Развитие речи детей в младенческом и раннем возрасте
статья по логопедии по теме

Пономаренко Наталия Алексеевна

Данная публикация содержит подробное описание этапов становления и развития речи у детей от рождения и до трех лет. Данный материал будет полезен для родителей, окажет помощь в работе логопеда и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_mladencheskom_i_rannem_vozraste.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в младенческом и  раннем возрасте

Развитие речи ребенка первого года жизни

Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту.

                                                                        Л. С. Выготский, А. Р. Лурия

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

С чего начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят взгляд малыша. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в этих простых действиях,  ребенок в конце первого месяца жизни начинает отвечать на них, а немного позже и сам начинает проявлять инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит в глаза взрослому, улыбается ему, радостно гулит, выгибается всем тельцем, привлекая к  себе внимание и демонстрируя удовлетворение от присутствия родителя.

К концу второй недели ребенок может фиксировать объекты взглядом, а немного позже уже и прослеживать их взглядом. В этом возрасте малыш уже хорошо узнает маму – ее голос, запах, звук шагов.

В возрасте от трех до пяти-шести недель общение глазами с мамой для малыша очень важно, он упорно старается поймать и удержать взгляд матери, явно испытывает удовольствие от общения с мамой. Улыбаться он еще не умеет, но в ответ на мамину улыбку все мышцы лица младенца расслабляются.

К полутора месяцам контакт глазами становится прочным, самостоятельным средством общения. К этому времени ребенок осваивает улыбку – безотказное средство удержать рядом взрослого, заставить вступить в общение и заговорить.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелательности и любви. Привязанность к взрослому, которая у ребенка возникает в первые месяцы жизни, делает его крайне восприимчивым к общению. Взрослый, лаская и разговаривая с ребенком, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится ему подражать. Эмоциональное общение ребенка со взрослым – ведущая деятельность ребенка первого полугодия жизни.

Ничто не может заменить ребенку теплого, эмоционального общения со взрослым. Если ребенок этого лишен – возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении.

Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. Его часто называют дословесным (доречевым) периодом или периодом предречевых вокализаций ( Е. Н. Винарская, М. И. Лисина, М. М. Кольцова,Т.Н. Ушакова  и др.).

Мы уже говорили, что общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе. Е. Н. Винарская выделяет в этом периоде: этап младенческих криков (от 0 до 2-3 мес.), этап гуления (от 2-3 до 5-6 мес.), этап раннего лепета (от 5-6 до 9-10 мес.), этап лепетных псевдослов (от 9-10 до 12-14 мес.).

На этапе гуления ребенок произносит задненебные и гласные звуки, чем-то напоминающие  сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» - отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.

Особое внимание в дословесный период развития речи ученые уделяют именно лепету. В отличие от такой врожденной, физиологически обусловленной звуковой реакции, как крик, или от непроизвольно артикулируемой вокализации – гуления, детский лепет представляет собой более сложную вокальную структуру. Проявление лепета, усложнение его структуры свидетельствуют о полноценности речевого развития. В процессе крика, гуления, лепета идет активное развитие артикуляционного аппарата.

Л. С. Выготский пишет о том, что в период лепета (послоговой речи), ребенок начинает понимать, что звуки  и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно очень многого достигнуть, что сказав «ам-ам», можно получить еду, а сказав «мама», можно позвать маму. 

Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно к 8 месяцам ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову «му», появляется ряд подражаний словам , которые произносят взрослые.

Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется уже около 10 слов. У мальчиков  появляются к 13-14 месяцам – в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4-5 месяцев.

Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его центральной нервной системы, влияние языковой среды – все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, особенностей характера.

Желательно, чтобы мама вела дневник, в котором отражала речевое развитие ребенка. Это поможет, если родителей вдруг что-то насторожит, например, выпадет период гуления, или будет запаздывать период лепета. В таких случаях надо срочно обращаться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу – неонатологу, педиатру, логопеду.

Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6-7 месяцев ребенок определяет направление звука – колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо. 

Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить какая ему музыка больше по душе. Уже в период гуления ребенок оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками и ножками. Месяцев с 7-8 начинает приплясывать, хлопать в ладоши, «петь». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к музыке.

В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие , обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» - и он показывает нос, хлопает в ладоши и ищет маму глазками. Малыш чувствителен к интонации, адекватно реагирует на вопросы, восклицания, строгий тон и похвалу.

