индивидуальная программа для обучения ребёнка с диагнозом аутизм
рабочая программа

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_s_diagnozom_autizm.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Солнышко»

Индивидуальная программа обучения для ребенка с аутизмом

на 2018-2019 учебный год

Составили воспитатели: Хороля Е.С.

Вануйто Е.Н.

Яр-Сале 2018 г.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта; 
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Характеристика детей с расстройством аутистического спектра.

 Характеристика  детей с расстройством аутистического спектра базируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи), раннее проявление патологии психического развития. О. С. Никольской в 1985 - 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма. 1-я группа - дети с отрешенностью от внешней среды.  Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детей отличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.  2-я  группа - дети с отвержением внешней среды. Они более активны, чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач. С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.). Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе. 3-я группа - дети с замещением внешней среды. Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого- педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. 4-я группа - дети со сверхтормозимостью окружающей средой. У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

«Установление контакта с аутичным ребенком»

Тема

                    Содержание

Результат

Установка контакта с ребенком.

Игра «Ручки»                                                                                                Цель: создать положительный эмоциональный фон, позволяющий установить контакт с ребенком.

Ориентировка в пространственной координации.

Игра «Ладушки»                                                                                       Цель: упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

 Игры на развитие моторики рук.

Игра «Найди место для игрушки»                                                     Цель: развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Игры на развитие моторики рук.

Игра «Собери фигурки»                                                                           Цель: укрепление мышц пальцев и кистей рук.

 

Игры на развитие моторики рук.

Игра «Кусачки»

Стр. 39 Е. А. Янушко                                                                                Цель: развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Игры на развитие моторики рук.

Игра «Ветерок» Стр. 62 Е. А. Янушко                                                          Цель: укрепление мышц пальцев и кистей рук.

Игры на развитие моторики рук.

Игра «Цветной лабиринт»

Стр.190  Е. А. Янушко                                                                            Цель: развитие произвольных движений пальцев рук; развитие силы рук; развитие соотносящих движений рук.

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»                                          Цель: создать положительный эмоциональный фон, позволяющий установить контакт с ребенком.

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»                                           Цель: создать положительный эмоциональный фон, позволяющий установить контакт с ребенком.

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Коза рогатая»                                                             Цель: создать положительный эмоциональный фон, позволяющий установить контакт с ребенком.

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Ладушки»                                                         Цель: создать положительный эмоциональный фон, позволяющий установить контакт с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития....

Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев.

Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического  развития, индивидуальных возможностей, ...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с элементами аутизма

В помощь педагогу-психологу детского дошкольного учреждения при разработке индивидуального образовательного маршрута для дошкольника 4-7 лет с элементами аутизма....

Индивидуальная программа коррекционного развития ребёнка

Индивидуальная программа коррекционного развития ребёнка...