Опыт работы «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СПОСОБ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
статья (старшая группа)

Смолина Ольга Дамировна

Аннотация к опыту работы по теме «Коллекционирование в ДОУ  как способ  всестороннего развития старших дошкольников».

 

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».                            

                                                                                        Ян Амос Коменский

Коллекционированием я начала заниматься с детьми в августе 2022 года, когда дети перешли в старшую группу.

Заинтересовались мы с ребятами коллекциями «скрепышей» и «завров», которые дети собирали, участвуя в акциях магазина «Пятёрочка». У детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в детский сад. Дети сами стали приносить в группу предметы и игрушки, которые они собирают. Это были и      собаки (плюшевые, пластмассовые, маленькие и большие), лошадки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

Актуальность:

Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер!

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.    Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

А показывая свою коллекцию друзьям, ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться  к такому рассказу заранее.

Цель моей работы:

развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально - коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

  • создать условия для развития детского коллекционирования;
  • развивать любознательность и познавательную активность детей;
  • способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;
  • учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

Педагогический энциклопедический словарь определяет коллекционирование как «(от лат. collectio - собирание, сбор), целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный и художественный интерес».

Требования при отборе объектов для детских коллекций:

  • доступность – включают образцы, которые собирали дети, воспитатели, родители;
  • безопасность – любой объект коллекций безопасен для ребенка;
  • учет природоохранного аспекта при сборе коллекций.

Этапы работы:

1 этап адаптация приема коллекционирования:

  • изучение литературы по данной теме;
  • накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

2 этап создание условий для развития детского коллекционирования в группе и реализации его развивающих функций:

  • организация  развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
  • включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
  • привлечение родителей к процессу создания коллекций

3 этапорганизация собственных выставок и коллекций детей.

 

 

 

1 этап:

  1. Изучила литературу по данной теме:
  •  Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1096-1098. 32
  •  Веракса Н.Е.,  Галимов О.П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. –  М.; Синтез, 2014
  •  Исакова  Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  • Прохорова Л.Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.
  •  Рыжова Н.Как стать коллекционером //Игра и дети - №4-2004г
  •  Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Авт.- сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева/- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.- 193 с.
  1. Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей

Постепенно мы стали привлекать к коллекционированию родителей. Оказалось, что у многих дома хранится очень много интересных вещей. Это и старые открытки, ракушки, пуговицы, магниты, коллекция тарелок.

Для родителей было организовано анкетирование по теме «Коллекционирование в дошкольном возрасте», проведены консультации «Коллекционирование – это интересно», «Детское коллекционирование».

По данным анкетирования были сделаны следующие выводы: 48% родителей                         собирали в детстве различные коллекции и сейчас помогают делать это своим детям. 80 % заинтересовались темой коллекционирования в ДОУ, готовы помочь в этом.

Родителям важно, чтобы дети получали от собирания коллекции удовольствие и получали определённое развитие и знания.

 

 

2 этап:

  1. Организация  развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования

Обустроили с ребятами место хранения наших коллекций  и решили установить правила работы с ними.

В ходе работы с коллекцией были установлены правила:

  1. принесенные вещи можно давать всем детям группы;
  2. обращаться с коллекцией аккуратно и бережно;
  3. не стоит их прятать в шкаф;
  4. любую коллекцию нужно где-то хранить, обустроили это место вместе с детьми;

Провела с детьми беседу–рассуждение «Моё представление о коллекционировании». Посмотрели с детьми мультфильм «Коллекция» из серии «Смешарики», рассмотрели предметы, которые можно коллекционировать. Дети поделились своим представлением об этом увлечении, обсудили, что бы им хотелось ещё узнать и чтобы они хотели коллекционировать.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

  • Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.                                                                      
  • Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.).
  • Игроваяигры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
  • Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.


 2. Привлечение родителей к процессу создания коллекций.

К ребятам на встречу согласилась прийти и показать свою коллекцию тарелок старший воспитатель нашего ДОУ и мама нашей воспитанницы Алисы - Кузнецова Анна Андреевна.

 

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей.

Наши коллекции:

  • коллекция магнитов (мемомагнетика) «Города России и другие страны»,
  • коллекция  раковин,
  • коллекция «Пуговичка»,
  • коллекция пластиковых крышек.

 

Распространение опыта

 На экскурсию  приходили ребята средней группы

Мои публикации: https://nsportal.ru › olga-damirovna-smolina

https://mcoip.ru/blog/2022/10/25/opyt-raboty-kollekczionirovanie-v-dou-kak-sposob-vsestoronnego-razvitiya-starshih-doshkolnikov/

https://planeta-p.space/journa

 Так как эта тема для меня новая и я занимаюсь ей всего три месяца, но   определённые результаты в нашей работе уже появились .

                              Результаты работы:

  •    улучшение взаимоотношения детей;
  • пополнение развивающей среды;
  • более тесное сотрудничество с    родителями воспитанников;
  •  определились интересы детей;
  •  повысилась речевая активность;
  • расширится познавательный кругозор детей.

             Планируемые результаты:

  • Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций;
  • Проявление у детей активности, инициативности, творческих
    способностей в различных видах детской деятельности;
  • Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию и презентации коллекций детей);                                      
  • Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Опыт работы

 «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ДОУ  КАК СПОСОБ  ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

«Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».                            

                                                                                        (Ян Амос Коменский)

Коллекционированием я начала заниматься с детьми в августе 2022 года , когда дети перешли в старшую группу.

Заинтересовались мы с ребятами коллекциями «скрепышей» и «завров», которые дети собирали, участвуя в акциях магазина «Пятёрочка». У детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в детский сад. Дети сами стали приносить в группу предметы и игрушки, которые они собирают. Это были и      собаки(плюшевые,пластмассовые,маленькие и большие),лошадки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

Актуальность:

Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер!

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.    Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

А показывая свою коллекцию друзьям, ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться  к такому рассказу заранее.

Цель моей работы:

развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально - коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

  • создать условия для развития детского коллекционирования;
  • развивать любознательность и познавательную активность детей;
  • способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;
  • учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

Коллекционирование – это:

Толковый словарь определяет коллекционирование

как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный и  т.п. интерес» 

Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

Требования при отборе объектов для детских коллекций:

  • доступность – включают образцы, которые собирали дети, воспитатели, родители;
  • безопасность – любой объект коллекций безопасен для ребенка;
  • учет природоохранного аспекта при сборе коллекций.

Этапы работы:

  • 1 этап адаптация приема коллекционирования:
  • - изучение литературы по данной теме;
  • - накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

  • 2 этап создание условий для развития детского коллекционирования в группе и реализации его развивающих функций:
  • -организация  развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
  • - включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
  • -привлечение родителей к процессу создания коллекций
  • 3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей

1 этап:                                                              

  1. Изучила литературу по данной теме:
  •  Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1096-1098. 32
  •  Веракса Н.Е.,  Галимов О.П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. –  М.; Синтез, 2014
  •  Исакова  Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  • Прохорова Л.Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.
  •  Рыжова Н.Как стать коллекционером //Игра и дети - №4-2004г
  •  Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Авт.- сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева/- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.- 193 с.
  1. Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей

Постепенно мы стали привлекать к коллекционированию родителей. Оказалось, что у многих дома хранится очень много интересных вещей. Это и старые открытки, ракушки , пуговицы ,магниты , коллекция тарелок.

Для родителей было организовано анкетирование по теме «Коллекционирование в дошкольном возрасте»  , проведены консультации «Коллекционирование – это интересно», «Детское коллекционирование.»

По данным анкетирования были сделаны следующие выводы: 48% родителей                         собирали в детстве различные коллекции и сейчас помогают делать это своим детям.

80 % заинтересовались темой коллекционирования в ДОУ, готовы помочь в этом.

Родителям важно ,чтобы дети получали от собирания коллекции удовольствие и получали определённое развитие и знания.

  1. этап:    

1.Организация  развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования

Обустроили с ребятами место хранения наших коллекций  и решили установить правила работы с ними.

В ходе работы с коллекцией были установлены правила:

  • принесенные вещи можно давать всем детям группы;
  • обращаться с коллекцией аккуратно и бережно;
  • не стоит их прятать в шкаф;
  • любую коллекцию нужно где-то хранить, обустроили это место вместе с детьми;

Провела с детьми беседу–рассуждение « Моё представление о коллекционировании». Посмотрели с детьми мультфильм «Коллекция» из серии «Смешарики»,рассмотрели предметы, которые можно коллекционировать. Дети поделились своим представлением об этом увлечении, обсудили, что бы им хотелось ещё узнать и чтобы они хотели коллекционировать.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

  • Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.                                                                      

Мы с ребятами беседовали о коллекции книг, которую я принесла им показать ,а также воспитанница нашей группы Соня М. пробовала представить свою коллекцию книг «Машины сказки».

У наших девочек имеется коллекция пони. Они играют с ними, учатся фантазировать, придумывать различные истории и сказки.

  • Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества

( рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)

Например, ребята пробовали делать бабочек из разноцветных фантиков.

  • Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

          Детям очень нравятся дидактические игры с пуговицами и пластиковыми крышками.

         « Составь по образцу с помощью крышек»

  • Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.

Ребята сами раскладывают коллекции по местам, наводят порядок  в уголках коллекционирования.


2.Привлечение родителей к процессу создания коллекций.

К ребятам на встречу согласилась прийти и показать свою коллекцию тарелок старший воспитатель нашего ДОУ и мама нашей воспитанницы Алисы- Кузнецова Анна Андреевна.

Она рассказала историю появления коллекции , условия её хранения и значимость.

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей.

Наши коллекции:

  • У нас в группе есть коллекция магнитов (мемомагнетика) «Города России и другие страны».С её помощью дети знакомились с географией, мы с ними отмечали на карте города нашей страны и другие страны те, где приобретен или откуда привезен тот или иной магнит; учились составлять творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; отмечали климатические особенности разных регионов.
  • Также у нас имеется Коллекция  раковин . Коллекция постепенно пополняется: родители приносят самые разнообразные ракушки ,привезенные с юга. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. После проведения летних отпусков, дети с огромным интересом обследуют принесенные в группу ракушки, сравнивая их по размеру и рисунку; считают количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.
  • У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», родители и бабушки помогали подбирать материал .Дети заметили, что пуговицы изготавливают из разного материала: металла, пластмассы, дерева. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания детских развивающих игр, коврика для профилактики плоскостопия, разнообразных поделок. Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет), улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным. Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи. Во время занятий игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие компоненты составляющие основу психического здоровья и благополучия детей
  • Коллекция пластиковых крышек. Она может использоваться  в различных образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Крышки можно разложить по цветам, по форме, по размеру.

Мы часто используем крышки как счётный и раздаточный материал для проведений занятий по ФЭМП.

Крышки также можно использовать в рисовании, изготовлении дидактических игр, для изготовления дорожек здоровья.

      Распространение опыта
           

На экскурсию  приходили ребята средней группы, которые с удовольствием      рассматривали наши коллекции и принесли нам для их пополнения ракушки и магниты.

       Так как эта тема для меня новая и я занимаюсь ей всего три месяца, то о достижении каких-то определённых результатов я сказать не могу.

Планируемые результаты:

  •    улучшение взаимоотношения детей;
  • пополнение развивающей среды;
  •    более тесное сотрудничество с родителями воспитанников;
  •  определятся интересы детей;
  •  повысится речевая активность;
  • расширится познавательный кругозор детей.