«Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей» Консультация для воспитателей.
консультация
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 28 КБ |
konsultatsiya.docx | 28 КБ |
konsultatsiya.docx | 28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №8 «Колокольчик»
«Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей»
Консультация для воспитателей.
Музыкальный руководитель:
Попова Людмила Николаевна.
г. Камень – на - Оби
2020 год
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2—3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально. Игру можно будет проводить в свободное от занятий время. Роль ведущего в этой игре берет на себя воспитатель.
В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическою игру «Музыкальный магазин», которую дети могут сами часто организовывать в группе. Продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемый диск, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данный диск или попросят другой, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.
Свое представление о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. Время от времени можно организовать выставки рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность и в саду, и дома.
Движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте. Продемонстрировать это движением руки вправо на одном уровне.
Для развития чувства ритма используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку «Андрей-воробей». Вначале с детьми разучивается сама прибаутка, т. е. слова и мелодия. А затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. Различные попевки, прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?»
Использование музыкально - дидактических игр в процессе слушания музыки.
Дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная». Кроме того, применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Г Свиридова, В Шаинского и других. В саду имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомят ребят на музыкальном занятии. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показывают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.
В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя аудиозапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки». Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
Слушание произведений в аудиозаписи — один из приемов восприятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей эмоциональными впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Концерты как бы подводят итог пройденного материала.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений считаем так же необходимым.
Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения желательно сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложить детям придумывать свои движения. Показать различные иллюстрации с пляшущими клоунами, петрушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметить, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности, двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
Интересные игровые творческие задания желательно проводить после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа говорит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело» — и пошла по залу подскоками. Миша придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.
В свободное от занятий время предложить детям задание: придумать композицию танца, при этом организовать как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше придумает движений. Дети договариваются между собой, какие элементы движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наиболее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.
Для детей старшего возраста часто используется музыкальный центр. Прослушивание фонограмм русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. Овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.
Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импровизировать, а с другой — при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.
Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз, затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обходят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.
Сколько радости доставляет детям игры на музыкальных инструментах.
Этому вопросу следует уделять особое внимание, так как именно игра детей на инструментах чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание.
Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем, оркестром. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся более активными на музыкальных занятиях.
Для того, чтобы заинтересовать и научить детей игре на музыкальных и шумовых инструментах необходимо использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания; постепенно усложнять задачи и упражнения.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками и т. д. Педагогу важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может "звучать". Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т. п. На начальном этапе в ходе экскурсий полезно обратить внимание на шорох травы, скрип деревьев, шелест шин автомобилей, вой ветра и других шумов окружающего мира. Это позволит накопить детям слуховой эмоциональный багаж, на который впоследствии будет опираться педагог. Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами.
На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучания инструментов – сравнить звучание бубна и металлофона, ложек и треугольника, погремушки и свистульки, найти разницу в звучании. Лучше такие сравнения проводить во время игры “Чудесный мешочек”, когда ребенок достает игрушку из мешка и играет, а другие дети угадывают какой инструмент звучит. Для развития мышления, памяти и воображения можно использовать загадки с описанием внешнего вида и звуковых качеств инструмента. Это обогатит словарный запас детей и поможет педагогу в дальнейшем экономить время при раздаче инструментов.
На следующих занятиях можно придумывать различные простейшие игры, обыгрывая игрушки: идёт медведь, скачет зайка, бежит лошадка (усталая или веселая, птички летают (много или одна) и т. д.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, надо показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Для того, чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий необходимо проводить такие игры как «Поезд», «Эхо», «Ежик» и другие подобные игры, когда дети постепенно или поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить общий строй. Так, в игре «Поезд» педагог становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как играет педагог.
Такие игры как «Эхо» позволят детям развивать внимание и память, т. к. детям необходимо запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его. В игре «Ежик»персонаж встречает детей, играет с ними. На более поздних этапах, когда детям уже не столь интересно играть в простые игры, можно усложнить задачу и поиграть в «Сломанный магнитофон». В этой игре дети по знаку педагога играют, а по другому его знаку прекращают играть, но вынуждены просчитывать про себя ритм и темп, чтобы, когда педагог даст знак, вновь вступить в игру и не нарушить общее звучание ансамбля.
Можно использовать ритмический рисунок имён ребят, предложить им угадать, кого позвал педагог. Например, Ма-ри-на, Сла-ва, Е-гор. Затем можно усложнить задачу, попросив кого-нибудь из детей позвать кого-то сердито, ласково, с угрозой или шутя.
Когда дети усвоят ритм слов и научатся их воспроизводить на различных инструментах, можно перейти к разучиванию четверостиший и потешек. На данном этапе неизбежна коррекционная работа. Дети в силу возрастных особенностей сразу не смогут сыграть слаженно. Кто-то будет отставать, кто-то спешить, а кто-то и вовсе просто просидит на своем месте не играя. Но педагог должен увидеть таких детей, поработать с ними индивидуально и включить в общую деятельность. Кроме коррекционной работы необходимо работать с попевками на продолжение ритма.
