Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.
статья

Лещенко Ольга Владимировна

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией. Индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_individualizatsii.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.

Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательно- образовательного процесса в рамках реализации  ФГОС ДО, который должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

Создание таких условий при реализации, которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией. Индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Предметно-пространственной среда, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию.  Ребенок, действуя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, собрать коллекцию, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок «Мое настроение», "Уголок именинника".

В группах старшего возраста в творческой форме воспитатель совместно с ребенком фиксируют его достижения.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях.

Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".

В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.

Стенд «Наш веселый детский сад» показывает все способности ребенка. Стенд «Наши достижения» используется для демонстрации достижений воспитанников в городских, областных конкурсах, выставках.

Постоянно действующая выставка совместно с родителями, у ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Определиться с выбором деятельности в младшем дошкольном возрасте помогает кубик путеводитель. В старшем дошкольном возрасте проектирование ребенком своего дня осуществляется по макету «Наш день», где Родитель – активный участник, Воспитатель– помощник.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий для занятий по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

Из опыта работы воспитателя ЧДОУ «Детский сад №103 ОАО «РЖД» г.Лиски Масловой Людмилы Анатольевны....

Статья из опыта работы «Создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского к...

Консультация для педагогов "Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья....

Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»

Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»     Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...

Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»...

Сертификат СК 197668 30 декабря 2020гПриняла участие в международной конференции: Здоровье сберегающие технологии и основополагающие принципы их применений в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС

Сертификат  Приняла участие в международной конференции: Здоровье сберегающие технологии и основополагающие принципы их применений в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС, тема д...

Консультация для родителей. Функциональная грамотность."Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим выростить нравственно здоровое поколение, то до...