Как воспитателю общаться с родителями, и какие бывают сложности.
материал

Костюшина Юлия Валерьевна

Консультация для педагогов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитателю общаться с родителями,

и какие бывают сложности

Чтобы общение с родителями дошкольников было эффективным, постройте его на пяти принципах. Они вытекают из ФГОС ДО. Поговорим о каждом принципе отдельно.

Принцип гуманизма. Задача воспитателя и родителей – вырастить ребенка человечным, добрым по отношению к другим людям. Для этого и семья, и воспитатель должны понимать, что человеческая жизнь – высшая ценность.

Принцип целостности. Детский сад и родители сотрудничают, чтобы создать единый механизм воспитания ребенка. Они отвечают за духовно-нравственное и социокультурное развитие детей. В основу развития закладывают ценности семьи и общества.

Принцип помощи. ДОО помогает родителям сформировать систему воспитания в семье, условия для психического и физического здоровья ребенка, его социализации.

Принцип включения. Родителей нужно привлекать к сотрудничеству с ДОО через совместные образовательные проекты.

Принцип сотрудничества. Воспитатель сотрудничает с родителями ребенка. У обеих сторон должны быть общие цели воспитания.

Из-за чего бывают сложности в работе с родителями

Одна из главных задач воспитателя – организовать взаимодействие с семьями по вопросам развития и обучения детей. Эту задачу выполнить сложно, особенно воспитателям, которые только начали профессиональную деятельность. Сложности возникают по трем причинам.

Во-первых, проблемы и конфликты в работе с семьями зачастую связаны с неопытностью воспитателя и молодостью родителей. Обеим сторонам нужен компромисс, но они не могут его найти, и из-за этого противоречия только нарастают.

Во-вторых, воспитатель может по-разному относиться к ребенку и его родителям. Например, ребенок вызывает у воспитателя положительные эмоции, а его родители – наоборот. В общении с ними воспитатель переживает неудовлетворенность, обиду, непонимание, возмущение и выраженную агрессию.

В-третьих, само по себе общение воспитателя и родителей – это специфический вариант отношений. Взаимодействие сторон изначально предполагает противоречия и барьеры в общении. О барьерах, с которыми воспитатели сталкиваются на практике, читайте в следующем разделе.

Какие барьеры мешают воспитателю эффективно общаться с родителями

Есть шесть частых барьеров. Разберем их подробно.

1. Эмоции. С юридической точки зрения родитель выступает в роли заказчика образовательной услуги, а воспитатель – исполнителя. Но педагог полностью включается в жизнь детей. Воспринимать ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг невозможно. И у воспитателя, и у родителей есть эмоции, личное отношение друг к другу. Это мешает сторонам общаться только в профессиональном русле.

2. Быстрый переход к близкому общению. Отношения воспитателя и родителей хотя и формальные, но чрезвычайно личностные. Причина в ребенке – он связующее звено между семьей и воспитателем. Ребенок разрушает барьеры между сторонами до того, как они оказываются к этому готовы. У воспитателя, как правило, уже есть педагогический опыт: он умеет строить подобные отношения. Но родителей быстрый переход к близкому общению смущает.

3. Конкуренция между семьей и воспитателем. Ребенок – это личный смысл для родителей и профессиональный смысл для воспитателя. Нередко между сторонами возникает неосознанная конкуренция: за эмоциональный отклик ребенка, вложенные усилия, общение.

Противоречие может привести к конфликту. Если родители сильно заняты на работе, у них возникает чувство вины. Они переживают, что ребенок получает в семье мало внимания. Недостаток общения с семьей дошкольник стремится восполнить в детском саду. Он сближается с воспитателем, но родителям это не нравится, они испытывают чувство ревности.

4. Поведение дошкольника. Поступки дошкольника не всегда радуют окружающих. Дома родители списывают невоспитанность ребенка на его возраст или уникальность. В саду же воспитатели, другие дети или их родители хотят, чтобы ребенок соблюдал правила поведения. Например, не обижал сверстников, не разбрасывал одежду, не лез в чужую тарелку и т. п.

Общество предъявляет множество простых правил, но они не всегда очевидны для родителей. Зачастую семья уверена, что к ребенку просто придираются. Они конфликтуют с теми, кто предъявляет к ребенку претензии, даже если они обоснованы.

5. Позиция воспитателя. У воспитателя зачастую не сформирован баланс профессиональной позиции в отношении ребенка. Ему непонятно, в какой степени педагог – это представитель общества и носитель социальных норм, а в какой – друг ребенка и его семьи.

Чтобы преодолеть этот барьер, ориентируйтесь на возрастные задачи развития ребенка, но учитывайте, что поведение дошкольника может быть незрелым. Разрешайте воспитаннику чувствовать себя ребенком, но учите ответственности и самостоятельности. В этом же ключе общайтесь с семьей дошкольника.

6. Система воспитания в семье и детском саду. Родители воспитывают ребенка по собственным правилам. Они исходят из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя как представителя образовательной системы  свои представления. Они могут не совпадать с позицией семьи. Задача обеих сторон – выработать общую стратегию воспитания. Достичь этой цели возможно, но процесс трудоемкий: ему сопутствуют конфликты и противоречия.

Важно!!!

Как избавиться от противоречий между воспитателем и семьей

Помните, что у вас и родителей единые воспитательные задачи. Нужно ориентироваться на интересы дошкольника, давать ему возможность чувствовать себя ребенком, полноценно развиваться. Важно, чтобы педагоги и семья осознавали безусловную ценность детства. Объясните родителям, почему так важно сотрудничать, а не конфликтовать с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Какая бывает обувь?»

Цели: помочь различать по внешнему виду обувь, отвечать на вопросы,  развивать  внимание, речь, общую моторику,  активизировать словарь по теме «Обувь»....

Буклет "Памятка для воспитателей "Общаемся с родителями"

В буклет вошли рекомендации воспитателям о том, как правильно строить общение с родителями воспитанников:Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей;Проведение беседы с родителями по инициа...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"

занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...

Памятка.Как воспитателю общаться с родителями дошкольников

Как воспитателю общаться с родителями дошкольников...

Консультация для педагогов "Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов"

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраз...

Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов

Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ре...