ребенок может что-то уронить или разбить, однако какое удовольствие ему принесет выполнение трудовой операции. Самое главное сохранять спокойствие, не нервничать даже тогда, когда, кажется, что самим выполнить работу гораздо проще и быстрее.

Социальное развитие детей дошкольного возраста – непростой процесс, особенно в современном нестабильном мире, когда многие ценности утратили свое первоначальное значение и моральные и этические нормы больше не являются обязательными для исполнения. При формировании личности ребенка учитываются многие факторы, получение определенных навыков для выживания, умение распознавать эмоции, но мало кто уделяет должное внимание именно социальному развитию детей дошкольного возраста, то есть обучению ребенка соблюдению законов морали и нравственности, уважению к культурному наследию, а также сложившимся устоям их близкого окружения[6].

Принято считать, что эти обязательные для всех понятия усваиваются сами собой на протяжении первых лет жизни. На личность ребенка оказывают влияние не только родители и учителя в школе, а также обстоятельства жизни и среда обитания, моральные устои ближайшего окружения и даже услышанное случайно слово на улице. Ребенок учится жить и взаимодействовать с окружающим миром.

Практические вопросы готовности дошкольников к самореализации

Организация педагогического процесса как условие формирования готовности дошкольников к самореализации

Процесс стимулирования к самореализации личности дошкольника будет протекать успешно при реализации в образовательной деятельности условий, способствующих личностному росту детей. По вопросу самореализации личности к настоящему времени наработан содержательный теоретический материал. Усиление внимания к проблеме самореализации сопряжено с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Теоретической основой для понимания процесса самореализации личности дошкольника в обучении и путей его активизации послужили труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Фундаментальные основы психологической теории развития и саморазвития личности заложены в трудах К.А. Абульхановой – Славской, В.П. Зинченко, Л.Н. Куликовой, В.А. Петровского, Д.И. Фельдштейна. Вопросы роли самопознания и самопринятия в дошкольном возрасте нашли отражение в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, А. Бандура, А.А. Бодалев, В.А. Горбачева, Д. Келли, И.С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс, Б.Ф. Скиннер, В.М. Слуцкий, Е.О. Смирнова, Э. Фромм, Э. Эриксок, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.).

Однако современное образование дошкольников пока еще не сориентировано на развитие их способности к самореализации, а объективная действительность современного общества предъявляет новые требования к качествам личности. Современному человеку необходимо уметь реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств, возрастающей информатизации и постоянно ускоряющегося темпа жизни.

В настоящее время содержание дошкольного образования составляет совокупность интегральных компонентов – направлений развития ребёнка, и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Одним из системообразующих факторов эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании является формирование интегративных качеств личности. Такое интегративное качество как «любознательный, активный» предполагает, что в итоге освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире), а в случаях затруднений обращается за помощью ко взрослому[7]. Развитие данного качества определяет формирование готовности личности к самореализации, так как предполагается ее высокая активность.

Решающей для рассмотрения проблемы самореализации в образовательной деятельности дошкольников послужила концепция самоактуализирующего развития А. Маслоу. Согласно теории, источником активности человека являются его потребности, которые образуют пять уровней пирамиды (физиологические потребности; потребность в безопасности и защищенности; потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке; потребность в уважении и признании; потребность в самовыражении (самореализации). Каждый из этих уровней может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. Высший уровень пирамиды - потребность в самовыражении - А. Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может. Чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его психологическое здоровье[8].

Для решения проблемы стимулирования детей к самореализации непосредственную образовательную деятельность в дошкольном учреждении следует выстраивать с учетом теории иерархии потребностей А. Маслоу: начиная с обеспечения базовых потребностей, реализуя принадлежность детей социальной группе; стимулируя к уважению и признанию друг друга. Результатом, верно, выстроенного образовательного процесса в данном направлении выступает проявление познавательной и творческой активности каждого ребенка.

В связи с нововведениями в системе дошкольного образования, для педагогов становится нормой деятельности обновление содержания, поиск и самостоятельный выбор конкретных форм работы. Так, развивать интегративное качество «любознательность» у детей возможно через реализацию потребности в собственной познавательной, творческой активности. Организация непосредственной образовательной деятельности с целью стимулирования детей к самовыражению требует тщательной подготовки. Содержание деятельности воспитателя должно соответствовать теоретическим положениям концепции самоактуализирующего развития А. Маслоу, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Концепция самоактуализирующего развития

Этапы

Реализация потребностей детей по А.Маслоу

Деятельность детей

1.

Мотивационный

физиологические потребности; потребность в безопасности и защищенности

подготовка помещения к непосредственной образовательной деятельности: соблюдение режима проветривания, требований к освещению и т.д. Игры на снятие психоэмоционального напряжения, тактильные упражнения

2.

Организационный

потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке

Сюжетно-ролевые игры, самостоятельное распределение ролей

3.

Деятельностный

потребность в уважении и признании

Беседы, получение социального подкрепления принятия активности ребенка

4.

Заключительный

потребность в самовыражении (самореализации)

Собственный выбор рода деятельности, реализация познавательных, творческих интересов

Из таблицы видно, что деятельность детей планируется в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу. В итоге непосредственной образовательной деятельности потребность в самовыражении каждого ребенка проявляется в результате его собственного выбора рода деятельности, реализации познавательных, творческих интересов.

Таким образом, формирование готовности личности дошкольника к самореализации через непосредственную образовательную деятельность возможно при создании условий для проявления познавательной и творческой активности детей, что требует обеспечения базовых потребностей: в безопасности и защищенности; принадлежности социальной группе, причастности; уважении и признании.

Игра-драматизация как одно из средств формирования готовности дошкольников к самореализации

Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят.

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. Условием нравственного развития является формирование произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки в игровой деятельности.

Также хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте[9].

В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.

Чтобы охарактеризовать игры-драматизации, необходимо раскрыть это понятие. В словаре С. И. Ожегова[10] драматизации, трактуются как умение переделать какое - либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенной для исполнения актерами на сцене.

А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «пред-эстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра – драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.

Р. И. Жуковская[11] выделяет следующие игры - драматизации:

- непосредственное выполнение ролей детьми;

- показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;

- конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.

Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, отличающийся от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений[12].

Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.

В программе «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович) игры-драматизации входят в раздел «Творческие игры», где в старшем дошкольном возрасте предусматривается разыгрывание в творческих, театральных, режиссерских играх сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками самоделками; пальчиковый театр; театр марионеток.

В программе «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой) в разделе «Ведущая деятельность игра» отмечается, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов), в том числе репетиционной работы с детьми. Детей нужно учить управлять игрушечными персонажами кукольного театра, техническими, в том числе и компьютерными играми, не допуская при этом нервной перегрузки детей. К концу седьмого года жизни ребенок должен уметь:

- создавать сюжет совместной и индивидуальной игры;

- играть в воображаемом словесно оформленном плане;

- согласовывать творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками;

- наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры;

- свободно и с интересом играть в разные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами.

В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией (М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), в разделе «Театрализованные игры» отмечается, что в старшем дошкольном возрасте следует учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов.

Таким образом, анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации как средство развития нравственных ценностей, присутствует в программе «Детство» и выделяется отдельным пунктом в соответствующих разделах. В программе «Воспитание и обучение в детском саду» игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают решение задачи формирования нравственных ценностей через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей.

Игра - драматизация — это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Они являются играми представлениями, где в лицах изображается литературное произведение, а также выразительные средства, как интонация, мимика, жест, поза, походка способствуют воссозданию конкретного образа. Направлены на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, а также высших эмоций, таких как сопереживание и сочувствие.

Основная цель игр-драматизаций – научить детей сочувствовать и сопереживать своим близким людям, животным, а также воспитывать взаимопомощь, коллективные взаимоотношения.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берёт на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать готовность к самореализации. Так же происходит усвоение личных образцов действий и поступков, что дает возможное дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Возможности театрализованной деятельности в формировании готовности к самореализации старших дошкольников заключаются в том, что:

- во-первых, это игровая деятельность, сущность которой связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, со способностью занимать позицию сочувствующего, сопереживающего содействующего героя или зрителя;

- во-вторых, клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр), в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание, которые требуют от ребенка только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;

- в-третьих, репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждают детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывают у дошкольников подражательность любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в социальном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;

- в-четвертых, театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля;

- в-пятых, каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности у старших дошкольников сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками[13].