Каждое занятие необходимо понемногу усложнять задания: поиграть на инструментах впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо. Когда дети свободно овладеют этими приемами игры, можно научить их играть заданный ритм с использованием данных приемов, а затем попытаться менять ритм в процессе исполнения произведения. Использование музыкально-ритмических движений в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах позволит детям лучше запомнить в каком месте звучания музыки необходимо перейти на исполнение другого ритма и сделает исполнение произведения более ярким и интересным.
Данные занятия хорошо усваиваются детьми старшей группы, а чем старше становятся дети, тем сложнее становятся задания. Так, если дети 4-5 лет хорошо усваивают игру на металлофоне на 1-2 звуках, то в 5-6 лет уже хорошо осваивают игру на 2-3 близлежащих звуках.
С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов, который бы выступал перед детьми и родителями. Это поможет повысить заинтересованность детей к занятиям музыкой, привлечет внимание родителей к работе детского сада и просто повысит настроение исполнителей и слушателей
Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр.
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №8 «Колокольчик»
«Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей»
Консультация для воспитателей.
Музыкальный руководитель:
Попова Людмила Николаевна.
г. Камень – на - Оби
2020 год
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2—3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально. Игру можно будет проводить в свободное от занятий время. Роль ведущего в этой игре берет на себя воспитатель.
В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическою игру «Музыкальный магазин», которую дети могут сами часто организовывать в группе. Продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемый диск, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данный диск или попросят другой, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.
Свое представление о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. Время от времени можно организовать выставки рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность и в саду, и дома.
Движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте. Продемонстрировать это движением руки вправо на одном уровне.
Для развития чувства ритма используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку «Андрей-воробей». Вначале с детьми разучивается сама прибаутка, т. е. слова и мелодия. А затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. Различные попевки, прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?»
Использование музыкально - дидактических игр в процессе слушания музыки.
Дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная». Кроме того, применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Г Свиридова, В Шаинского и других. В саду имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомят ребят на музыкальном занятии. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показывают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.
В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя аудиозапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки». Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
Слушание произведений в аудиозаписи — один из приемов восприятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей эмоциональными впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Концерты как бы подводят итог пройденного материала.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений считаем так же необходимым.
Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения желательно сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложить детям придумывать свои движения. Показать различные иллюстрации с пляшущими клоунами, петрушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметить, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности, двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
Интересные игровые творческие задания желательно проводить после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа говорит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело» — и пошла по залу подскоками. Миша придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.
В свободное от занятий время предложить детям задание: придумать композицию танца, при этом организовать как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше придумает движений. Дети договариваются между собой, какие элементы движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наиболее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.
Для детей старшего возраста часто используется музыкальный центр. Прослушивание фонограмм русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. Овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.
Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импровизировать, а с другой — при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.
Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз, затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обходят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.
Сколько радости доставляет детям игры на музыкальных инструментах.
Этому вопросу следует уделять особое внимание, так как именно игра детей на инструментах чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание.
Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем, оркестром. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся более активными на музыкальных занятиях.
Для того, чтобы заинтересовать и научить детей игре на музыкальных и шумовых инструментах необходимо использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания; постепенно усложнять задачи и упражнения.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками и т. д. Педагогу важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может "звучать". Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т. п. На начальном этапе в ходе экскурсий полезно обратить внимание на шорох травы, скрип деревьев, шелест шин автомобилей, вой ветра и других шумов окружающего мира. Это позволит накопить детям слуховой эмоциональный багаж, на который впоследствии будет опираться педагог. Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами.
На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучания инструментов – сравнить звучание бубна и металлофона, ложек и треугольника, погремушки и свистульки, найти разницу в звучании. Лучше такие сравнения проводить во время игры “Чудесный мешочек”, когда ребенок достает игрушку из мешка и играет, а другие дети угадывают какой инструмент звучит. Для развития мышления, памяти и воображения можно использовать загадки с описанием внешнего вида и звуковых качеств инструмента. Это обогатит словарный запас детей и поможет педагогу в дальнейшем экономить время при раздаче инструментов.
На следующих занятиях можно придумывать различные простейшие игры, обыгрывая игрушки: идёт медведь, скачет зайка, бежит лошадка (усталая или веселая, птички летают (много или одна) и т. д.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, надо показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Для того, чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий необходимо проводить такие игры как «Поезд», «Эхо», «Ежик» и другие подобные игры, когда дети постепенно или поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить общий строй. Так, в игре «Поезд» педагог становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как играет педагог.
Такие игры как «Эхо» позволят детям развивать внимание и память, т. к. детям необходимо запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его. В игре «Ежик»персонаж встречает детей, играет с ними. На более поздних этапах, когда детям уже не столь интересно играть в простые игры, можно усложнить задачу и поиграть в «Сломанный магнитофон». В этой игре дети по знаку педагога играют, а по другому его знаку прекращают играть, но вынуждены просчитывать про себя ритм и темп, чтобы, когда педагог даст знак, вновь вступить в игру и не нарушить общее звучание ансамбля.
Можно использовать ритмический рисунок имён ребят, предложить им угадать, кого позвал педагог. Например, Ма-ри-на, Сла-ва, Е-гор. Затем можно усложнить задачу, попросив кого-нибудь из детей позвать кого-то сердито, ласково, с угрозой или шутя.
Когда дети усвоят ритм слов и научатся их воспроизводить на различных инструментах, можно перейти к разучиванию четверостиший и потешек. На данном этапе неизбежна коррекционная работа. Дети в силу возрастных особенностей сразу не смогут сыграть слаженно. Кто-то будет отставать, кто-то спешить, а кто-то и вовсе просто просидит на своем месте не играя. Но педагог должен увидеть таких детей, поработать с ними индивидуально и включить в общую деятельность. Кроме коррекционной работы необходимо работать с попевками на продолжение ритма.
Каждое занятие необходимо понемногу усложнять задания: поиграть на инструментах впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо. Когда дети свободно овладеют этими приемами игры, можно научить их играть заданный ритм с использованием данных приемов, а затем попытаться менять ритм в процессе исполнения произведения. Использование музыкально-ритмических движений в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах позволит детям лучше запомнить в каком месте звучания музыки необходимо перейти на исполнение другого ритма и сделает исполнение произведения более ярким и интересным.
Данные занятия хорошо усваиваются детьми старшей группы, а чем старше становятся дети, тем сложнее становятся задания. Так, если дети 4-5 лет хорошо усваивают игру на металлофоне на 1-2 звуках, то в 5-6 лет уже хорошо осваивают игру на 2-3 близлежащих звуках.
С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов, который бы выступал перед детьми и родителями. Это поможет повысить заинтересованность детей к занятиям музыкой, привлечет внимание родителей к работе детского сада и просто повысит настроение исполнителей и слушателей
Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр.
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №8 «Колокольчик»
«Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей»
Консультация для воспитателей.
Музыкальный руководитель:
Попова Людмила Николаевна.
г. Камень – на - Оби
2020 год
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2—3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально. Игру можно будет проводить в свободное от занятий время. Роль ведущего в этой игре берет на себя воспитатель.
В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическою игру «Музыкальный магазин», которую дети могут сами часто организовывать в группе. Продавец-ребенок, предлагая покупателю требуемый диск, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут ли у него данный диск или попросят другой, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении. Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям, разученным на занятиях.
Свое представление о той или иной песне дети передают в рисунках. Постепенно можно создать альбом рисунков, содержание которых составят знакомые песни, музыкальные произведения. Время от времени можно организовать выставки рисунков, в которых дети изображают свою разнообразную музыкальную деятельность и в саду, и дома.
Движение мелодии вверх, вниз можно проиллюстрировать на музыкальной лесенке с пятью ступеньками. Ребенок показывает всем как звучит мелодия, передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз. После этого детям можно предложить другую попевку и обратить их внимание, что здесь, помимо движения мелодии вверх, есть два звука, которые находятся на одной высоте. Продемонстрировать это движением руки вправо на одном уровне.
Для развития чувства ритма используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку «Андрей-воробей». Вначале с детьми разучивается сама прибаутка, т. е. слова и мелодия. А затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. Различные попевки, прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?»
Использование музыкально - дидактических игр в процессе слушания музыки.
Дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная». Кроме того, применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.
В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Г Свиридова, В Шаинского и других. В саду имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомят ребят на музыкальном занятии. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показывают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.
В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя аудиозапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки». Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
Слушание произведений в аудиозаписи — один из приемов восприятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей эмоциональными впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Концерты как бы подводят итог пройденного материала.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений считаем так же необходимым.
Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения желательно сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложить детям придумывать свои движения. Показать различные иллюстрации с пляшущими клоунами, петрушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметить, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности, двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
Интересные игровые творческие задания желательно проводить после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа говорит: «Это музыка — танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело» — и пошла по залу подскоками. Миша придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.
В свободное от занятий время предложить детям задание: придумать композицию танца, при этом организовать как бы соревнование между подгруппами — кто больше и лучше придумает движений. Дети договариваются между собой, какие элементы движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наиболее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.
Для детей старшего возраста часто используется музыкальный центр. Прослушивание фонограмм русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. Овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.
Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импровизировать, а с другой — при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.
Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз, затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обходят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.
