Статья "Важность эмоционального контакта с ребенком младенческого и раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Полякова Оксана Николаевна

Целью данной статьи является  повышение компетентности родителей в вопросах эмоционального взаимодействия с ребенком. В статье описано значение эмоционального контакта с детьми младенческого и раннего возраста, а также приведены практические рекомендации по установлению и улучшению эмоционального взаимодействия. Данная статья будет полезна педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vazhnost_emots_kontakta.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

 «Важность эмоционального контакта с              ребенком младенческого и раннего возраста»

Выполнила:

Полякова О.Н., воспитатель

Санкт-Петербург

                                                                     2021г.

 Тема: «Важность эмоционального контакта с ребенком младенческого и раннего возраста»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального взаимодействия с ребенком.

Задачи:

1)Донести информацию о значении эмоционального контакта родителей и ребенка младенческого и раннего возраста.

2)Дать практические рекомендации родителям для формирования и развития эмоционального контакта с ребенком.

 Предполагаемые результаты для родителей:

  • Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Предполагаемые результаты для детей:

  • Овладение некоторыми приемами общения.
  • Ранняя социализация.
  • Овладение некоторыми игровыми приемами.

Данный материал будет полезен для родителей детей младенческого и раннего возраста, педагогам для консультации родителей по данному вопросу.

В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна – в родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены, погружены в заботы и проблемы, и часто нам оказывается «не до него…»

Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику, и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка,  мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша. Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие.

Какие условия нужно создать маленькому ребенку, чтобы он развивался? Самое главное условие – это любовь и принятие ребенка. Не стесняйтесь проявлять нежные чувства к малышу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, прослушивание музыки и т.д.   Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Чем старше ребенок, тем важнее для него становится не только количество времени, проведенное в ласковых маминых или папиных объятиях, но и его качество. Как общаются с малышом, как с ним играют — ведь именно в общении и игре и происходит и интеллектуальное, и эмоциональное развитие. Если у школьников есть учеба, у взрослых — работа, то у малышей есть только игра. Игра для ребенка — это способ познания и переработки действительности. Для нормального развития ребенку также необходимо играть, как есть и дышать. Все наши  развивающие занятия наиболее эффективны тогда, когда мы в них с ребенком играем, где первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. Качественное время — это умение следовать инициативе ребёнка в игре, чтобы он чувствовал себя значимым, а в родителе увидел друга.  Каждый день хотя бы 10 минут уделяйте настоящей игре. Пусть ребёнок выбирает её сам, а вы следуйте его инициативе.

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на формирование эмоционального общения с ребенком. Обращаем ваше внимание на то, что они требуют соблюдения нескольких условий: взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой; сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием; делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает. Эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок). Взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

– Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

– Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия родителя или педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

– Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый.

Давай погладим котёнка – вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

В заключение хочется добавить - не забывайте про важность контакта, даже если вы устали. Найдите время просто побыть вместе, не отвлекаясь на телефон и другие дела, обнять, погладить ребенка, ну и конечно, поиграть вместе с ним. Вы непременно справитесь с трудностями и сохраните близость с ребёнком, если захотите и правильно организуете свое время. Желаем побольше радостных минут общения с вашим малышом!

Список используемой литературы

1. Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Академия, 2014.

2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.

3. Обухова Л. Ф. Детская психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2013.

4. Рябикова Е. Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников 2–3 лет.

 Электронный ресурс: https://maam.ru/detskijsad/osobenosti-socialno-komunikativnogo-razvitija-doshkolnikov-2-3-let.html

5. Зарубина О.И. Развитие эмоционального общения. Игры для налаживания эмоционального общения с ребенком.

 Электронный ресурс:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/10/razvitie-emotsionalnogo-obshcheniya-igry-dlya-nalazhivaniya-kontakta-s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в младенческом и раннем возрасте

Данная публикация содержит подробное описание этапов становления и развития речи у детей от рождения и до трех лет. Данный материал будет полезен для родителей, окажет помощь в работе логопеда и воспи...

презентация по теме "Особенности сенсорного развития в младенческом и раннем возрасте"

Особенности сенсорного развития в младенческом и раннем возрасте...

Игрушки для слабовидящего ребенка младенческого и раннего возраста

Психическое развитие слабовидящего и слепого ребенка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста" Разработала: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Проектное планирование «Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и раннего возраста"...

Консультация для родителей «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема: «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».Цель: Познакоми...