Графическая (проективная) диагностика эмоциональной сферы дошкольника
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Использование проективных методик, направленных на определение развития эмоциональной сферы ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВАМИ МАНИПУЛИРУЕТ?

  Чем это грозит родителям

Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над человеком, и этот человек —вы. Всякая власть развращает. К тому же вы закладываете первый камень той стены, которая теперь имеет все шансы вырасти между вами. Ведь нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми.

  Чем это плохо для ребенка

Он обучается новой для себя модели отношений, основанных на шантаже. Эта модель может ему понравиться, потому что дает почти мгновенный результат, а значит — возможность быстрого и легкого самоутверждения. Постепенно навыки неигрового, открытого общения вытесняются привычкой манипулировать. Пропасть между маленьким человеком и миром растет. В этой игре нет победителей.

  Как это начинается

В основе развивающейся психики лежит потребность провоцировать реакцию среды. Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что–то не так. В конце концов воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего–то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему.

  Что нужно, а чего не стоит делать ни под каким видом                                      

Прежде всего, не запускать этот процесс. Чем раньше вы начнете действовать, тем лучше. К сожалению, многим родителям мешает быть твердыми чувство вины перед ребенком. Избавиться от него можно, составив свою собственную «декларацию прав и обязанностей».

Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите свои права, справа — обязанности. Постарайтесь быть как можно более конкретными. Признайте за собой обязательства «по обеспечению жизненно важных потребностей и прав личности» маленького человека. Не забудьте при этом свои права, включающие непременное право на свою собственную, автономную от семьи жизнь. Напомните себе, что вы — хороший родитель, потому что ваш ребенок сыт, одет, ухожен, любим и…

  Начинайте отстаивать свои права

Уже на самых ранних стадиях общения (до года) постарайтесь найти золотую середину в общении с ребенком. Никаких жертв. Не стоит класть свою личность на алтарь материнства, иначе в дальнейшем вы непременно потребуете от ребенка компенсации за то, что «все делали только ради него», хотя сам малыш в этом ну никак не виноват!

Часто истерики связаны с попытками малыша заполучить кого–либо из родителей в безраздельное владение. Некоторым это даже льстит — почему бы не увидеть в этом проявление любви? Не стоит покупаться на такие вещи.

 Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. В таком случае переключение внимания ребенка на другой объект – это лишь временная передышка, этим вы откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится.

Бесполезно читать лекцию, пускаться в длинные объяснения, пытаясь апеллировать к его сознанию и совести. В такие моменты даже взрослому не всегда удается действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку почему, собственно, вы не будете выполнять его требование (скажем, сидеть рядом целый день, забросив все дела). Но прекратите любой разговор, как только он начнет топать, кричать и т.д. Просто перестаньте его замечать и выйдите из комнаты. Не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестоко вырастить несчастного человека, не способного к нормальному общению. Если вы сумеете остаться непреклонны, потребуется повторить процедуру не более трех раз. Когда ребенок затихнет, дождитесь, пока он сам вступит с вами в контакт. В особо запущенных случаях некоторые дети воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и дуться долго не нужно. Постарайтесь сохранять вид непринужденный, но ни в коем случае не «пуленепробиваемый».

Общайтесь с ребенком на равных. Постарайтесь избавиться от ролевого общения. Забудьте об имидже Матери, Воспитателя, Большого Умного Взрослого. Не сюсюкайте. Попробуйте говорить с ним как с другом. Так легче всего уважать и себя, и своего собеседника. Последите за собой и избавьтесь от манеры говорить о себе в третьем лице: «Мама все видит! Мама сердится».

Необходимо выработать у ребенка уважение к частному пространству. Если у него есть своя территория, где он чувствует себя защищенным и неприкосновенным, где ему не мешают, то он лучше поймет и примет ваше право «на автономию». Почаще демонстрируйте уважение к пространству малыша. Например, стучитесь, когда входите в его комнату.

Предоставляйте ему возможность выбора — хотя бы в мелочах ( какую еду есть, какую одежду носить и т.д.) Но самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права… но не большие



Предварительный просмотр:

КАК СФОРМИРОВАТЬ ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ    

1.Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Например, приучать малыша засыпать самому в своей кроватке, без укачивания, или спать в прохладной комнате при открытой форточке можно еще до того, как ему исполнится год. Чуть позже можно приучать ребенка мыть перед едой руки, на ночь убирать на свои места игрушки, потом – говорить «спасибо», первым здороваться со старшими… Еще позже – уступать в транспорте место пожилым людям, помогать старым и слабым, всегда доводить начатое до конца, выполнять любую работу не кое-как, а хорошо… и чем раньше начать предпринимать усилие, чтобы какой-то навык стал привычным, выполнялся автоматически, тем быстрее можно прийти к успеху.

2.Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Если ребенок не видит, как  мама и папа, придя с работы, моют руки, как утром чистят зубы, ему трудно эти действия сделать привычными, даже если взрослые постоянно ему о них напоминают.

3.Привычку не создашь дрессурой, это осознанный навык.                     Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. И получать удовлетворение от того, что он поступил правильно. Поэтому объясняйте, почему надо здороваться, убирать игрушки, говорить спасибо… И почаще хвалите за правильно выполненное действие.

4.Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение. На это уйдет немало времени, но торопиться нельзя. Воспитание – вообще процесс долгий.

5.Приобретение привычки не стоит ребенку никаких усилий, зато требует неимоверных усилий от его родителей. Это заметил кто-то из великих. Все так. Но твои усилия оправданы. Автоматизм в выполнении каких-то действий высвобождает время на развитие и творчество. А потом, что такое хорошие привычки? Это хорошее воспитание, как давным-давно сказал Платон. И вот когда дети станут поступать правильно, даже если никто за ними не наблюдает и никто их не контролирует, ты со спокойной совестью скажешь, что вырастила воспитанных людей.



Предварительный просмотр:

КАК МУЛЬТФИЛЬМЫ ВЛИЯЮТ НА РЕБЕНКА

Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство детей обожает мультфильмы. Дети готовы часами сидеть перед телевизором. Многих родителей волнует, не вредят ли глазам и нервной системе ребенка такие нагрузки. Разбираемся вместе, что же такое мультфильмы, могут ли они нанести вред ребенку.

На самом деле однозначно ответить на этот вопрос не получится. Безусловно, при длительном просмотре, особенно в раннем детском возрасте, в значительной мере могут пострадать глазки. Ребенок может стать более раздражительным, капризным, начнутся проблемы со сном – верные признаки перегрузки нервной системы. Но ведь при правильном подборе мультфильмов они могут приносить немало пользы. Как же быть?

Для начала, нужно ознакомиться с возрастными ограничениями по просмотру телевизора. Если придерживаться этих критериев, вред от телевизора можно свести к минимуму.

 Возрастные ограничения

Продолжительность пребывания у телевизора или компьютера во многом зависит от возраста ребенка:

До 1,5 лет смотреть телевизор вообще нежелательно, как и играть в телефон или планшет. Еще не созрела нервная система и слишком чувствительны и уязвимы органы слуха и зрения.

С 1,5 до 2 лет можно смотреть не более 5-10 минут в день.

С 2 до 3 лет – не более 10-20 минут в день.

С 3 до 5 лет – не более 30 минут в день.

С 5 лет и старше – до 45 минут.

Сократить до минимума время просмотра телевизора и видеоигры нужно тем детям, у которых проявляются неврозы, в том числе невротическое заикание (логоневроз). Следует также учитывать, что у каждого ребенка характер и возрастные особенности проявляются по-разному.

 Полезные мультфильмы

Мультфильмы могут быть очень полезными для общего развития ребенка, например:

• развлекательные мультфильмы, как правило, содержат много шуток и песен. Их полезно смотреть всей семьей, учить стишки и песенки, смеяться вместе. – в них много музыки, шуток. Сюжеты комичны. Песни из этих мультиков легко разучить и потом петь вместе. Примеры: Мама и медведь.

• поучительные мультфильмы показывают ребенку различные ситуацию, учат правильно на них реагировать, помогают отличить хорошие поступки от плохих. Примеры: «Кот Леопольд», «Ну, погоди».

• ознакомительные мультфильмы: таких в настоящее время очень много, они помогают выучить английский язык, провести утреннюю зарядку, узнать о жизни животных или тайнах океана. Примеры: «Уроки тетушки Совы», «Океаны».

 Какие мультфильмы смотреть ребенку не рекомендуется

К сожалению, в современном мире не все мультфильмы хорошо и походят для детского просмотра. Поэтому очень важно контролировать то, что смотрит ваш ребенок.

Рекомендуется избегать мультфильмов, в которых:

-В мультфильме есть чудовища, пауки, скорпионы.

-В мультфильме есть злые персонажи, которых нужно уничтожать.

-Герои ведут себя агрессивно, взрывают дома и машины, убивают или ранят других персонажей.

-Нет наказания злым поступкам героев.

-Как известно, во многих мультиках есть плохие герои, но на их примере дети обучаются (добро всегда побеждает зло или же злой герой раскаивается в своем поведении). Если этого не происходит, такой мультик можно считать вредным.

-Герои неуважительно относятся к людям, животным, природе.

-Персонажи мультфильма не соблюдают правила безопасности, нарушают разумные запреты.

-Очень важно не допускать мультиков, где персонажи совершают опасные для жизни поступки, например, едут на крыше автобуса, бегают по крышам, вылезают из окна на веревке, прыгают с высоты и т.д. К сожалению, дети склонны повторять за любимыми героями даже такие действия, что может быть очень и очень опасно, поэтому допускать такие примеры настоятельно не рекомендуется.

Герои позволяют себе насмехаться над больными, слабыми или беспомощными героями.

Не рекомендуется показывать ребенку раннего возраста мультфильмы с уродливыми, страшными вымышленными персонажами.



Предварительный просмотр:

Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников


Такие  параметры эмоциональной сферы как: эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек».

Комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.


Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников.

В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:

  • рисунок начинается с изображения ног и ступней;
  • фигура человека на рисунке очень маленькая;
  • в рисунке присутствуют облака;
  • у нарисованного человека покатые плечи;
  • в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).

О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.

Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, т. е. для детей с ведущим левым полушарием.

Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:

  • штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);
  • штриховка, выходящая за контуры фигуры;
  • стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
  • предпочтение красных тонов.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.

Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:

  • выполнение изображения короткими штрихами;
  • наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;
  • изменчивый нажим карандаша;
  • отсутствие изображения шеи.

Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки.

О высокой самооценке свидетельствуют:

  • крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
  • сильный, уверенный нажим;
  • длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.

На уровень низкой самооценки указывают:

  • расположение рисунка в нижней части листа;
  • частые стирания;
  • слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);
  • изображение несоразмерно маленького туловища;
  • отсутствие изображения ног.


Показатели противоречивой самооценки

(высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):

  • расположение человека в верхней части листа;
  • изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);
  • уход от выполнения задания — ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;
  • штриховка ног, преувеличенный размер обуви.

Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Методы диагностики эмоциональной сферы дошкольника.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и вос-питатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных ко...

Диагностика Развития эмоциональной сферы дошкольников

Диагностика "развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы" включает в себя описание критериев и методов диагностики, характеристику уровней ра...

Диагностика познавательной сферы дошкольников

Представлены диагностические методики для выявления уровня познавательных процессов детей дошкольного возраста....

Диагностика личностной сферы дошкольников

Приведены методики диагностики личностной сферы дошкольников....

Диагностика эмоционального развития дошкольников. Цветовой тест эмоциональных состояний. Рекомендации для педагогов.

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера....

Методика диагностики эмоциональной сферы

Методика диагностики эмоциональной сферы...