Сколько радости доставляет детям игры на музыкальных инструментах.
Этому вопросу следует уделять особое внимание, так как именно игра детей на инструментах чаще всего встречается в музыкально-дидактических играх. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Знакомство с инструментами осуществляется планомерно. Уже в младшей группе дети узнают металлофон, слышат его звучание.
Если работу вести систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах ансамблем, оркестром. Они лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся более активными на музыкальных занятиях.
Для того, чтобы заинтересовать и научить детей игре на музыкальных и шумовых инструментах необходимо использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания; постепенно усложнять задачи и упражнения.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками и т. д. Педагогу важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может "звучать". Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т. п. На начальном этапе в ходе экскурсий полезно обратить внимание на шорох травы, скрип деревьев, шелест шин автомобилей, вой ветра и других шумов окружающего мира. Это позволит накопить детям слуховой эмоциональный багаж, на который впоследствии будет опираться педагог. Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами.
На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучания инструментов – сравнить звучание бубна и металлофона, ложек и треугольника, погремушки и свистульки, найти разницу в звучании. Лучше такие сравнения проводить во время игры “Чудесный мешочек”, когда ребенок достает игрушку из мешка и играет, а другие дети угадывают какой инструмент звучит. Для развития мышления, памяти и воображения можно использовать загадки с описанием внешнего вида и звуковых качеств инструмента. Это обогатит словарный запас детей и поможет педагогу в дальнейшем экономить время при раздаче инструментов.
На следующих занятиях можно придумывать различные простейшие игры, обыгрывая игрушки: идёт медведь, скачет зайка, бежит лошадка (усталая или веселая, птички летают (много или одна) и т. д.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, надо показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Для того, чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий необходимо проводить такие игры как «Поезд», «Эхо», «Ежик» и другие подобные игры, когда дети постепенно или поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить общий строй. Так, в игре «Поезд» педагог становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как играет педагог.
Такие игры как «Эхо» позволят детям развивать внимание и память, т. к. детям необходимо запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его. В игре «Ежик»персонаж встречает детей, играет с ними. На более поздних этапах, когда детям уже не столь интересно играть в простые игры, можно усложнить задачу и поиграть в «Сломанный магнитофон». В этой игре дети по знаку педагога играют, а по другому его знаку прекращают играть, но вынуждены просчитывать про себя ритм и темп, чтобы, когда педагог даст знак, вновь вступить в игру и не нарушить общее звучание ансамбля.
Можно использовать ритмический рисунок имён ребят, предложить им угадать, кого позвал педагог. Например, Ма-ри-на, Сла-ва, Е-гор. Затем можно усложнить задачу, попросив кого-нибудь из детей позвать кого-то сердито, ласково, с угрозой или шутя.
Когда дети усвоят ритм слов и научатся их воспроизводить на различных инструментах, можно перейти к разучиванию четверостиший и потешек. На данном этапе неизбежна коррекционная работа. Дети в силу возрастных особенностей сразу не смогут сыграть слаженно. Кто-то будет отставать, кто-то спешить, а кто-то и вовсе просто просидит на своем месте не играя. Но педагог должен увидеть таких детей, поработать с ними индивидуально и включить в общую деятельность. Кроме коррекционной работы необходимо работать с попевками на продолжение ритма.
Каждое занятие необходимо понемногу усложнять задания: поиграть на инструментах впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо. Когда дети свободно овладеют этими приемами игры, можно научить их играть заданный ритм с использованием данных приемов, а затем попытаться менять ритм в процессе исполнения произведения. Использование музыкально-ритмических движений в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах позволит детям лучше запомнить в каком месте звучания музыки необходимо перейти на исполнение другого ритма и сделает исполнение произведения более ярким и интересным.
Данные занятия хорошо усваиваются детьми старшей группы, а чем старше становятся дети, тем сложнее становятся задания. Так, если дети 4-5 лет хорошо усваивают игру на металлофоне на 1-2 звуках, то в 5-6 лет уже хорошо осваивают игру на 2-3 близлежащих звуках.
С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов, который бы выступал перед детьми и родителями. Это поможет повысить заинтересованность детей к занятиям музыкой, привлечет внимание родителей к работе детского сада и просто повысит настроение исполнителей и слушателей
Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья"Использование комплексного подхода в коррекции речевых нарушений и развитии музыкальных способностей у дошкольников на интегрированных занятиях"
В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия музыкального руководителя и логопеда в ДОУ...
РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании...
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия логокуб «Птичий двор» для познавательного развития детей раннего возраста
Автором представлен материал по использованию дидактическоего пособия логокуб "Птичий двор"...
СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНО...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»
Семинар-практикум для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»...
Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...
Методическая разработка «Музыкально-дидактическая игра «Собери свой оркестр» как средство развития музыкальных способностей детей подготовительной к школе группы»
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами...