Детская мультипликация в этико-эстетическом развитии и социализации дошкольника
статья (средняя группа)

Чепанис Ирина Анатольевна

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Важнейшим психолого-педагогическим аспектом художественного произведения является его этические характеристики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chepanis_ia_no11.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»

Детская мультипликация

в этико-эстетическом развитии

и социализации дошкольника

(доклад)

Подготовила: воспитатель

Чепанис Ирина Анатольевна

20.03.2020

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Важнейшим психолого-педагогическим аспектом художественного произведения является его этические характеристики. Каждое произведение несет определенный этический заряд, который воспринимается ребенком и влияет на его личностное развитие. В этическом развитии ребенка можно выделить две основные линии, в соответствии с двумя ведущими этическими категориям – мораль и нравственность. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей.

ФГОС ДО определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиа среде, представленной по большей части телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

- формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

- развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Исследования психологов и искусствоведов утверждают, мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального.  Что и подтверждал Выготский Л.С.

Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли.

Детям свойственно копировать поведение окружающих, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.

Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (литература, живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного интеграционного искусства можно считать мультипликацию. Мультфильм интегрирует в себе изобразительное и выразительное художественное творчество, поэтому так интересен становится детям.

Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического воздействия на детей дошкольного возраста.

Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

Таким образом, полноценное использование всех средств художественно-эстетического развития детей, включая и мультипликацию, позитивно влияет на социализацию ребенка, повышает его этико-эстетическую воспитанность и образованность, а, в конечном итоге, и на уровень качества дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская изобразительная деятельность как средство социализации дошкольника

Статья предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования...

Проект "Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков дошкольника"

Я начала этот проект с желанием, чтоб мои воспитанники пошли в школу с навыками сотрудничества, чтоб они умели находить выход из проблемных ситуаций, чтоб они умели работать по определенным прави...

Презентация личного опыта. «Детская мультипликация как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи».

Я предлагаю вашему вниманию свою работу по теме «Детская мультипликация как средство развития детей с ТНР»....

Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков у старших дошкольников

Каждый педагог стремится вложить в своих воспитанников или учеников все свои знания, всю свою душу, передать опыт, научить их думать и делать выводы, применять полученные знания, действовать и доводит...

Отчет по самообразованию по теме Использование современной образовательной технологии «мультипликация» в познавательном развитии старших дошкольников.

Отчет по самообразованию по теме "Использование современной образовательной технологии "мультипликация" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"...

Помощь детского сада и семьи в социализации дошкольника

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты социализации дошкольников в современном обществе....

"Мультипликация как всестороннее развитие старших дошкольников"

В статье раскрыт процесс создания мультфильмов с дошкольниками. Создание анимационных продуктов включает в себя разнообразную деятельность: речь, игра, познание, художественно-творческая деятельность ...