Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольни-ков»
материал

Хамхоева  Эсет Ахятовна

Создать  условия  для  повышения  речевой  активности  детей дошкольного               возраста, вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель- Хамхоева Эсет Ахятовна

Слайд 2

Содержание: Введение Актуальность выбранной темы Цели и задачи использования технологии. 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Планы занятий Перспективное планирование Картотека игр 4.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 5.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Диагностика Список литературы

Слайд 3

Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Глава1. Актуальность выбранной темы

Слайд 4

Актуальность темы Дошкольный возраст –это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи –высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения –неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. В структуре дефекта познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи большое место занимает нарушение внимания и памяти. У детей с общим недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Так же у детей с общим недоразвитием речи замедляется темп развития наглядно-образного мышления .На сегодняшний день -образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Мнемотехника -искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотаблица -это схема, в которую заложена определенная информация. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. Наглядное моделирование-эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста.

Слайд 5

Актуальность выбранной темы: -мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; -применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; -приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; -ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; -дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения

Слайд 6

Цели и задачи использования технологии: Цель: Создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста. Задачи: - вызвать желание у детей обогащать словарный запас, развивать связную речь; -развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. -развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; -снимать речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; -развивать мелкую моторику рук детей.

Слайд 7

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц , самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. В помощь детям использую мнемоквадраты . Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная.Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой . Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку . Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой , дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 8

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности: Начальный этап. Изучение литературы, подбор материала для развития связной речи у дошкольников, воспитание звуковой культуры речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, ее взаимосвязь. Основной этап. Дидактические игры и упражнения со словами. Беседы по сказкам. Составление рассказа по картинам. Заключительный этап. Консультации для педагогов и родителей на родительских собраниях и в индивидуальном порядке, организация развлечений для детей. Мониторинг уровня развития связной речи у детей с применением мнемотаблиц .

Слайд 9

Глава 2. Практический материал для использования в работе с детьми. Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15

Слайд 10

Перспективный план

Слайд 12

Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники

Слайд 13

https://www.instagram.com/p/CGaW4UUJ5Tq/?igshid=1ghna0fxwj0k2 Практический материал для работы с детьми. https://www.instagram.com/p/CFulfjNpmeR/?igshid=1s3piv6bz3n8o

Слайд 15

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад № 10 «Лучик») Глава 3. Практический материал для педагогов.

Слайд 16

Практический материал для педагогов.

Слайд 17

Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик» (МАДОУ детский сад № 10 «Лучик») 141707 Московская область город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15 Глава 4. Практический материал для родителей.

Слайд 18

Практический материал для родителей.

Слайд 19

Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 3 по 48 % Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 7 по 52%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 3 по 52 %; вырос уровень правильного звукопроизношения с 3 по 52%

Слайд 20

Мониторинг качества образования Результат использования образовательной технологии и выводы мониторинга: Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами . Стали легче воспринимать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы и уровень составил с 3 по 57% Повысился уровень обогащение словарного запаса детей с 13 по 57%; дети научились составлять пересказ стихотворений, загадок, рассказов по картинкам с 7 по 60%; вырос уровень правильного звукопроизношения с 7 по 50%

Слайд 21

Список используемой литературы: 1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т. В. Большова / Спб . ,2005 — 71с. 2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. 3. Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991 4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Москва “ Баласс ”, 2000 — 21с. 5. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Москва, 2005. - с. 59 6. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16 7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92 8. Короткова Э. П. Обучение детейдошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина , А. Л. Венгера . - М., 1988., стр. 73. 10. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115. 11. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...

Технология «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников» Большова Т. В.

Цель использования образовательной технологии Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру....