Методическая разработка "Волшебная избушка"
методическая разработка

Гареева Роза Газинуровна

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебная избушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_sr.gr_.docx146.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

Тема: «Волшебная избушка»

C:\Users\Радик\Desktop\hello_html_m45a133af.jpg

                                                                                                  Составила:

                         Воспитатель:

                         Гареева Р.Г.

                                                                                                 Категория: первая

 

Направленность:

Развитие  устной речи детей - грамматического строя речи, связной речи-диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Развитие познавательного интереса, кругозора.

Предпосылки:

Обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Вид:

Многофункциональное дидактическое пособие.

Предназначение:

Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-7 лет.

Актуальность:

Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Волшебная избушка»

Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками  могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми.

В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр .Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из  актуальных.


Этапы работы:

Перед тем как начать использовать дидактическое пособие  « Волшебная избушка» была проведена предварительная работа:

1.Создание условий для реализации методической разработки: подготовка и изготовление многофункционального дидактического пособия;

2.Подбор и изучение методической литературы;

3.Подбор иллюстраций для игрового пособия;

На следующем этапе с целью побуждения интереса детей, внесли дидактические игры.

Вначале  познакомились с дидактическими играми, потом стали применять для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в свободное от занятий время.

Ожидаемый результат:

-владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основываясь на опыте использования  данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.

Составляющие элементы: 
- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

Вариации:
- по используемому варианту;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;

Цель:

Развитие речевой активности у детей 5 – 7 лет по средствам игр с многофункциональным  пособием «Волшебная избушка»

Задачи:

Образовательные:

-обогащать речь детей существительными, обозначающими      предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;

- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

-упражнять в образовании однокоренных слов(снег-снежинка-снеговик-снежная)

Развивающие:

- продолжать развивать речь как средство общения;

-продолжать развивать фонематический слух;

 -развивать умение составлять рассказ, придумывать концовки сказкам.

 Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать умение детей работать в паре.

Описания пособия:

Домик из листа ЛДСП формата А2 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны, с наклеенным тонким листом железы с тыльной стороны; схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра ; счетные палочки

Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- развлечения с использованием речевых игр;

Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

- можно  переставлять, переносить.

Приложение

Формирование фонетических средств языка

Игра «Гимнастика для Язычка»

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.

Материал: карточки для артикуляционной гимнастики с образцами упражнений.

Ход игры. В кармашки – окошечки помещаются карточки с образцами артикуляционных упражнений. Игра заканчивается, когда все запланированные упражнения выполнены.

 Игра «Подбери слова к звуку»

Цель: подбор слов с определенным звуком.

Материал: На чердачном окошке — буква; предметные картинки с изучаемым звуком и другими звуками для дифференциации.

Ход игры. Дети отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

Игра «Подбери слова к схеме»

Цель: нахождение места звука в слове (в начале, середине или конце).

Материал. Карточки со схемами расположения звука в словах (в клеточке звук в начале, середине или конце схемы, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.

Ход игры. Воспитатель ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой изучаемого звука в слове. Ребенок определяет позицию звука в словах: если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

"Ищем звук Р в середине слов"

 Игра «Посчитай слоги (звуки) в словах»

Цель: определении количества слогов (звуков) в словах.

Материал. На чердачном окошке — цифра, предметные картинки со словами, состоящими из 1 (2, 3, 4, 5) слогов (звуков).

Ход игры. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество слогов (звуков). Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

"Ищем трехслоговые слова"

Игра «Ударение в словах»

Цель: нахождение ударного слога в слове.

Материал. Карточки со схемами расположения ударения в словах, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.

Ход игры. Воспитатель ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой слова с ударением на 1 (2, 3) слоге. Ребенок определяет ударный слог в словах: если местонахождение ударного слога соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

Формирование лексико-грамматических средств языка; актуализация и обогащение словарного запаса

Игра «Родственные слова»

Цель: ознакомление детей с родственными словами

Список опорных и родственных слов:

1. Снег (снежинка, снеговик, снегирь, Снегурочка, подснежник, снегокат).

2. Вода (водяной, водоросли, водолаз, подводная (лодка), водопад, земноводные).

3. Дом (домик, домовой, домашние (животные), бездомный, домище, домохозяйка).