В первые шесть месяцев жизни ребенку очень важно эмоциональное общение со взрослым, важен не смысл сказанного, а веселая интонация и улыбка – он оживляется, усиливаются голосовые реакции. После шести месяцев ребенка уже нужно учить понимать короткие, легкие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся гласным звуком.

Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бо-бо»…Каждый член семьи должен следить за своей речью, за правильностью и четкостью звукопроизношения, за темпом и ритмом речи, так как речь малыша развивается по подражанию.

С ребенком нужно разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание к чашке, тарелке, ложке. С детьми нужно говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Важно создавать такие условия, чтобы они просили о чем-то, чтобы взрослые не предупреждали эти желания прежде, чем малыши успеют выразить их словом или жестом. Лучше добивать словесной просьбы малыша.

После шести месяцев можно заняться артикуляцией малыша – речевой моторикой. Например, ребенок улыбается – активизируются мышцы губ. Для активации языка подходит упражнение «лошадка», чем раньше вам удастся обучить ребенка щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие  верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т. д. ).

С 6-7 месяцев можно приступать к развитию пальцев рук – массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать их и поглаживать нужно ежедневно по 2-3 минуты. С 10 месяцев подключают и активные упражнения дл пальцев рук: малышей учат катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, перекладывать предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

 Для чего нужно развивать тонкую моторику пальцев рук?  Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ – период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка – он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Очень важно помнить, что одни и те же события для ребенка и взрослого имеют разную психологическую ценность. То, что кажется взрослому пустяком, для ребенка может иметь огромное значение! Например, ребенка во время купания заинтересовали блестящие краны в  ванной, он начал их рассматривать и изучать. Взрослый хочет побыстрее закончить процедуру купания и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Что произошло на самом деле?! Прервано обследование, формирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки  на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности!

Развитие памяти, внимания, интеллекта и других высших психических функций малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами, поэтому искусственное прерывание спонтанной активности вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие, а, следовательно,  и речевое развитие  впоследствии.

        

Развитие речи ребенка второго года жизни

К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, АМ-АМ и так далее. Все существительные употребляются в именительном падеже и единственном числе.

К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «ДАЙ!», «ПОЛОЖИ!», выражающих его желание и поэтому очень важных для него.

Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА-КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов!

Поскольку ребенок уже задает свой первый вопрос «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ.

От слова к понятию

Для того, чтобы вычленить из словосочетания «ДАЙ РУЧКУ» отдельные слова «ДАЙ» и «РУЧКУ», и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!»

Слово «ДАЙ» тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам «Дай куклу!», «Дай ложку!»

Предмет не только много раз показывается малышу, его дают ему потрогать, просят назвать. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «ПОМИДОР». Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь.

Родителям следует знать, что для превращения слова-названия в  слово-понятие нужно выработать на него большое  количество двигательных условных связей.

Родителям важно учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т. д. Малыш не должен быть предоставлен себе – он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это способствует развитию его мышления.

Пока ребенок не знает, что и как нужно делать, ему надо показывать и подсказывать даже самые простые действия. То, что просто для взрослого – очень сложно для ребенка. Важно помнить, что все действия взрослый комментирует: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате – топ, топ…» Мама включается в игру  и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий.

Различают четыре степени обобщения:

1 степень – слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Слово совпало с ощущениями от предмета, которое оно обозначает, и между ними образовалась прочная связь.

2 степень – слово уже обозначает целую группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение этого слова шире и менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом.

1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни.

3 степень – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам.

4 степень – слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ…). Этот уровень обобщения становится доступным к четырем годам жизни.

Звуки речи

Обычно к двум годам ребенок усваивает :

  1. губные звуки  - п, пь, б, бь, м, мь;
  2. губно-зубные звуки – ф, фь, в, вь;
  3. переднеязычные звуки – т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль;
  4. заднеязычные – к, кь, г, г, х, хь.

Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет на более простые по артикуляции. Задача родителей состоит в проведении подготовительной работы, которая поможет ребенку  овладеть движениями артикуляционного аппарата и разовьет его слуховое внимание.

Развить слуховое внимание поможет игра «Что звучит?» Для этой игры подойдет игрушка – озвученная собачка, кошка  и т. п. Ребенка просят узнать, что за игрушка издала звук. Сначала ребенок играет в нее со зрительным контролем, позже взрослый прячет звучащую игрушку за ширмочку.

Мы произносим различные звуки благодаря хорошей артикуляции – т. е. хорошей подвижности органов артикуляции – губ, языка, мягкого неба-слаженной и дифференцированной работе этих органов.

Точность, сила, объем движений органов артикуляции развиваются у ребенка постепенно. Взрослый может помочь в этом, используя артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для органов, участвующих в акте звукопроизношения.

Очень важно воспитывать у ребенка от года до двух потребность в общении, внимание к речи окружающих, речевую память, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

Развитие речи ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, времени и пространству. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос «Что это?». За каждым таким этапом -  огромная работа и взрослых, которые окружают ребенка, и самого малыша. Взрослым стоит уделять огромное внимание собственной речи – следить за темпом речи и четким проговариванием звуков и слогов,  помня о том, что речь ребенка развивается по подражанию.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому необходимо научиться внимательно и с интересом выслушивать его и отвечать на бесконечные вопросы. Если взрослый научится терпеливо отвечать на все эти вопросы,  это поможет активному развитию речи ребенка, ее совершенствованию.

На третьем году жизни ребенок с удовольствием слушает и воспринимает небольшие сказки, несложные рассказы, с легкостью выполняет простые словесные просьбы и поручения – идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года  - 300 слов, к трем годам – до 1000 – 1200 слов.

                                                    Лексика

В словаре малыша имеются почти все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто ребенок использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Саша хочет спать», « Саша ест», «Саша будет играть».

С прилагательными дело обстоит сложнее. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно ребенок научится определять принадлежность этого предмета: «Мамин, папин, Колин». Затем появляются характеристики состояния: «Злой, голодный, радостный». Пространство же передается с помощью слов «Так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова – точнее воспроизведение слогового ряда – звукового оформления,  - не всегда удается малышу. Часто дети переставляют ,заменяют, пропускают слоги, и тогда КАПЮШОН – это ПИКИШОН,  ВЕЛОСИПЕД – ВИСИПИЛЕД или ВИСИПЕД, ПАРИКМАХЕРСКАЯ- ВИХРАХЕРСКАЯ….

Разумеется, что родительская помощь нужна! Сейчас много специальной литературы для работы с детьми любого возраста, но можно использовать даже обычную раскраску, названия картинок в котором располагаются в определенной последовательности:

- односложные слова – СОК, ДОМ, ГНОМ;

- простые двусложные слова без стечения согласных – СОВА, МЫЛО;

- двусложные слова со стечением согласных – ПАЛКА, БЕЛКА;

- трехсложные слова без стечения согласных – МАШИНА, СОБАКА;

 - трехсложные слова со стечением согласных – БУРЕНКА, БАРАНКА;

- слова с закрытым слогом – БАРАБАН, АНАНАС, КАРАНДАШ;

- четерехсложные слова без стечения согласных – ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно анализируйте не более 2-3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом ребенок произносит это слово самостоятельно. Материал, который вы прошли, периодически нужно повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка  - овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей этого возраста далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов и нарушают последовательность слов в предложении. Но и здесь родители могут помочь.

Играя с ребенком, следует проговаривать все, что делает та или иная игрушка: «Кукла Катя легла  В постель. Мишка сел НА стул. Машина едет ПО дорожке. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Ребенок повторяет за взрослым все предложения с ударением на предлоги.

Расширение словаря способствует закреплению вновь появляющихся звуков.

Некоторые дети к трем годам осваивают правильное произношение всех звуков, но чаще они еще не произносят шипящие ( ш, ж, ч) и сонорные (р, л) звуки. Часто речь недостаточно четка, внятная, она как бы смазана, смягчена: (барабан – БАЛЯБАН, горка – ГОЛЬКА) .Нередко дети смягчают свистящие звуки (санки – СЯНКИ, змейка – ЗЬМЕЙКА), а шипящие звуки заменяют на свистящие (кошка – КОСКА,  жук – ЗЮК) или звуками  т – д (шуба – ДЮБА, животик - ТИВОТИК). Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Так же следует обратить внимание на прикус малыша – правильный ли он? Не выступает ли вперед верхняя или нижняя челюсть? Если самим вам сложно определить или вы сомневаетесь – обратитесь к ортодонту, так как неправильный прикус приводит к неправильному, искаженному звукопроизношению.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными имповизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. Покажи!» - ребенок показывает, где у него ротик.

В домике есть двери5 зубки и губки. «Язычок встает рано утром и делает зарядку» - язычок «бегает» по верхней и нижней губе.

«Затем Язычок чистит зубки» - кончиком языка погладить нижние, а затем верхние зубки с внутренней стороны.

«Затем мама печет на завтрак Язычку блинчик» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

«А после завтрака Язычок выбегает из дома и отправляется к тетушке Щечке» - открыть рот, показать язык, затем спрятать язык и сомкнуть губы, а язычок упирать сначала в одну щеку, затем в другую.

«У тетушки в доме ремонт и она попросила Язычок покрасить потолок в ее доме новой краской» - кончиком языка погладить твердое небо, совершая движения вперед – назад.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем за помощь в покраске потолка» - рот широко открыт, а язык совершает круговое движение по губам.

«Затем Язычок отправился в парк – покачаться на качелях» - рот достаточно широко открыт, язык касается сначала верхней губы, затем нижней. Или сначала ребенок ставит язык за верхние зубки, а потом за нижние.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой» - «щелкать» языком.

Чтобы правильно воспроизвести услышанное ребенку необходимо хорошо развитое слуховое внимание, а не только развитая артикуляция.

Гуляя с ребенком или выполняя домашние дела – привлекайте его внимание к окружающим звукам - как птицы поют, как журчит ручей, как лает собака, как льется вода из крана, как звонит телефон и т. д.

Полезно подарить ребенку какую-нибудь музыкальную игрушку – они так же способствуют развитию слухового внимания. Еще хорошо слушать музыку и записи хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка - Ряба», «Репка» и т.д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним – пение благотворно сказывается не только на слухе, но и на артикуляционном, голосовом и  дыхательном аппарате: увеличивается вентиляция легких, удлиняется речевой выдох, улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость, амплитуда и сила движений языка и губ, работают голосовые связки.

С функцией речи тесно связаны движения пальцев рук.  В книге «Ребенок учиться говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было доказано (на основе электрофизиологических исследований), что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. 

Трехлетним детям можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать крупные пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки.

Темп овладения речью индивидуален. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова, другие, наоборот, говорят мало, но при этом хорошо понимают обращенную речь.

Но важно понимать, что если к концу третьего года жизни ваш ребенок не   заговорил, его необходимо показать логопеду.

                     Почему ребенку бывает трудно заговорить?

Мы уже упоминали, что процесс развития речи сугубо индивидуален и зависит он от множества факторов.

Если в 2 – 2, 5 года ребенок не произносит ни одного слова – следует присмотреться к ребенку и попытаться разобраться почему он не говорит.

Задержка речи на стадии называния.

Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием образца взрослого. В конкретной предметной ситуации называние есть, а в реальном взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, движениями и требовательными возгласами. Отсутствие речи невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство плачем и криком.

В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка.

Во-первых, включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом: «Ко-ко-ко, где тут домик, я буду в нем жить», а Катенька отвечает: «А ты сначала расскажи, что делать умеешь» и пр.

Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «Давай вместе…».

И, в-третьих, как можно больше говорить с ребенком, читать ему детские книги и таким образом создавать ему необходимую питательную речевую среду.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. 

Это трудности такого рода, когда общение ребенка со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом. Недостаточно просто гладить ребенка и говорить, какой он хорошенький. С ним нужно вместе что-то делать, что-то показывать ему. Без взрослого малыш никогда не научится правильно действовать с предметами – держать ложку, собирать пирамиду, возить машинку и т.п. Поэтому, чтобы предметные действия ребенка обогащались, необходимо не только и не столько достаточное число разнообразных предметов, но и совместные со взрослым предметные действия.

Ориентация на предметный мир.

 Дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают разные вокализации, проявляют двигательную активность и т. д. Внешне картина их активности выглядит вполне благополучно, но тщательное наблюдение за характером совершаемых ими действий позволяет констатировать их буквальное «выпадение» из ситуаций общения с окружающими. Вот, например, вслед за предметом малыш несется «куда глаза глядят»; вот, не поднимая головы на обратившегося к нему с разговором взрослого, увлеченно продолжает катать машинку. И даже свой протест ребенок выражает как-то особенно, смотрит куда угодно — на игрушку, в пустоту, только не в глаза человеку. Отсутствие необходимых связей с людьми проявляется в стремлении делать все самому, взрослый как партнер по совместной деятельности, как человек, демонстрирующий какие-либо образцы действий ему не нужен.
Таким образом, внимательный взгляд разрушает кажущееся впечатление о правильности такого развития. Следует иметь в виду, что родители не должны стремиться к чрезмерному заполнению жизненного пространства малыша игрушками, предмет должен быть введен в мир ребенка взрослым, и все действия с ним должны развиваться в логике сотрудничества с близким человеком. Воспитание ребенка этого возраста — дело не простое. Малыш, который стремится к сотрудничеству, бывает не в меру активен, то принесет машинку, добиваясь, чтобы взрослый отложил все свои дела и катал ее вместе с ним, то перевернутую книжку, которую готов рассматривать бесконечно и, разумеется, не один. Для озабоченных своими делами взрослых это, безусловно, очень и очень непросто быть всегда расположенными к таким контактам. И между тем ребенок, занимающий себя сам, подолгу сосредоточивающийся на предметах, удобный тем, что не доставляет окружающим хлопот и не стремится к постоянному взаимодействию с ними, — явление неблагоприятное. Как правило, оказывается, что и предметные манипуляции у такого малыша весьма бедны и однообразны, хотя многочисленны.

Как же следует поступить в таком случае? Прежде всего, вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Ласковое поглаживание по головке, называние по имени, положительная оценка его возможностей, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом и т. д. Можно поиграть и в «сороку-ворону» и в другие совсем младенческие игры. Большое значение имеет также и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер — куклу жалеть, кормить, называть по имени, в машинку посадить водителя, обезьянку лечить и т. д.

Бесчисленное число игрушек и разнообразных предметов, которые окружают малыша, следует сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. Если вы замечаете, что ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Два взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь. И вы увидите, что и малыш захочет немедленно занять место одного из них.

Также полезны и игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, ребенок, заражаясь общей обстановкой взаимодействия, повторяет слова вслед за ним.

Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе: редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечеткими, бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие, красочные детские издания до лучших времен: ребенок маленький, может порвать, и потому начинают знакомство с тех, и которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребенком наряду с кучей предметов появляется еще и груда измятых и изорванных книг, содержание которых вне поля зрения ребенка. Стоит ли удивляться, что малыш их не рассматривает.
Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недосягаемое место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием незаурядным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых» занятиях, станет соучастником всех его дел. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочно удивительный мир — мир прежде всего людей, а затем — предметов.

«Детские слова» — могут препятствовать развитию нормальной человеческой речи.

 Причина употребления специфических детских слов типа «бу-бу» (тапочки), «лю-ка» (кровать), «ня-ка» (шапочка) кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией (движением производящих речь органов). Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания произносимого слова. И поэтому взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», то есть не говорить с малышом с помощью различных «бу-бу» и «ням-ням», стараясь постоянно привлекать его внимание к звукопроизносительной стороне речи.

Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Попытки сказать слово четче забавны, а усилия вместе с тем требуются огромные. И не всегда быстры результаты. Согласно принятым возрастным нормам дефекты в произносительной стороне речи считаются возможными до 5 лет. Тут уж главное запастись терпением, со временем при правильном воспитании неточное произношение устраняется само собой.

Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение и т. д. С одной стороны, казалось бы, приятный, милый детский язык, с другой — такая в будущем опасность, как аграмматизм у школьника. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А пишет при этом, руководствуясь «как слышится, так и пишется».

Стремительность речевого развития.

 Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми правильными предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать своим знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, ему рассказывают, показывают, ставят пластинки, читают сказки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но иногда такой ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что слабая еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и за несколько месяцев превратиться из младенца во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми первая группа раннего возраста (9 мес.) Тема: « Забавы с зеркалом».

:      Стимулируем произношение различных слогов лепета, побуждаем к повторению слогов, отсутствующих в лепете....

Методическая разработка "Игра-занятие по развитию речи во 2-ой группе раннего возраста (с 1,6 до 2 лет) «Куриное семейство»"

Методическая разработка игры-занятия по развитию речи у детей раннего возраста. Вовлечь  эмоционально ребёнка в действия с игрушками, побуждать активно подражать  взрослому в движениях и дей...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в зимний лес"

Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речис детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в зимний лес"...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)....

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст).

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст).Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развити...


 

Комментарии

Пономаренко Наталия Алексеевна

Данная публикация адресована родителям, логопедам, воспитателям.В этой статье обстоятельно описано развитие речи от рождения и до трех лет.