План по самообразованию "Развитие речи детей во второй группе раннего возраста посредством фольклора"
рабочая программа по развитию речи

Вовненко Олеся Николаевна

План по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Клеверок»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с «Клеверок»

___________ Н.А. Прудниченкова

Приказ №___ от __________2025 г.

План по самообразованию

«Развитие речи детей во второй группе

раннего возраста посредством фольклора»

2025 - 2026 учебный год

Воспитатель:

Вовненко О.Н

Актуальность темы:

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей второго раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей второго раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения детям нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора, повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи:

  • Активизировать работу по речевому развитию детей.
  • Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
  • Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
  • Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
  • Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Изучение методической литературы.

  • Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в интернете. В течение года.

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Построение работы с учетом следующих принципов:

Наглядности;

Последовательности;

Деятельности;

Дифференцированного подхода;

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи;

Принцип вариативности.

Формы:
образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение художественной литературы, настольно-печатные, дидактические игры, проектная деятельность,совместная семейная фотовыставка «Расскажи мне сказку», творческий конкурс песенок «Колыбельная для моего ребенка».
Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,прослушивание аудиозаписей.

Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, альбомов.
Практические – дидактические игры, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

Предполагаемый результат:

  • Усовершенствование системы работы по развитию речи детей, повышение ее результативности.
  • Развитие у детей интонационной выразительности, грамматической правильности речи.

Работа с детьми:

Сентябрь

  1. Разучивание и проговаривание потешек (в течение года).
  2. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.

Октябрь

  1. Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества.
  2. Игровое занятие: «Репка».

Ноябрь

  1. Игровая деятельность: «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

Декабрь

  1. Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки).

Январь

  1. Рассказ: «Зимние народные праздники». Разучивание обрядовых песенок.
  2. Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.
  3. Рассказывание детям русских народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Февраль

  1. Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»

Март

  1. Разучивание игр – хороводов: «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота».

Апрель

  1. Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора.
  2. Дидактическая игра: «Собери сказку».

Май

  1. Выставка рисунков: «Моя любимая сказка Колобок».

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Консультация:«Роль фольклора в развитии речи детей».
  2. Папка – передвижка: «С пальчиками играем, речь развиваем».

Октябрь

  1. Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.
  2. Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста».

Ноябрь

  1. Консультация:«Речевое развитие детей лет».
  2. Папка - передвижка:«Устное народное творчество. Потешки».

Декабрь

  1. Папка-передвижка:«Зимний календарь».
  2. Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Январь

  1. Родительское собрание: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
  2. Анкетирование: «Фольклор в жизни вашей семьи»

Февраль

  1. Организация семейной фотовыставки: «Расскажи мне сказку».
  2. Консультация: «Использование загадок для формирования выразительности речи».

Март

  1. Организация совместного досуга с детьми: «Любимые народные игры».

Апрель

  1. Консультация: «Любимые народные игры».

Май

  1. Конкурс песенок: «Колыбельная для моего ребенка».

Самореализация

Сентябрь

  1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями.

Октябрь

  1. Создание картотеки игр на основе детского фольклора.

Ноябрь

  1. Консультация для воспитателей: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

Декабрь

  1. Мастер-класс:«Разучивание потешек через использование нетрадиционных методов и приемов».

Февраль

  1. Досуг: «По дороге к солнышку».

Апрель

  1. Открытое занятие. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с использованием настольного театра.

Май

  1. Консультация для педагогов по теме самообразования.

-Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (в письменном виде).

Практический выход

  • Словарь детей к концу году обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями
  • Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
  • Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей

Используемая литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,2008г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста», с.8;
  2. Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,2008г. «Фольклор для маленьких», с.51
  3. Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2010г «Русский фольклор в жизни малышей», с.9
  4. Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2009г «Фольклор в познавательном развитии», с.46
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2009г. «Занятие для детей раннего возраста», с.122
  6. Журнал «Дошкольное воспитание»: №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп», с.73
  7. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020
  8. «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под.ред. Князевой О.Л., Маханевой Д.М.
  9. «Знакомим дошкольников с народной культурой»/Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.
  10. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
  11. Планы занятий/ Гербова В.В.

