"Мультипликация как всестороннее развитие старших дошкольников"
статья (старшая группа)

В статье раскрыт процесс создания мультфильмов с дошкольниками. Создание анимационных продуктов включает в себя разнообразную деятельность: речь, игра, познание, художественно-творческая деятельность и др. Результатом чего у старших дошкольников происходит разностороннее развитие качеств личности. Обосновано и раскрыто содержание проекта «Мультипликаторы», в котором принимают участие дети, родители, педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korotkova_n.v._statya_mult_1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Короткова Н.В.

МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3»

Г.Сертолово

Liebetimo@mail.ru

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В статье раскрыт процесс создания мультфильмов с дошкольниками. Создание анимационных продуктов включает в себя разнообразную деятельность: речь, игра, познание, художественно-творческая деятельность и др. Результатом чего у старших дошкольников происходит разностороннее развитие качеств личности. Обосновано и раскрыто содержание проекта «Мультипликаторы», в котором принимают участие дети, родители, педагоги.

Ключевые слова: дошкольное образование, мультфильм, анимационная педагогика, творческие способности,

В наше время важно учитывать задачи дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Обязательно развитие таких качеств личности, как: усвоение норм и  ценностей, расширение кругозора, помощь в раскрытии творческих способностей и потенциала дошкольника [1]. Исходя из педагогического опыта, всестороннее развитие дошкольника возможно через создание мультфильмов. Ведь события, которые происходят в мультфильме, помогают в воспитании эстетических чувств, эмпатии, развитии мышления, речи, фантазии и других качеств.

Важно, что мультфильм  создается в оригинальной креативной манере, создаваясь на проблемной ситуации, которая встречается дошкольнику в реальной  жизни. За простой сюжетной линией  скрываются важные темы, которые необходимы для развития мировоззрения ребенка. В анимационных работах раскрыты интересные и познавательные моменты.

Исследованием влияния анимации на развитие дошкольников занимались О.В. Казачек, М. И. Медведева, Е.Ю. Красный, Л. И. Курдюкова.

Педагог Юрий Евсеевич Красный считал, что основа анимационной педагогики является:

  • У каждого ребенка есть творческие способности;
  • Мультипликация дает возможность дошкольнику освоить окружающий мир, опираясь на свои интересы и делая их частичкой выразительных средств;
  • Использование разнообразных видов детской деятельности в создании мультфильмов [2].

В книге «Мультфильмы своими руками» Лина Ивановна Курдюкова утверждает, что использование технологии мультипликации помогает развитию детей, стимулируя их творческую активность и раскрепощая мышление. Занимаясь мультипликацией, дети получают богатый опыт разнообразных видов деятельности[3].

Проанализировав ряд психолого-педагогической и искусствоведческой литературы (Г.Н. Козак, М.И. Яновский, Л.И. Баженова), а также исследований мультипликаторов (И.П. Иванов, Ю.Б. Норштейн) позволили сделать следующее утверждение: мультфильм - уникальный инструмент, который оказывает важное воздействие[4]. Так как благодаря ему происходит использование художественного приема - взаимосвязь фантастики и реальности. Такие мировые исследователи как Л.С. Выготский  раскрывали  особую роль воображения в развитии дошкольников. Получая различные эмоции с персонажами мультиков, дошкольники начинают создавать модель мира, начинают понимать, где добро и зло, перевоплощаясь в роли и формируя образы для подражания[5].

На базе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 3» Всеволожского  района мною был разработан проект «Мультипликаторы» в течение учебного года, целью которого является знакомство старших дошкольников с технологией создания мультфильмов.

В создании мультфильмов принимали  участие педагоги, старшие дошкольники и их родители. В конечном итоге педагогами совместно с детьми и родителями была создана целая коллекция мультиков, которыми теперь пользуется детский сад, некоторые из них стали победителями различных районных и городских конкурсах.

         Структура проекта  включает три этапа:

  1. Подготовительный этап.

Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.

На подготовительном этапе велась следующая работа:

  • Знакомство дошкольников с историей мультипликации;
  • Показ классической мультипликации;
  • Беседы: «Как раньше создавались мультфильмы?», «Твой любимый персонаж мультфильма»;
  •  Знакомство с профессиями, которые участвуют в создании  мультфильма: мультипликатор, сценарист и др.;
  • Проведение викторин, разгадывание загадок;
  • Выставка рисунков.
  1. Основной этап.

Результатом этапа стало создание мультфильмов с использованием способа фотосъемки и передвижки персонажей.

Были выбраны следующие темы для мультфильмов:

  • «Россия-Родина моя»;
  • «Мама»;
  • «Новый год»;
  • «Блокадный чай»;
  • «ПДД»;
  • «У Лукоморья дуб зеленый…»
  • «Моя семья».

Создание каждого мультфильма  проводилось в несколько этапов:

  • Идея - выбор тематики. Тема выбиралась, исходя из событий или важных дат в ДОУ;
  • Сценарий - выбор материала (сказки, стихотворения и др. материала);
  • Создание персонажей и фона.

Очень важно учитывать возраст детей и их способность в зарисовки персонажей.  Создание нескольких  видов фона, учитывая события, происходящие в мультфильме. Данная работа проходит в несколько этапов, так как очень трудоемкая.

  • Съемка.

Настройка оборудования и движение персонажей. Важна смена поз и местоположения по миллиметрам. Плавное движение героев будет происходить благодаря большому количеству кадров. Но учитывая особенности дошкольников, мы ограничили время анимационных работ, продолжительность которых у нас составляли 3-7 минут.

  • Монтаж.

Монтажирование происходит на телефоне или компьютере в специальных программах. Каждый кадр проходит обработку и сохраняется. Затем всё соединяется в один мультфильм.

  • Озвучивание.

В заключительном этапе создания анимационной работы происходит озвучка детьми, педагогами, а также подборка звуковых эффектов и музыкальное сопровождение.

  1. Заключительный этап.

         Готовые творческие продукты демонстрировались в ДОУ, а также родителям и детям нашей группы. Для родителей была презентован видео-материал всех этапов проекта «Как создавались мультфильмы». Родителям было предложено совместно с детьми создать маленький короткометражный мультфильм.

Важно отметить, что создание анимационной работы - это многогранная работа, включающая в себя разные виды  деятельности: познание, коммуникация, речь, художественно-эстетическая и др.

Результатом проделанной работы создания мультфильмов у старших дошкольников является развитие таких качеств как: активность и любознательность, эмпатия и др. Таким образом, работа над созданием мультфильмов - это технология, которая позволяет  воспитателю решать множество педагогических задач. Новые темы, различные виды материалов, оригинальные технологии, право выбора – все эти элементы помогают избежать однообразие детской деятельности.

Библиографические ссылки:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/.pdf Дата обращения: 20.01.2021.
  2. Проектная деятельность в области эстетического воспитания дошкольников: создание мультфильма (из опыта работы): методическая разработка: авт. коллектив: Н.А. Гнедова, Л. Ф. Ионова [и др.] ; под ред. Г. А. Рубан. Самара, 2016.
  3. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Нагибина М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  6. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
  7. Долгова А. Т. Создание мультфильма своими руками посредством проектной деятельности в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 22-25. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10993/  Дата обращения: 31.01.2021.
  8. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе"

Настоящее учебно-методическое пособие разработано с целью оказания практическим работникам ДОУ методической помощи при организации игровой деятельности со старшими дошкольниками....

Влияние техники квиллинг на всестороннее развитие старших дошкольников

Влияние техники квиллинг на всестороннее развитие старших дошкольников...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Предназначение дошкольного периода развития ребенка заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реф...

Отчет по самообразованию по теме Использование современной образовательной технологии «мультипликация» в познавательном развитии старших дошкольников.

Отчет по самообразованию по теме "Использование современной образовательной технологии "мультипликация" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"...

Опыт работы «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СПОСОБ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Аннотация к опыту работы по теме «Коллекционирование в ДОУ  как способ  всестороннего развития старших дошкольников». «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это ве...