4. Лес (лесок, лесник, лесные (звери), Лесовичок, лесоруб, лесовоз).

5. Сад (садовник, садик (детский), садовые (цветы), зоосад, рассада, посадка).

6. Рыба (рыбка, рыбак, рыбалка, рыбный (суп), рыбий (хвост), рыболовное или

рыболовецкое (судно)).

7. Кот (кошка, котята, котик, Котофей, кошачий (хвост), котище).

8. Ухо (ушкО (иголки), подушка, наушники, ушанка, длинноухий, ушастый).

9. Нос (носик, носовой, носорог, длинноносый, носач, носище).

10. Рука (ручка, рукав, рукавицы, наручники, рукодельница, рукопись).

11. Лёд (ледяные (сосульки), льдинка, леденец, ледянка, ледокол, ледник).

12. Гриб (грибы, грибок, грибочки, грибной (суп), грибники, грибница).

13. Солнце (солнышко, солнечная (система), подсолнух, солнечный (зайчик),

подсолнечное (масло), солярий).

14. Море (моряк, морской (конёк), морепродукты, мореплаватель, Лукоморье,

поморник).

15. Дорога (дорожка, подорожник, дорожные (знаки), железнодорожный (вокзал),

внедорожник, велодорожка).

16. Школа (дошкольники, школьник, школьница, школьные (принадлежности),

пришкольный (сад), дошколка).

Игра «Многозначные слова»

Цель: ознакомления детей с многозначными словами

Комплектация: ламинированные карточки с картинками - словами; карточка-схема многозначных слов «Клоуны-близнецы»; наборное полотно.

Список многозначных слов:

Набор № 1

1. Лук (овощ, оружие)

2. Коса (прическа, инструмент)

3. Мышка (грызун, компьютерная)

4. Молния (природное явление, фурнитура для одежды)

5. Гусеницы (насекомые, ходовая часть танка)

6. Шишка (еловая, на лбу)

7. Кран (водопроводный, строительный)

8. Норка (животное, жилище)

9. Лисички (грибы, животные)

10. Раковина (морская, умывальник)

11. Кол (оценка, деревянный)

12. Груша (фрукт, боксерская)

13. Соль (пищевая, нота)

Набор № 2

1. Ручка (ребенка, двери, шариковая, сумки)

2. Кисть/кисточка (руки, рябины, художественная, на хвосте)

3. Круг (геометрическая фигура, спасательный, детей (хоровод, гончарный)

4. Ключ (дверной, музыкальный (скрипичный, родник, гаечный)

5. Иголка/иголки (швейная, сосновая, от шприца, ежиная)

6. Хвост (лисий, кометы, прическа, самолета)

7. Ножка (стула, гриба, ребенка, бокала)

8. Труба (печная, водопроводная, подзорная, музыкальный инструмент)

9. Язык/язычок (орган осязания, ботинка, пламени, колокола)

10. Нос/носик (орган обоняния, лодки, чайника, птицы)

11. Шляпка (женская, гриба, шурупа, подсолнуха)

12. Пузырьки (лимонада, мыльные, для духов, медицинские)

13. Гребень (петушиный, для расчесывания волос, верхний край гор, волн)

14. Клетка (тетрадная, птичья, лестничная, под микроскопом)

Описание игры:

Воспитатель читает стихотворение:

Многозначные слова!

Их необычность такова:

Они – двойняшки, близнецы,

Озорные хитрецы!

Эти шустрые ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите их искать!

В кармашек выставляется картинка-схема с клоунами-близнецами.

В зависимости от варианта игры ( подбираются картинки с многозначными словами и помещаются на наборное полотно, тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.

Многозначные слова для разных возрастных категорий важно подбирать по уровню сложности.

Игра «Отгадай мои слова»

Игра проводится на начальном этапе знакомства с многозначными словами, пока еще детям неизвестен комплект слов пособия.

Слова-близнецы на картинках

Давно притаились и ждут:

Когда отгадаешь – какие из них

В нашей избушке живут?

Детям озвучивается одно многозначное слово и предлагается отгадать, какие слова «живут» в домике.

Отгаданные картинки помещаются на наборное полотно. Вариантов может быть больше, чем имеется картинок в наличии, тем самым расширяется и актуализируется словарный запас детей.

Например, детям предлагается отгадать, какие ключи «поселились» в домике. Возможные ответы детей: дверной, родник, музыкальный (скрипичный, гаечный, а также газовый, разводной, от домофона, от часов, гитарный, для компьютерной игры …

Игра  «Посмотри и назови»

На картинку посмотри -

Скорее слово назови!

Картинки раздаются детям. Дети называют слова, изображенные на картинках и прикрепляют их на наборное полотно, группируя по общему признаку.

Игра «Запомни – назови»

Слушай и запоминай,

Слова – двойняшки называй!

Детям читается стихотворение (рассказ, из которого предлагается выделить и назвать многозначные слова. Группа названных детьми слов помещается на наборное полотно.

Например, стихотворение «Ключ» (Н. Виноградов)

Им крутят гайки и болты,

Ключом часы заводишь ты.

Ключ - в кармане от двери.

Ключ - он бьёт из-под земли.

Ключ к познаниям - важный самый.

Ключ - у папы к сердцу мамы.

Сдают " под ключ ", как всё готово.

Ключ - замечательное слово!

Игра  «Отгадай загадку»

Ты загадки отгадай,

Слова – отгадки называй!

Детям предлагается прослушать загадку и назвать отгадки. Отгаданные слова помещаются на наборное полотно.

Например, загадка о ключах:

Нужно - напоит водою,

Нужно - гайку отвинтит,

А еще замок откроет,

И рядом с нотами стоит.

Игра «Слова наоборот»

Цель: ознакомление детей со словами-антонимами

Материал. Картинки со словами с противоположным значением

Ход игры. Из четырех слов, расположенных в кармашках-окошечках, ребенок выбирает только те, которые являются парными по противоположному признаку. Остальные картинки убираются.

Развитие связной речи

Игра «Играем в сказку»

Цель: активное коммуникативное общение детей

Материал. Плоскостные изображения атрибутов и героев сказок с кусочками липучей ленты «велькро» с тыльной стороны (для крепления на коврограф).

Ход игры. Дети берут на себя роли героев из сказки и передают содержание сказки, одновременно помещая фигурки персонажей на коврограф. (С помощью данных героев можно придумывать и «свои» сказки.)

Развитие мелкой моторики

Игра «Строим из палочек»

Цель: совершенствование мелкой моторики.

Материал: счетные палочки с магнитами, карточки для конструирования из счетных палочек с образцами упражнений.

Ход игры. На магнитной тыльной стороне дети конструируют изображения из счетных палочек. Правильность выполнения задания проверяется.

Формы работы:

- по подражанию;

- по образцу;

- по представлению.

Формирование психологической базы речи

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие вербального мышления

Материал. Предметные картинки.

Ход игры. Детям предлагается выбрать из четырех картинок лишнюю и объяснить свой выбор (картинки могут быть подобраны по лексической теме, по наличию звука в словах, по месту звука в словах, по ударному слогу, по количеству звуков (слогов) в словах и т. д.)

Игра «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания

Материал. Предметные картинки.

Ход игры. Детям предлагается запомнить расположение картинок на наборном полотне, после этого все закрывают глаза. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руку и называет.

Игра «Такой же, как …»

Цель: развитие восприятия, вербального мышления (подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка)

Материал. Подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (пушистые – кошка, лиса, шапка … ; шершавые – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)

Ход игры. Ребенку предлагается подумать, кто (что) бывает пушистым (колючим, шершавым, твердым, гладким …) и подобрать подходящие картинки из имеющихся.

Например, пушистыми бывают кошка, лиса, кролик, одуванчик … (подбираются картинки с этими предметами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проека "Заюшкина избушка"

Проект расчитан на 1 неделю и охватывает все направления развития....

Методическая разработка "Заячья избушка"

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы, с комментариями для показа открытого мероприятия для студентов....

Методическая разработка. Проект "Сказки у избушки"

групповой среднесрочный проект для детей старшего возраста...

Методическая разработка целенаправленной работы по театрализации литературного произведения русской народной сказки «Заюшкина избушка»

В методической разработке представлена схема перспективного планирования работы по театрализованной деятельности во второй младшей группе по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (работа расчитан...

Марьюшкина избушка. методическая разработка

                      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение...

методическая разработка в подготовительной группе по математике «Заюшкина избушка»

методическая разработка по математике на основе сказочного сюжета....