Возможности всегда реализуются в определенных условиях, связанных с выбором педагогических технологий, раскрывающих потенциал театрализованной деятельности в формировании готовности к самореализации у старших дошкольников.

Во-первых, потому что формировании готовности к самореализации в дошкольном детстве — это последовательный поэтапный процесс.

Во-вторых, эффективность использования театрализованной деятельности в формировании готовности к самореализации у старших дошкольников также требует поэтапных действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком.

Таким образом, педагогическая технология — это инструмент, позволяющий воспитателю детского сада эффективно (с высокой степенью вероятности получения желаемого результата) решать задачи профессиональной деятельности.

Заключение

Самореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.

Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации.

Самоактуализация и самореализация — это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности.

Акт самоактуализации — это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.

Процесс стимулирования к самореализации личности дошкольника будет протекать успешно при реализации в образовательной деятельности условий, способствующих личностному росту детей.

Формирование готовности личности дошкольника к самореализации через непосредственную образовательную деятельность возможно при создании условий для проявления познавательной и творческой активности детей, что требует обеспечения базовых потребностей: в безопасности и защищенности; принадлежности социальной группе, причастности; уважении и признании.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.

Возможности всегда реализуются в определенных условиях, связанных с выбором педагогических технологий, раскрывающих потенциал театрализованной деятельности в формировании готовности к самореализации у старших дошкольников.

Во-первых, потому что формировании готовности к самореализации в дошкольном детстве — это последовательный поэтапный процесс.

Во-вторых, эффективность использования театрализованной деятельности в формировании готовности к самореализации у старших дошкольников также требует поэтапных действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком.


Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. N 1155.
  2. Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - с. 110-134 
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2006. 127 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.,2015.
  5. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста М.: Просвещение, 2007. 94 с.
  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи. М., 2014. 57 с.
  7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» М.: Педагогическое общество России, 2014. 234 с.
  8. Горностай, П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика: сб. науч. трудов. / П.П. Горностай. – М.: ИНИОН, 1990 г. - С. 126-138
  9. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. 28-35 с.
  10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2009. № 2. 32-34 с.
  11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР, 2006.
  12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником: Избранные психол. труды: В 2т. М.: Просвещение, 2016.
  13. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2016. 144 с.
  14. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. 17-22 с.
  15. Колесникова З. Игрушечный театр // Игра и дети.2007.№ 6. 13-15 с.
  16. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, М.: Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2013. 15-20 с.
  17. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2013. 56-60 с.
  18. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С.87-94.
  19. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. Минск , 2006. 203 с.
  20. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. 13-20 с.
  21. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова В.В. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2013.
  22. Смирнова Е. Детская психология. М.: Владос, 2007. 368 с.
  23. Стрелкова Л.П. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации. М.: АПН СССР, 2009. 96 с.
  24. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.:МПСИ, 2007. 142 с.


[1]Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. N 1155.

[2] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.,2015.

[3] Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С.87-94.

[4] Горностай, П.П.. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика: сб. науч. трудов. / П.П. Горностай. – М.: ИНИОН, 1990 г. - С. 126-138

[5] Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - с. 110-134 

[6] Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - с. 110-134 

[7] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. N 1155.

[8] Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С.87-94.

[9] Колесникова З. Игрушечный театр // Игра и дети.2007.№ 6. 13-15 с.

[10]Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова В.В. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003, С. 244.

[11]Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР, 2006, С.33.

[12]Смирнова Е. Детская психология. М.: Владос, 2007, С. 174.

[13] Стрелкова Л.П. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации. М.: АПН СССР, 2009. 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме

Интегрированное сюжетно - игровое театрализованное представление "Осень в гостях у сказки"...

ПРОЕКТ «Шаг в большой мир…» (Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с социумом микрорайона)

Данный проект направлен на организацию работы по воспитанию любви к родному микрорайону, городу и развитию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические...

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ

Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения в социуме является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы педагогов современных дошкольных образовательных ...