Диагностика Развития эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка

Мария Гляделкина

Диагностика "развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы" включает в себя описание критериев и методов диагностики, характеристику уровней развития детей и диагностические карты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития эмоционально-волевой сферы средствами художественной литературы

  • Критерии и методы диагностики
  • Характеристика уровней развития
  • Диагностические карты

Разработала

Воспитатель МБДОУ д/с 10

Гляделкина Мария Викторовна

Диагностика развития эмоционально-волевой сферы средствами художественной литературы

у детей дошкольного возраста (средняя группа 4-5л)_______________________________________

ФИО

С интересом слушает литературное произведение, воспринимает его содержание

Способен сопереживать героям произведений: сочувствовать, радоваться, огорчаться

Используя пиктограмму, выражает, какое эмоциональное состояние оставляет прочитанное произведение

Способен оценить поступки героев, свои поступки и поступки сверстников категориями «хорошо» // «плохо»

Используя пиктограмму, способен соотнести поступок с эмоцией, которую он вызывает

Объединяясь

в игре

со сверстниками, взаимодействует

с товарищами, умеет договариваться, подчиняется правилам игры

Итог

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Средняя группа критерии диагностики развития эмоционально-волевой сферы средствами художественной литературы и характеристика уровней.

  1. «С интересом слушает литературное произведение, воспринимает его содержание». Методы диагностики: чтение литературного произведения, наблюдение, вопросы по прочитанному произведению, беседа.
  2. «Способен сопереживать героям произведений: сочувствовать, радоваться, огорчаться». Методы диагностики:  наблюдение, вопросы по прочитанному произведению, беседа.
  3. «Используя пиктограмму, выражает, какое эмоциональное состояние оставляет прочитанное произведение» Методы диагностики:  вопросы по прочитанному произведению, беседа, дидактическая игра «Подбери смайлик»
  4. «Способен оценивать поступки героев, свои поступки и поступки сверстников категориями «хорошо» // «плохо» Методы диагностики:  беседа по прочитанному произведению, беседа по картинкам, дидактическая игра «Хорошо-плохо»
  5. «Используя пиктограмму, способен соотнести поступок с эмоцией, которую он вызывает» Методы диагностики:  беседа по картинкам, дидактическая игра «Подбери смайлик»
  6. «Объединяясь в игре со сверстниками, взаимодействует с товарищами, умеет договариваться, подчиняется правилам игры» Методы диагностики: наблюдение.

Уровень развития

Характеристика

Высокий

Ребенок с интересом слушает литературные произведения, отвечает на вопросы по содержанию. Сопереживает героям, выражает эмоции от прочитанного произведения. Способен оценивать поступки литературных героев, свои поступки и сверстников, используя элементы анализа и простые категории «хорошо/плохо». Использование пиктограмм эмоций вызывает у ребенка интерес, правильно подбирает пиктограммы к эмоциям, уверенно использует их в качестве оценки к поступку или выражения своих чувств и переживаний. В игре активен, доброжелателен, способен следовать правилам, договариваться со сверстниками, адекватно выражая свои чувства, проявляя внимание к чувствам других.

Средний

Слушает литературные произведения, отвечает на вопросы по содержанию с помощью воспитателя. Сопереживает героям, выражает эмоции от прочитанного произведения. С помощью наводящих вопросов оценивает поступки литературных героев, свои поступки и сверстников. Использует пиктограммы эмоций при содействии воспитателя, не всегда правильно подбирает пиктограммы к эмоциям. В игре доброжелателен, но не высокоактивен. Не всегда успешно договаривается со сверстниками.

Низкий

Не проявляет интереса к чтению литературных произведений, вопросы по содержанию вызывают значительное затруднение. Не возникает эмоциональный отклик на прочитанное. С трудом определяет собственные эмоции. Работа с пиктограммами эмоций вызывает затруднения. Игровая деятельность слабо развита: с трудом следует правилам, теряет интерес, конфликтует, не обращает внимания на эмоции других.

Диагностика развития эмоционально-волевой сферы средствами художественной литературы

у детей дошкольного возраста (старшая группа 5-6л)____________________________________

ФИО

С интересом слушает литературное произведение, восприни-мает его, отвечает на вопросы по содержанию

Сопережи-вает героям произведе-ний. Способен выразить возникшие эмоции словами, мимикой, жестами

Используя пиктограмму, точно выражает, какое эмоциональ-ное состояние оставляет прочитанное произведение

Адекватно оценивает поступки героев, свои поступки и поступки сверстников. Объясняет сою оценку, описывает возникшие эмоции.

Используя пиктограмму,  точно соотносит поступок с эмоцией, которую он вызывает

В игре взаимодействует

со сверстниками,

умеет договариваться, улаживать конфликты, подчиняется правилам игры, объясняет правила.

Обращает внимание на чувства и эмоции других, способен действовать в соответствии с эмоц-ным состоянием окружающих

Итог

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Старшая группа критерии диагностики развития эмоционально-волевой сферы средствами художественной литературы и характеристика уровней.

  1. «С интересом слушает литературное произведение, воспринимает его, отвечает на вопросы по содержанию». Методы диагностики: чтение литературного произведения, наблюдение, вопросы по прочитанному произведению, беседа.
  2. «Сопереживает героям произведений. Способен выразить возникшие эмоции словами, мимикой, жестами». Методы диагностики:  наблюдение, вопросы по прочитанному произведению, беседа, дидактическая игра «Покажи эмоцию».
  3. «Используя пиктограмму, точно выражает, какое эмоциональное состояние оставляет прочитанное произведение» 

Методы диагностики:  вопросы по прочитанному произведению, беседа, дидактическая игра «Подбери смайлик»

  1. «Адекватно оценивает поступки героев, свои поступки и поступки сверстников. Объясняет сою оценку, описывает возникшие эмоции.» Методы диагностики:  беседа по прочитанному произведению, беседа по картинкам, вопросы, дидактическая игра «Хорошо-плохо»
  2. «Используя пиктограмму, точно соотносит поступок с эмоцией, которую он вызывает» Методы диагностики:  беседа по картинкам, дидактическая игра «Подбери смайлик»
  3. «В игре взаимодействует со сверстниками, умеет договариваться, улаживать конфликты, подчиняется правилам игры, объясняет правила игры сверстникам.» Методы диагностики: наблюдение, беседа.
  4. «Обращает внимание на чувства и эмоции других, способен действовать в соответствии с эмоциональным состоянием окружающих»

Уровень развития

Характеристика

Высокий

Ребенок с интересом слушает литературные произведения, отвечает на вопросы по содержанию. Сопереживает героям, способен осознать эмоции от прочитанного произведения, рассказать о них, выразить эмоции мимикой. жестами. Способен адекватно оценивать поступки литературных героев, свои поступки и сверстников, объяснить свою оценку, опираясь на принятые в обществе нормы и ценности. Использование пиктограмм эмоций вызывает у ребенка интерес, он правильно подбирает пиктограммы к эмоциям, уверенно использует их в качестве оценки к поступку или выражения своих чувств и переживаний. В игре активен, доброжелателен, не конфликтен, способен следовать правилам, объяснять их товарищам, договариваться со сверстниками. Адекватно выражает свои чувства, проявляет внимание к чувствам других. Способен действовать в соответствии с эмоциональным состоянием окружающих: подбодрить, выразить сочувствие, разделить радость и тд

Средний

Слушает литературные произведения, отвечает на вопросы по содержанию с помощью воспитателя. Сопереживает героям, выражает эмоции от прочитанного произведения. Оценивает поступки литературных героев, свои поступки и сверстников, с помощью наводящих вопросов обосновывает свою оценку. Использует пиктограммы эмоций, при содействии воспитателя подбирает пиктограммы к эмоциям. В игре доброжелателен, но не высокоактивен. Не всегда успешно договаривается со сверстниками. Адекватно выражает свои чувства, при побуждении воспитателя проявляет внимание к чувствам других, способен подбодрить, посочувствовать, уступить и тд

Низкий

Не проявляет интереса к чтению литературных произведений, вопросы по содержанию вызывают значительное затруднение. Возникает слабый эмоциональный отклик на прочитанное. С трудом определяет собственные эмоции, затрудняется выразить их с помощью мимики и жестов. Работа с пиктограммами эмоций вызывает затруднения. Игровая деятельность слабо развита: с трудом следует правилам, теряет интерес, конфликтует, не обращает внимания на эмоции других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Диагностика развития познавательной сферы дошкольника

Цель: Выявить уровень ориентировки в величине предметов у детей старшего дошкольного возраста....