Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности.

 Тема: Труд и продукт труда (товар)

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Организация развив. среды для самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

-Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии»

-Труд в уголке природы

-Помощь в сервировании стола, уборке со стола после  приема пищи

-Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

- конструктор

- пазлы

- лабиринт

- карандаши

- раскраска

Беседа о труде.

Цель: сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых.

Пословицы и поговорки. Загадки.

Творческое занятие «Ленится – это плохо»

Цель: объяснить детям, что необходимо трудиться, лениться –плохо.

Игра: «Какие ошибки допустил художник?»

Игра: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра: «Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга».

Чтение стихов о труде и профессиях.

Игра: «Кто что производит»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Игра: «Кому что нужно» Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»

Оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку»

Подвижная игра «Выбор профессии»

Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакции и умение бросать и ловить мяч быстро реагировать и отвечать на вопросы.

Оборудование: резиновой мяч

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

- Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Профессии», «Товар»

-

Беседа: «Поход в магазин»

- познакомить с видами магазинов, разновидностями товара;

- развивать речевые умения, творческие возможности, способности к коммуникации, мышление, внимание;

- воспитывать вежливость, чувства дружбы, товарищества, интерес к окр. миру.

С/р игра «Магазин», «Супермаркет»

Цель: закрепить название «Товар», бережное отношение к вещам.

Беседа «Как деньги попадают к нам в дом»

Цель: упрочить взаимосвязь денег с трудом самых близких людей.

НОД «Товар в магазине»

Цель: формировать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам, дать первые знания о купле и продаже товара.

Игра «Кто что производит» 

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

Игра: «Собери вместе»

Цель: расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Словесная игра: «Какие бывают магазины»

Цель:

Дать знания детям о том, что магазины бывают разные. «Овощи и фрукты», «Одежда», «Продукты», «Магазин игрушек», «Булочная» и др.

Рассматривание иллюстраций из произведений С.Я. Маршака «Откуда стол пришел», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Игра: «Товарный поезд»- Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Словесная игра: «Где пригодится»

Цель: уточнить использование данного продукта.

Игра: «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Игра: «Маршруты товаров»

Цель: развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).

Рисование на темы: «За покупками в магазин», «Что можно купить?», «В посудной лавке», «Изготовление обоев для магазина» и др.

Оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку»

Подвижная игра: «Скажи ласково»

Оборудование: резиновой мяч

- атрибуты к с/р игре «Магазин» (товары, деньги, карточки, касса и т.д.)

-изготовление ценников (познакомить детей с ценником, сопоставлять цену товара с имеющимися у них деньгами)

Тема: Деньги и цена (стоимость)

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Организация развив. среды для самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

-Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине»

-

- изготовление ценников (познакомить детей с ценником, сопоставлять цену товара с имеющимися у них деньгами)

- штриховка «Монеты и купюры»

.НОД по мотивам сказки «Приключение монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны

Пословицы и поговорки о деньгах

Беседа «Работать и зарабатывать»

Цель: Объяснить детям, что такое трудиться, работать и зарабатывать.

Беседа «Как придумали деньги»

Цель: дать детям наиболее реалистичное представление о деньгах, научить понимать значение денег.

Беседа «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся»

Цель: продолжать формировать у детей представления о деньгах с токи зрения их внешнего вида, свойств и качеств.

НОД «Деньги- это….»

Цель: познакомить с историей денег, раскрыть основные функции денег. Формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена. Задачи: Познакомить с историей возникновения денег. Раскрыть и сформировать понятия «Деньги», «Монеты», «Купюры» и их внешний вид. Учить детей находить отличительные и сходные признаки между «Монетой» и «Купюрой» (железная, металлическая, бумажная). Развивать исследовательские качества; образное мышление, умение рассуждать. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность, положительное взаимодействие с сверстниками в совместном деле

Игра: «Найди и обменяй»

Игра: Соответствие числа и монеты.

Цель:  формировать у детей умения соотносить число денежному эквиваленту; - развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.

Составление рассказов на тем: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», «Муравьи и старый горшочек»

Обсуждение сказки  Т.В. Грековой «Клад».

Игра: «Домино»

Цель: закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Игра: «Что дешевле»

Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения

Кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили»

Цель: раскрыть детям смысл и рациональной траты денег.

Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми:

-Викторина для детей, «О какой сказке идет речь?»

Беседа: «В общем о деньгах»

- сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

Беседа: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.

С/р игра «Магазин»

Цель: закрепить название «Товар», бережное отношение к вещам.

Беседа «Что важнее денег?» (доброта, честность, благородство, способность сочувствовать, переживать, стремление помогать тем, кто в этом нуждается, жертвенность.

Беседа: «История денег в России».

Цель: расширить знания детей о деньгах, эволюция форм денег.

Игра «Кто что производит» 

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.

Решение арифметических задач.

«Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами».

Словесная игра: «Какие бывают магазины»

Цель:

Дать знания детям о том, что магазины бывают разные. «Овощи и фрукты», «Одежда», «Продукты», «Магазин игрушек», «Булочная» и др.

Игра «Купи другу подарок» Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Минутка безопасности. Моделирование проблемной ситуации «Что будет если..» Правила безопасного использования мелких предметов, в том числе монет.

Д/и «Закончи фразу» (Монета круглая, а купюра прямоугольная. Монета звенит, а купюра.. Монета металлическая, а купюра) Беседа «Деньги других стран» Расширить представления о деньгах других стран (доллары, евро, юани, бат, фунт, т.д.).

Рисование на темы: «За покупками в магазин», «Что можно купить?», «В посудной лавке», «Изготовление обоев для магазина» и др.

Оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку»

Подвижная игра: «Скажи ласково»

Оборудование: резиновой мяч

- атрибуты к с/р игре «Магазин» (товары, деньги, карточки, касса и т.д.

Тема: Доходы и расходы, семейный бюджет

НОД «Бюджет семьи, доход, расход».

Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;
развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению;
ознакомить детей со следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; 
дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;
развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;
воспитывать уважение к труду взрослых;
побуждение деловой активности.

Беседа «Потребности и желания»

Цель: объяснить детям, то такое потребности и желания.

Игра: «Бюджет моей семьи» Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Игра: «Советы покупателю» Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Решение арифметических задач.

«Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами».

Игра: «Кто что производит»

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Игра: «Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Игра: «Волшебный кошелек»

Цель: уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.

Игра «Домик-копилка» Цель: расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления).

Реклама: правда и ложь, желания и возможности

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

-Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочна реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине»

Беседа о рекламе.

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

НОД: «Что такое реклама»

Цель: образовательная – дать представление о рекламе, о её назначении, кто её придумывает – рекламщики, пиар агенты, пиар компании.

НОД: «Реклама: желания и возможности»

Цельсоздание условий для активного исследования темы, формирование у

детей представления о рекламе.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное Агентство»

Цель: формирование экономических представлений детей, предпосылок экономического мышления; формирование предпосылок поисковой деятельности.

Игра: «Играем в рекламу»

Цель: развитие связной речи, умение классифицировать товар по характерным признакам.

Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»

Рисование на темы:

«Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама»», «Спецэффекты в рекламе», «Реклама на плакатах».

Спектакль:

«Приключения копеечки»

Цель: сформировать  у детей внимательное и бережное отношение к финансовым документам объективное восприятие рекламы.

- пазлы

Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми:

-Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

-Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…..»

- Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

С/р игра: «Пиццерия для всей семьи»

Цель:  сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания.

Полезные экономические навыки и привычки в быту

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

- Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

- Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесённые из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают.

- Собирание тематических пазлов

Мини- беседа: «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Цель: формировать у детей полезных навыков и привычек в быту.

Праздник: «Мы- бережливые»

Цель: сформировать у детей целесообразности бережливости.

Составление рассказов на темы:

«Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я  испорчу игрушку?», «Хороший хозяин – это тот, кто….», «»Поему жадничать- это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»,  К.И. Чуковского «Федорино горе».

Обсуждение смысла пословиц и поговорок.

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде.

Рисование на темы:

«Игрушки моих родителей», «Моя любима игрушка», «Моя копилка»

Игра-эстафета:

«Хорошо-плохо»

Цель: заложить основ экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

Совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми:

- Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вториного, бросового материала.

- Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....

Просмотр презентации с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории возникновения денег, их предназначении.Задачи:Образовательные:• продолжать расширять знания детей о возникновении...

Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"

В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег....