Зачем ребенку играть
статья

Назарова Елена Васильевна

Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения. А для этого каждому ребёнку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие к огорчённому, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут к ребёнку сами собой. Их надо воспитывать.

Первым примером гуманных взаимоотношений - отношение между родными людьми - должна служить семья. Я, педагог, тоже хочу, чтобы мои воспитанники росли добрыми и справедливыми, умели дружно играть, заниматься различными видами совместной деятельности.

Нравственное развитие ребёнка 4-5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему не безразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть и т. д. Это усиливает потребность в общении со сверстниками.

Если общение почему-либо не складывается, ребёнок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. В одних случаях дети просто не умеют играть. И их нужно этому научить. В других случаях они проявляют грубость по отношению к товарищам. Тогда воспитатель должен дать детям образцы правильного поведения, хвалить их за положительные поступки.

Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Дети очень общительны. Это качество постепенно проявляется в стремлении играть вместе. Любое стремление детей в общении со сверстниками необходимо поддерживать, отмечать их успехи. Игра остаётся ведущей деятельностью. Дети в ходе игры проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками, учатся дружить, уступать, понимать другого человека. Иными словами, закладываются основы толерантности.

Огромная  роль  в  развитии  и  воспитании  ребенка  принадлежит  игре  –  важнейшему  виду  деятельности  в  дошкольном  возрасте.  Относительно  организации и  участия  в  игровом  процессе,  родители  занимают  разные  позиции.  Некоторые родители  не  принимают  участия  в  играх  детей,  тем  самым  предоставляя  им полный выбор  действий  в  игровой  деятельности.  Или  же  считают,  что  их  функция  в организации  игры  заключается  в  обеспечении  большого  количества  игрушек.  Другие родители,  напротив,  уделяют  чрезмерное  внимание  играм  своего  ребёнка  и  время от  времени  сами  принимают  в  них  участие.  Но  в  настоящее  время  всё  больше родителей  в  погоне  за  развитием  и  вовсе  запрещают  своему  ребёнку  играть  в угоду  различным  кружкам,  школам  и  прочему,  считая,  что  таким  образом  они развивают  ребёнка.  Но  на  самом  деле  всё  оказывается  наоборот,  развитие  не только  замедляется,  но  и  многое  теряет по причине  отсутствия  игры.  О  том,  чего  на  самом  деле  лишают  родители  своих  детей,  поступая  подобным  образом,  в  этой  статье  и  пойдёт  речь.

Ребёнок  растёт,  развивается,  и  вместе  с  ним  меняется  и  расширяется осознаваемый  им  предметный  мир.  Со  временем  этот  мир  составляют  предметы  не  только  из  непосредственного  окружения  ребёнка,  с  которыми  он  может  действовать,  но  и  предметы,  которые  являются  для  ребёнка  физически  недоступными.  Данное    противоречие  может  разрешиться  только  в  игровой  деятельности.

«Только  в  игровом  действии  требуемые  операции  могут  быть  заменены другими  операциями,  а  его  предметные  условия  могут  быть  заменены  другими  предметными  условиями,  причем  содержание  самого  действия  сохраняется.  Таким образом,  овладение  ребенком  более  широким,  непосредственно  недоступным  ему    кругом  действительности  может  совершаться  только  в  игре.»

Также  игра  является  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте,  с развитием  которой  происходят  основные  изменения  в  психике  ребенка  и  внутри которой  развиваются  психические  процессы,  подготовляющие  переход  ребенка  к новой  ступени  его  развития,  а  именно,  происходят  важнейшие  изменения  познания,  чувств,  воли,  характера  и  всей  личности  ребёнка.  Также  на  этом  возрастном  этапе,   благодаря  ведущей  деятельности,  зарождаются  и  развиваются  важнейшие новообразования:  память,  воображение,  произвольное  поведение  и  его  осознание,    личное  самосознание  и  т.  д.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем ребенку развивающие игры

Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать...

«Зачем ребенка учить играть?»

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, главное умение этого возраста.  Игра развивает у дошкольника  внимание, память, мышление, эмоционально-волевые качества,...

"Зачем ребенку нужна игра"

Родительское собрание....

Консультация для родителей на тему "Как и Зачем учить ребенка играть"

Консультация для родителей на тему "Зачем ребенку играть" и "Как научить ребенка играть".Давайте играть вместе!...

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему «Зачем ребенку игра».

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему «Зачем ребенку игра»....

Конспект родителям "Зачем ребенку игра"

Конспект родителям "Зачем ребенку игра"...