ЗАНЯТИЕ

Актуальность предложенного проекта.

Проблема развития речи детей раннего возраста постоянно актуальна, т.к. не секрет, что у современных детей часто идёт отставание в развитии речи. Самый первый путь в обогащении словаря детей и развитии связной речи – это расширение знаний по ознакомлению с окружающим. Развитие речи детей в раннем возрасте наиболее эффективно проходит во взаимосвязи разных образовательных областей, поэтому я взяла занятие по развитию речи во взаимосвязи ознакомления с окружающим и театрализованной деятельностью.

Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности через интеграцию разных видов деятельности.

Задачи:

Продолжать знакомить с содержанием сказки “Репка”.

Пробуждать интерес к театрализованной игре, учить имитировать характерные действия персонажей.

Учить детей интонационной выразительности речи.

Пополнять и активизировать словарь детей: круглая, крепкая, сладкая, жёлтая.

Учить закрашивать рисунки – иллюстрации, не выходя за контур.

Структура занятия.

Занятие состоит из 7 частей, это позволяет удерживать внимание ребенка продолжительное время. В каждую часть включены разные виды деятельности, предусматривающие развитие речи детей. Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей трёх лет.

1-я часть.

Создание игровой мотивации.

В этом возрасте у детей интенсивно развивается любознательность, поэтому им будет предложено отправиться в гости к Хозяйке в деревню.

2-я часть.

Совместный пересказ сказки “Репка” по вопросам.

Вспомнить содержание сказки.

Индивидуальная работа.

Возможные затруднения детей я постараюсь предупредить в процессе индивидуальной работы. Помогу вспомнить содержание сказки.

3-я часть.

Инсценирование сказки “Репка”.

Активизация речевой деятельности детей. Учить интонационной выразительности речи выполняя характерные действия персонажей.

4-я часть.

Музыкальная.

Физкультминутка.

5-ячасть.

Сенсорная игра.

Закрепление жёлтого цвета.

6-я часть.

Изодеятельность.

Учить закрашивать рисунки – иллюстрации, не выходя за контур.

7-я часть.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Предполагаемый результат:

Дети получат знания по ознакомлению с окружающим через ознакомление с художественной литературой.

Будут учиться соотносить слова с выразительными движениями через пластические этюды.

Активизируется словарь детей.

При закрашивании предмета будет развиваться мелкая моторика рук.

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста “Репка”. Комплексное занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста.

Игра-драматизация по русской народной сказке “Репка”.

Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности через интеграцию разных видов деятельности.

Задачи:

Продолжать знакомить с содержанием сказки “Репка”.

Пробуждать интерес к театрализованной игре, учить имитировать характерные действия персонажей.

Учить детей интонационной выразительности речи.

Пополнять и активизировать словарь детей: круглая, крепкая, сладкая, жёлтая.

Учить закрашивать рисунки – иллюстрации, не выходя за контур.

Атрибуты: Костюм сказочницы, чудесный сундучок, настольный театр “Репка”, костюмы для детей (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка), коврик-грядка, игрушки жёлтого цвета по количеству детей, кисти, краска жёлтого цвета, рисунок-иллюстрация “Репка”, мольберт, фонограмма р.н. музыки.

Часть 1. Создание игровой мотивации. Знакомство со сказочницей.

Воспитатель встречает детей в костюме сказочницы.

Сказочница. Вы меня узнали. Я сегодня сказочница. Проходите, садитесь. Я принесла вам сказку. Она у меня в коробочке.

Тук – тук, чок – чок,

Ты откройся сундучок.

Не открывается, давайте все вместе скажем слова:

Тук – тук, чок – чок,

Ты откройся сундучок.

Сказочница. Слышите? В сундучке что-то шуршит?

Выглядывает мышка.

Детки, в какой сказке живет мышка? (Ответы детей.) У меня ещё там что-то есть – достаёт репку. Какую сказку я вам принесла?

Передаёт персонажи детям.

Часть 2. Совместный пересказ сказки “Репка” по вопросам.

Вопросы:

Kтo посадил репку?

Какая выросла репка?

Кто захотел вытянуть репку?

Кто ему помог?

Все обрадовались, что смогли вырастить такую большую репку и вытянуть её из земли.

Часть 3. Инсценирование сказки “Репка”.

Сказочница. А вы хотите поиграть в сказку “Репка”? Наденем шапочки и превратимся в героев этой сказки. Садитесь на стульчики, и покажем сказку для наших гостей.

Дети выбирают персонажей, атрибуты к ним и разыгрывают сказку.

Воспитатель обращает внимание на интонационную выразительность речи и пластические движения персонажей.

Часть 4. Музыкальная.

Сказочница. Все так обрадовались, что смогли вырастить такую большую репку и вытянуть её из земли, что стали веселиться и танцевать.

Звучит р.н. мелодия, дети водят хоровод, выполняя движения.

Часть 5. Сенсорная игра.

Посмотрите, на моём огороде тоже выросла репка (показывает силуэт репки). Только она ещё не поспела. А знаете ли вы, какого цвета спелая репка (в качестве подсказки показывает муляж). Правильно, репка жёлтого цвета. Посмотрите, передо мной стоит корзинка с игрушками. Есть ли в ней игрушки жёлтого цвета? Давайте сложим их на жёлтый разнос.

Дети выполняют задание, воспитатель просит детей называть игрушку и её цвет. Например, жёлтый кубик, желтый мяч.

Часть 6. Изодеятельность.

Ну что ж, вы хорошо знаете жёлтый цвет. Этой краской мы и будем раскрашивать вашу репку. Только нам, наверное , потребуется помощница – это кисточка – наша помощница. Давайте вспомним, как правильно держать кисточку.

Показывает детям, как надо держать кисточку: чуть выше железного наконечника, тремя пальчиками.

Возьмём нашу помощницу, окунём её в краску, лишнюю уберём о край баночки. Лёгкими тычками кис точка начинает плясать внутри рисунка.

Воспитатель на мольберте показывает детям приемы раскрашивания рисунка тычком, обращая их внимание на то, что при раскрашивании нельзя выходить за контур.

Вот и поспела моя репка. Она стала жёлтой, красивой. Не пора ли и вашим репкам пожелтеть? Проходите все к столам и начинайте раскрашивать вашу репку.

Дети приступают к раскрашиванию, воспитатель помогает Вове, Толе не выходить за контур при раскрашивании рисунка.

Часть 7. Рефлексия.

Сказочница. Посмотрите, сколько репок у нас на огороде! Какого они цвета? Все репки жёлтые, спелые. Давайте полюбуемся ими. Я свою репку отдам мышке, ведь именно она помогла вытянуть нам репку, без неё мы ничего не смогли бы сделать. А кому вы отдадите свою репку?

Дети дарят свои рисунки персонажам.

Дети, в какую сказку мы сегодня играли? Правильно, сказка называется “Репка”. Репку вытянули потому, что все были дружными, помогали друг другу, в большом деле никто не лишний. Даже маленькая мышка помогла. А вы поможете мне убрать всё со стола?

Дети помогают воспитателю собрать, вымыть и убрать на место кисточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Метод работы с детьми второй группы раннего возраста посредством использования технологии проектирования

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...

Развитие речи во второй группе раннего возраста посредством развития мелкой моторики

«Истоки способностей и дарования детей -на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерства в ...

Развитие речи во второй группе раннего возраста посредством малых фольклорных форм

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, лю...

Педагогическое мероприятие по развитию мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста посредством пальчиковых игр «Веселый Ежик»

Развитие мелкой моторики рук детей второй группы раннего возраста через игровой вид деятельности....

Конспект ООД по речевому развитию детей во второй группе раннего возраста с использованием фольклора Тема: «В гостях у бабушки»

Конспект ООД по речевому развитию детей во второй группе раннего возраста с использованием фольклора.Тема: «В гостях у бабушки»...

Консультация для родителей «Развитие речи детей во второй группе раннего возраста»

    Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого ...

Конспект образовательной деятельности детей во второй группе раннего возраста возраста по теме «Ждем гостей». Вторая группа раннего возраста (2 – 3 года).

Конспект образовательной деятельности детей во второй группе раннего возраста возраста по теме «Ждем гостей».Вторая группа раннего возраста  (2 – 3 года)....