Консультация для педагогов "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА КАК КОМПОНЕНТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бондарева Татьяна Николаевна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к проекту

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ

ЧУВСТВА, КАК КОМПОНЕНТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника. Малая Родина… у каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • формировать представления о своем городе;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
  • расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;
  • знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию

Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность.

  • Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.
  • Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).
  • Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д.)
  • Развлечения.
  • Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т. д), например, по теме «Моя семья» мы сделали выставку рисунков «Портрет моей семьи» и приурочили к празднику.
  • Чтение стихов, рассказов.
  • Фото выставки.
  • Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:"Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников"

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Консультация для воспитателей на тему:"Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников"

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Консультация для родителей: Воспитание патриотизма как компонента нравственного воспитания.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с ...

Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания у дошкольников»

  Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей нераз...

Консультация для воспитателей: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том,что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека,живущего на этой земле, воспитать л...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания»....

Консультация для педагогов на тему: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

Консультация для педагогов на тему:«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания»....