Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания у дошкольников»
консультация

Альджанова Жанна Климентьевна

    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.  

    Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.  

     Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosult.o_patriotizme.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                  г. Вязьмы Смоленской области

                                       Консультация

для педагогов

«Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания у дошкольников»

Подготовила

воспитатель средней группы

Альджанова Ж.К.

                                 

                                                    2018 год

     Консультация для педагогов

«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания у дошкольников».

    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.  

    Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.  

     Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.  

    С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».  

   Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.  

   Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.  

   Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное.

    Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос  «что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как… «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»

   Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.  

   Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю; явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

   Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, поэтому были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

- знания о себе, своей семье, роде;

-знания о людях, живущих в нашей стране.

-знания о людях разных национальностей , имеющих особую значимость для формирования толерантности;

-знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;

- элементарные знания о правах человека;

-знание о русских традициях и промыслах;  

-знание о России и ее столице;

-знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);  

- знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.  

   Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет патриотическое чувство.

   Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию:

  • Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.
  • Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).  
  • Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д).
  • Развлечения.
  • Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д)
  • Чтение стихов, рассказов
  • Фотовыставки.  

   Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

   Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.

   Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

Работу следует вести одновременно по трём направлениям:

1. с детьми – согласно разработанного плана.

2.  с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение

уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности),

3. обогащение предметно-развивающей среды в группе.

 Строить работу необходимо в соответствии с местными условиями и

возрастными особенностями детей.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.

   Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и

родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными

усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к

близким людям, к малой Родине, к России.

Список литературы

1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.Алябьева Е.А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". - М., 2009

3.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

4.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

5.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004.

6.Козлова С.А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:"Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников"

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания у дошкольников

Патриотическое воспитание, как одно из важнейших звеньев воспитательной работы...

Консультация для воспитателей: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том,что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека,живущего на этой земле, воспитать л...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания»....

Консультация для педагогов на тему: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

Консультация для педагогов на тему:«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания»....

Консультация для педагогов "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА КАК КОМПОНЕНТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной с...

Консультация для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания», 2024 г.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из  задач нравственного воспитания,...